— Как стартовала навигация?
— Навигация началась не без проблем. Сперва городской оперативный штаб, невзирая на погодные условия, запретил движение пассажирских судов до 15 апреля. Затем, уже в мае, в результате судоводительских ошибок, выбора неудачного маневра, отсутствия учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, произошло несколько транспортных происшествий с пассажирскими судами. В остальном, как говориться, грех жаловаться.

— Какие задачи будете решать за эту навигацию?
— В этом году продолжается процесс совершенствования контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. В рамках проведения административной реформы готовятся изменения в законодательные и нормативные правовые акты. Ассоциация «АВПС» (Ассоциация владельцев пассажирских судов города Санкт-Петербург) в тесном контакте с Рабочей группой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта активно участвует в работе экспертного и делового сообщества. Главная задача — дальнейшее развитие речных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге и в Российской Федерации в целом.
Добавлю, что члены Ассоциации «АВПС» в этом году значительно расширили реализацию социальных и благотворительных программ, направленных на решение социально-экономических проблем. Это льготы многодетным семьям, участникам боевых действий, бесплатный проезд ветеранов ВОВ и сопровождающих лиц и, конечно, благотворительные рейсы для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— Есть ли в этом году какие-то проблемы, связанные с причалами?
— Безусловно есть. Меняются условия и появляются новые проблемы. Согласно приказа ФАС от 21.03.2023 № 147/23 все аукционы на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества проводятся в 2024 году в электронной форме. Уже первые такие аукционы ожидаемо привлекли внимание мошенников. Повторилась ситуация, регулярно возникающая на подобных мероприятиях по водопользованию, с той лишь разницей, что тут разыгрывается стоимость ежемесячной арендной платы за причал. В итоге из-за того, что в аукционе участвовали компании, на самом деле не занимающиеся судоходством, это привело к десятикратному повышению арендной платы за участок набережной, что напрочь лишает экономической целесообразности эту аренду. Поэтому, победители аукционов вынуждены были отказываться от заключения договора, а Мостотрест готовить и объявлять новый аукцион. Кроме того, большинство аукционов, проведенных в этом году, ограничивают срок аренды тремя годами, что прямо противоречит распоряжению КУГИ от 24.03.2005 № 114-р «О предоставлении в аренду сооружений внешнего благоустройства (городских набережных)».
Поясняю. С 2003 г., когда договоры аренды набережных заключались сроком на один год, Ассоциация боролась за увеличение сроков аренды. К концу нулевых годов срок аренды увеличили до 3-х, а потом и до 5-ти лет, а в 2017 г. при проведении аукционов на право заключения договоров аренды, распоряжением КУГИ от 24.03.2005 № 114-р в редакции распоряжения Комитет имущественных отношений от 01.09.2017 № 181-р, предусматривалось, что договор аренды заключается сроком на 10 лет. Это не только давало судоходным компаниям уверенность в завтрашнем дне, но и позволяло увеличить горизонт планирования финансово-экономической деятельности, включая строительство нового флота. Просуществовало такое положение меньше года и уже в 2018 максимальный срок договора аренды, право на который приобретено на аукционе вернулся к 5-ти годам. Если вы спросите, почему это происходит, я только могу высказать свое предположение. Собственник городских набережных, в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга заинтересован в регулярном повышении арендной платы и увеличении частоты этих повышений, а не в развитие пассажирских перевозок водным транспортом в Санкт-Петербурге.

Ну, и то, что для профессионального осуществления деятельности внутреннего водного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге судоходным компаниям приходится принимать участие в двух аукционах, сперва в аукционе на право заключения договора аренды набережной, а потом в аукционе на право заключения договоров водопользования у этой набережной, вызывает не просто недоумение, а откровенное возмущение. На мой взгляд, причины плодящие непомерное число мошенников во всех отраслях жизнедеятельности и бизнеса в недостаточной проработке законодательных актов, возможных последствий их принятия и мер противодействия этим последствиям. Кстати, в Госдуме уже почти два года находится законопроект об отмене этих аукционов, но его рассмотрение во втором чтении раз за разом переносятся. А вообще, история вопроса проведения аукционов по водопользованию насчитывает семь лет.
— Как боретесь с «пиратами» — судовладельцами, работающими без разрешения?
— У Ассоциации и ее членов нет ни инструментов, ни права вести борьбу с кем-либо, включая «пиратов». Мы информируем о нарушениях транспортную прокуратуру, полицию на водном транспорте, но на текущий момент этого, видимо, недостаточно. Контроль за соблюдением правил плавания должны осуществлять работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото— и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений и оперативной передачи такой информации в уполномоченные органы.
Ассоциация ведет постоянную работу по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов в области внутреннего водного транспорта, направляя свои предложения в органы исполнительной и законодательной власти. Можно считать, что это наш вклад в борьбу с «пиратами».

— В Санкт-Петербурге появляются новые суда, что скажете об этом?
— Обновление экскурсионно-прогулочного флота Санкт-Петербурга, строительство новых судов, с момента создания Ассоциации в 2003 году, ни на год не прекращалось. Ежегодно в эксплуатацию вводились два-три новых судна, правда однопалубных и уже зарекомендовавших себя проектов, чаще с определенными усовершенствованиями.

Исключением можно считать годы пандемии, тогда было построено только одно однопалубное судно. Для жителей и гостей города это практически не заметно, а вот появление новых двухпалубных катамаранов, судна на СПГ бросается в глаза. Уверен, что в ближайшие годы мы увидим в Санкт-Петербурге и суда с электродвигателями, какие-то инновационные проекты.
— Как думаете, с какими цифрами завершится эта навигация?
— Никогда не прогнозирую результаты перевозки заранее. Слишком много факторов, которые прямо или косвенно могут оказать влияние на итог работы судоходных компаний.

— Есть ли иностранный турист?
— Иностранных туристов пока что не много. Думаю, что ПМЭФ-2024 их прибавит.
— Сталкиваются ли перевозчики и частные лица с какими-то новыми правилами эксплуатации судов, выхода на воду?
— Существенных изменений в правилах эксплуатации судов нет.

— В прошлом году мы разговаривали с вами о нехватке капитанов на пассажирских судах. Помню, как вы отмечали, что теперь, чтобы стать капитаном судна типов «Фонтанка» или «Мойки» надо пройти такую же подготовку, как и капитану трехдечного речного круизного судна, что, безусловно, создает проблемы. Изменилась ли ситуация?
— Ситуация не изменилась. Положение о дипломировании остается прежним. Кстати, недавно, на Дне Балтийского моря этот вопрос обсуждался на заседании Секции Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга по обеспечению экологической безопасности морского и речного судоходства. Кадровый голод — проблема не только бизнеса, но и городских экологических учреждений и предприятий. Пока решения этого вопроса нет.
— Появились ли новые туристические водные маршруты в Санкт-Петербурге?
— Да, появились, но это тема для отдельного интервью, и не со мной, а с руководителями компаний запустившими и планирующими запустить новые маршруты.
— И заключительный вопрос: если бы у Вас была возможность что-то принципиально улучшить в судоходстве культурной столицы, каких улучшений вы бы хотели?
— Если бы у меня была возможность, я бы вопросы развития судоходства и обслуживания пассажиров в городе доверял бы исключительно профессионалам, а не чиновникам.











