Горшков Сергей Георгиевич | | 26.02.1910 - 1985 | Главком ВМФ СССР | Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, почти 30 лет (1956-1985 гг.) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он вошел в историю Советского Союза, историю России как выдающийся флотоводец и крупный руководитель, благодаря целеустремленности, настойчивости, энергии и высочайшим дипломатическим способностям которого фактически был построен современный океанский ракетно-ядерный флот.
Сергей Горшков родился в 1910 году в семье провинциальных педагогов. Отец преподавал математику, мать - русский язык и литературу. В семье было трое детей: две дочери и сын - будущий главнокомандующий ВМФ. Кстати, отец Горшкова происходил из семьи столяра-краснодеревщика, - старший из десяти его детей. Он рано проявил способности к точным наукам, был зачислен на бесплатное обучение в гимназию, которую закончил с золотой медалью, а потом и Харьковский университет. Видимо, его способности в значительной степени передались и сыну.
После окончания школы поступил в Ленинградский университет, а через год перешел в Ленинградское военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. В 1931 году служит на Черноморском флоте, через год на - Тихоокеанском. С 1934 года командует СКР "Бурун", который по итогам боевой подготовки 1936 года занял первое место в Морских силах РККА. После окончания в 1937 года курсов командиров кораблей в Ленинграде Сергей Горшков снова на Тихоокеанском флоте. В 1939 года он уже командир бригады эсминцев на Черном море, а через полгода - командир сформированной бригады крейсеров. С ней он и встретил войну, которую прошел, как говорится, "от звонка до звонка".
Горшков был участником всех десантных операций, проведенных на Черном море, начиная с десанта в августе 1941 года в районе деревни Григорьевка, что под Одессой. Будучи командующим Азовской и Дунайской флотилий, приобрел богатый опыт взаимодействия сил флота с войсками приморских фронтов. Некоторое время (в качестве одного из руководителей обороны Новороссийска) командовал 47-й армией. За особые заслуги Сталин предложил Горшкову закрепиться в должности командарма, на что Сергей попросил оставить его на флоте.
КОМАНДУЮЩИЙ ЧФ
С января 1945 года Горшков возглавляет эскадру Черноморского флота (ЧФ), одновременно привлекается к отработке предложений по программе военного кораблестроения (ПВК) на 1946-1955 гг. В ноябре 1948 года назначается начальником штаба ЧФ. В условиях начинающегося обострения послевоенной международной обстановки основные усилия в работе штаба он направляет на отработку планов подготовки сил флота к ведению боевых действий, а также пополнению корабельного состава и восстановлению всей инфраструктуры ЧФ. Большого внимания требовали начатые сразу после освобождения Крыма и проводимые вплоть до начала 50-х годов тяжелые и опасные операции по тралению миноопасных морских районов, фарватеров и гаваней базирования кораблей.
В феврале 1950 года восстанавливается Военно-морское министерство Советского Союза. В июле 1951 года состоялся Главный военный совет ВМФ по рассмотрению и обсуждению дел на флоте и его состоянию. На совете присутствовал Сталин. После этого совета военно-морским министром назначается Кузнецов, его первым заместителем адмирал Басистый, которого на посту командующего Черноморского флота сменяет Горшков.
Новый командующий ЧФ уделяет серьезное внимание строительству, формированию и обустройству создаваемого Южного полигона (начал функционировать в 1954 году) для будущих разнообразных испытаний ракетного оружия и проведению испытательных пусков ракет, - ведь наступала ракетная эпоха флота. Научно-технические достижения в области создания ядерных боеприпасов, атомной энергии, ракетной техники и радиоэлектроники требовали осмысления и внедрения их в строительство кораблей, создание новых видов вооружения. И эти новшества в дальнейшем развитии флота и его боевых средств уже тогда чутко улавливал Горшков. Но со смертью Сталина уже 15 марта 1953 года вновь объединяются Военное и Военно-морское министерства в единое Министерство обороны. А Николай Герасимович Кузнецов становится заместителем министра обороны - Главнокомандующим ВМФ.
Главный морской штаб (ГМШ) в конце 1953 года подготовил проект ПВК на 1956-1965 гг., который после одобрения Генеральным штабом и Министром обороны в начале 1954 года был представлен в Совет министров СССР. Однако программа не получила поддержки у руководства страны. Доработки ПВК, выполненные ГМШ дважды, в 1954 и 1955 гг., рассматривались на заседании Президиума ЦК КПСС, на которых с докладами выступал Кузнецов. И опять его предложения не получили поддержки у руководства страны. В свою очередь, руководство Минобороны и Генштаба, вроде бы одобряя планы и предложения ВМФ, не поддерживало их на совещаниях перед руководством страны. К сожалению, у флота не было сторонников и среди руководителей оборонных отраслей промышленности, так как представленные планы кораблестроения не были с ними согласованы.
Настойчивость и бескомпромиссность Кузнецова в отстаивании своих взглядов на развитие флота вызывало все большее недовольство и у министра обороны Жукова, и опять же еще большее недовольство у Хрущева, который к этому времени стал первым секретарем ЦК КПСС. Обстановка осложнялась. В июле 1955 г. по представлению Кузнецова его первым заместителем был назначен Горшков. Вскоре Николай Кузнецов перенес тяжелый инфаркт и по болезни ушел в отпуск. Обязанности главкома были возложены на Горшкова, и вся ответственность за дальнейшую подготовку планов строительства кораблей легла на его плечи.
В конце октября 1955 г. в Севастопольской бухте погиб от взрыва в носовой части линкор Новороссийск, что послужило поводом для снятия, Николая Кузнецова с должности главкома ВМФ и увольнению с военной службы. На его место в начале января 1956 г. был назначен Горшков. Решение руководства страны было воспринято неоднозначно во флотской среде, злые языки пустили в оборот выражение "Кузнецова сняли, а флот накрыли горшком".
ГЛАВКОМ ВМФ
В первые же дни в новой должности Сергей Горшков посетил Центральный НИИ военного кораблестроения (ЦНИИВК) и Институт вооружения ВМФ, где подробно рассмотрел предложения о перспективах развития флота. В обсуждении принимали участие также ученые Военно-морской академии, ЦНИИ им. А.Н. Крылова и конструкторы некоторых ЦКБ. В итоге в конце января 1956 года Совет обороны рассмотрел и одобрил подготовленный ВМФ и согласованный с министерствами оборонных отраслей промышленности план проектирования и строительства кораблей на 1956-1960 гг.
Все последующие планы и программы строительства флота разрабатывались под личным руководством Горшкова. Работая над перспективными вопросами развития флота, Горшков организует выставки-показы новых кораблей и систем вооружения непосредственно на СФ или ЧФ, приглашая на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов.
Показы сопровождались выходами участников на кораблях в море, где проводились тактические учения с выполнением боевых упражнений - пусков ракет, торпедных и артиллерийских стрельб, полетами авиации с использованием ее бортового оружия. В ходе выставок проходило обсуждение вопросов строительства не только кораблей и создания вооружения, но и развитие инфраструктуры флотов, решение социальных вопросов. Это повышало престиж флота в глазах руководства страны и руководителей ее оборонной промышленности.
Львиную долю своего рабочего времени в главкомате ВМФ Сергей Горшков уделял рассмотрению и решению вопросов кораблестроения, начиная с контроля над разработкой Оперативным управлением ГШ ВМФ оперативно-тактических заданий на корабли и по важнейшим комплексам вооружения, выдачи органами кораблестроения и вооружения тактико-технических заданий промышленности и заканчивая рассмотрением проектов кораблей и систем вооружения на разных стадиях их проектирования и разработок.
Получила дальнейшее развитие организационная система последовательного рассмотрения и утверждения на разных уровнях (КБ ОПК, НИУ ВМФ, заместитель ГК по кораблестроению и вооружению, Главный штаб ВМФ) различных этапов проектирования кораблей и разработок вооружения. В конечном итоге эскизные и технические проекты новых кораблей и разработки важнейших комплексов вооружения непосредственно рассматривались и утверждались главнокомандующим ВМФ на совещаниях с министрами Судпрома и других оборонных министерств, руководством Главного штаба, органов кораблестроения и вооружения, центральных управлений, НИУ ВМФ и КБ промышленности.
Сергей Горшков стал идеологом и организатором создания современного ракетно-ядерного океанского флота страны - он вывел его в Мировой океан. С нашим Военно-морским флотом - вторым в мире после ВМС США по боевому могуществу - вынуждены были считаться так называемые великие морские державы.
Он был выдающейся личностью по всем "параметрам" и требованиям к подобного рода военачальникам и крупным руководителям нашего бурного ХХ века, насыщенного войнами, другими потрясениями и катаклизмами, а также по оценкам его соратников и даже противников.
| По данным Независимое военное обозрение | |
| |