Раскеп коленвала - это разность расхождения щек коленвала в зависимости от положения мотылевой (шатунной) шейки, обычно в противоположных положениях - НМТ - ВМТ; ЛБ - ПБ.
Для определения раскепа на щеках коленвала с внутренней стороны наносят (накернивают) углубления на расстоянии от оси мотылевой шейки, равному: (S+ d)/2 , где S - ход поршня, d- диаметр мотылевой (шатунной) шейки.
В эти накерненные углубления вставляют раскепник с индикатором часового типа, показывающим величину раскепа равную 0,01 мм.
Раскеп измеряют обычно в 4-х положениях коленвала через каждые 90е
Раскеп считается положительным и отмечается знаком плюс А. если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в ВМТ больше, чем при нахождении в НМТ.
Раскеп считается отрицательным и отмечается знаком минус, если расхождение щек кривошипа при нахождении мотылевой шейки в НМТ.
При положительном раскеле коленвал опущен вниз и это определяет расхождение щек. т. е. подшипники опущены относительно оси коленвала, а значит изношены больше, чем другие.
При отрицательном раскеле коленвал приподнят и подшипники расположены выше других.
Таким образом, для выравнивания оси коленвала при положительном раскеле рамовые подшипники поднимают, т. е. ставят новые большие по толщине, а при отрицательном раскеле рамовые подшипники опускают, т. е. ставят меньшие по толщине.
При ремонте всегда стремятся убрать положительный раскеп, и т. о. выровнять ось коленвала. Для этого иногда необходимо заменить один или два подшипника.
Величину раскепа указывают фирмы в технической документации на каждый двигатель, также величина раскепа указывается в технических условиях на ремонт.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+