Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства
Архив
Морской бизнес – один из самых рисковых для лизингодателя. Организация вкладывает собственные средства в покупку судна, источника повышенной опасности, которым она непосредственно не может управлять, а затем расстается с ним, чтобы через несколько лет получить его обратно или передать его в собственность лизингополучателя, обязавшегося до этого момента выплачивать лизинговые платежи. В морском секторе финансовая аренда актуальна, как никогда – все больше организаций включаются в сделки по лизингу морских судов: рыболовных, торговых или даже маломерных, ведь спрос на принятие флота в лизинг возрастает с каждым годом. Между тем, единицы флота являются одними из самых уязвимых предметов лизинга, так как они подвержены самым разным рискам: естественный износ при эксплуатации в море, аварии, поломки и даже угон.
Как известно, регистрация судна — это юридический акт признания государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно. То есть судно в Российской Федерации можно приобретать, отчуждать, использовать по прямому назначению, однако для осуществления этого права, как и во многих аналогичных случаях, введена специальная процедура - регистрация. Цель регистрации — проконтролировать момент возникновения у судна права плавания под флагом государства, соблюдение законности и легитимности отчуждения судов и передачи их в залог, а также обеспечение безопасности судоходства. Как оказалось, справедливая мера, призванная служить общему благу граждан и хозяйствующих субъектов, может вызвать серьезные затруднения у тех, в чьих планах по покупке имеется определенный тип судна. А именно, рыбопромысловый флот.
Этот год я и мои коллеги начали для “Корабелов” с цикла статьей посвященных структурному разъяснению положений закона № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (далее - “О мерах государственной поддержки судостроения и судоходства”). Выступая на конференциях и встречаясь с представителями отрасли мне часто доводилось слышать, что упомянутый выше закон “эфемерен”, “не понятен” и “является лишь маленькой толикой того, что государство могло сделать”. Что можно сказать? Закон суров, но это закон и мы обязаны с ним считаться, как выражением работы системы обратной связи общества и государства. И честно говоря, несмотря на то, что в интернете сейчас пошла мода на то, что бы больше декларировать и митинговать, я им мои юридические коллеги предпочитаем делать и быть полезными, что бы сначала дело, а потом уже слово.
Когда-то давно, на заре XXI-ого века, кто-то отметил, что российское судостроение находится в упадке. Как это водится на Руси, проблема не осталась без внимания государства. Оно пообещало делать больше заказов в сфере освоения шельфа и для военного сектора. Признаем, заказы поступали. Однако отечественному судостроению это не помогло, - слишком уж редко, да и не особо метко происходила активность. В 2007-ом году, когда кто-то снова отметил, что такое «оздоровление» не приносит никакого положительного эффекта, была создана и ныне активная "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). Можно сказать, что работа над законодательным регулированием судостроительного сектора активно началась только тогда и, как показывает практика, сильно затянулась. Ускорение по поиску наиболее приемлемого и, главное, официально одобренного решения проблем судостроения в России было спровоцировано экономическим кризисом последних лет, который почти полностью добил большую часть судостроительных предприятий и поставщиков судового оборудования. Не будем искать виноватых. Мы хотим оценить долгожданный результат многолетней работы всех, кто в нашем государстве продолжает посвящать себя судостроительной отрасли.