"Звездочка": "Планируем развивать выпуск подруливающих устройств и колонок высокого ледового класса".

Северодвинское предприятие ставит амбициозные планы потеснить конкурентов на рынке винторулевых колонок. Подробностями с нами поделился директор Центра пропульсивных систем "ЦС "Звёздочка" Александр Сивков.
Сивков А. А., заместитель генерального директора – директор ЦПС, АО "ЦС "Звёздочка" / Фото: Корабел.ру
– Александр Альбертович, как компания обратила внимание на винторулевые колонки?

– Развивать комплексные поставки по линии пропульсии мы начали с движительно-рулевых колонок (ДРК). Ещё в 1989 году внутри "Звездочки" было создано специализированное винтообрабатывающее производство, позволившее сконцентрировать всю работу по гребным винтам –  от подготовки договора до сервиса. В мире в это время шло активное коммерческое внедрение колонок. Судовладельцы и судостроительные заводы стремились получить решение "под ключ", собранное и испытанное на предприятии-изготовителе, а не на верфи. Это сокращало затраты времени на стапеле. Прибавьте к этому ещё один плюс для проектанта судна: документацию на движительный комплекс разрабатывал не он, а поставщик колонки. Решения с колонками повышают манёвренность судна, позволяют уйти от громоздких валолиний, освобождают дополнительное пространство. Мы тоже оценили это, и на "Звёздочке" началось создание нового производства.
Цельнолитой гребной винт фиксированного шага, отгрузка для зарубежного заказчика в производственном цехе Центра пропульсивных систем / Фото: ЦПС, АО "ЦС "Звёздочка"
В чём, вообще, состоит идея колонок? Она не нова и основывается на совмещении рулевого управления и пропульсии в одном устройстве. Колонки особо востребованы на судах ледовых классов, буксирах, судах снабжения, где требуется точность позиционирования и хорошие манёвровые качества. Судно ледового класса с колонками зачастую может обходиться без ледовой проводки. Этим объясняется повышенный интерес к колонкам в нашем арктическом регионе.

– Какие проекты были самыми значимыми? 

– При поддержке Минпромторга "Звездочка" сначала спроектировала и изготовила три опытных образца ВРК различной мощности и ледовых классов. К текущему моменту накопленный опыт позволил нам выполнить серийную поставку десяти движительно-рулевых колонок по проектам собственной разработки. Четыре из них прошли государственные испытания и находятся в эксплуатации на двух буксирах проекта 23470 "Андрей Степанов" и "Сергей Балк". Каждая из колонок ледового класса Агс4 имеет мощность 2,7 МВт, массу около 53 тонн и оснащена гребным винтом из коррозионно-стойкой стали диаметром 3 м. 

Четыре других колонки такого же ледового класса Агс4 имеют мощность 4,5 МВт и поставлены на кабелеукладчики проекта 15310 "Волга" и "Вятка". На эти колонки установлены гребные винты диаметром уже 3,8 м, также изготовленные из коррозионностойкой стали. 

При заключении контрактов на эти суда "Звездочка" конкурировала с ведущими мировыми лидерами в производстве колонок и победила.

Ещё две колонки мощностью 2,4 МВт поставлены на проект 20181 "Академик Макеев", строящийся у нас на "Звёздочке". Это пример реализации политики импортозамещения. Предыдущие три заказа серии комплектовались колонками фирмы Rolls-Royce. И, из-за введённых санкций, при сдаче третьего заказа "Звездочка" осталась без технической поддержки иностранных сервисных специалистов. Принимая во внимание риск негативного развития ситуации, включая сложности с обеспечением ЗИП при сервисном обслуживании ДРК, было принято решение по комплектованию четвёртого заказа колонками собственного производства.

В 2021 году заключён контракт на изготовление двух ДРК проекта АТ32В1 мощностью 3 МВт. В соответствии с техническим проектом судно планировалось комплектовать двумя колонками иностранного производства. На основании положения о закупках, действующего на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации, АО "ЦС "Звездочка" выступило с альтернативным предложением. Мы выставили на конкурс ДРК собственной разработки, выполненную на основании исходных технических требований проектанта. Победителем конкурса было признано АО "ЦС "Звездочка". Отличительной особенностью колонок проекта АТ32В1 является более совершенная конструкция, учитывающая опыт эксплуатации первых колонок, и устраненные детские болезни. В том же году была выполнена инициативная разработка ДРК проекта АТ40В1, и в январе 2022 г. заключён договор на изготовление комплекта из двух колонок.

Это позволило нам развить собственную производственную базу. Сегодня "Звездочка" имеет очень хороший современный цех, оснащённый стендами, кранами высокой грузоподъёмности (до 200 т). Строительство продолжается, сейчас возводится вторая очередь. Там будут изготавливаться винты регулируемого шага, будут установлены новые станки, которые расширят возможности производства.

– Какие проекты реализуются сегодня? 

– Мы работаем, в основном, в интересах Министерства обороны. В силу специфики проекты называть не буду. Наш стратегический партнёр – "Севмаш". Предприятия находятся рядом друг с другом, поэтому мы поставляем винты для тех кораблей, которые изготавливают на "Севмаше".  В настоящий момент мы сотрудничаем со многими верфями. Колонки, о которых говорил, мы поставляли для Зеленодольского завода им. Горького (компании "АК Барс"), Ярославского завода и для верфей группы АО "ОСК".

Повышенная манёвренность – это один из основных приоритетов при создании судна для арктического региона. Помимо главных движителей, на помощь тут приходят вспомогательные системы активного управления судном. Прежде всего, это подруливающие устройства (ПУ), состоящие из гребного винта с редуктором, размещённых в сквозном канале. Этот канал проходит от одного борта судна к другому. “Звездочка” изготавливает и поставляет подруливающие устройства на суда в т.ч. высокого ледового класса.

Нашим подруливающим устройством мощностью 750 кВт оснащен ледокол "Илья Муромец". ПУ укомплектовано гребным винтом диаметром полтора метра. Следует отметить поставку и эксплуатацию носового подруливающего устройства для танкера "Академик Пашин". Мощность этого ПУ составляет 500 кВт. Четыре устройства мощностью по 2 МВт отправлены для кабелеукладчиков "Волга" и "Вятка".

Перечисленные примеры – хоть и недавнее, но все-таки прошлое. Развивая направление морской арктической техники, наши конструкторы в 2021 г. завершили разработку технического проекта валопроводов ледокола "Лидер", идёт стадия разработки РКД. Ледокол имеет наивысший ледовый класс и будет способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле практически без ограничений по толщине льда, , в том числе, благодаря валопроводам, спроектированным "Звёздочкой". "Лидер" будет оснащён четырьмя валолиниями. Диаметр гребных валов составит более одного метра, а гребные винты будут иметь диаметр 7,5 метра и весить более 100 тонн. Работа ведётся в кооперации с КГНЦ и ЦКБ "Айсберг".

Для монтажа на судне будет подготовлен фундамент. Для решения этой задачи "Звездочка" предлагает заказчикам услуги по механической обработке непосредственно на ледоколе. Мы имеем несколько мобильных станков, позволяющих выполнить обработку в условиях судна. Диаметр обрабатываемых фланцев находится в диапазонах от 50 до 3360 мм. Оборудование также позволяет выполнять расточку отверстий диаметром от 225 до 1070 мм, фрезерование в диапазоне перемещений по оси X до 2 м, У – до 300 мм, Z – до 100 мм, и сверление отверстий под крепёж диаметром до 130 мм. Если в портах или на морской технике требуется высокоточная механическая обработка, специалисты АО "ЦС "Звездочка" готовы выполнить такую работу с использованием собственного оборудования.

– Как проявили себя в эксплуатации колонки ДРК-2500?

– Винторулевые колонки, в целом, показали себя с лучшей стороны, от командования Тихоокеанского флота получено благодарственное письмо. Конечно, не обошлось без детских болячек. Ни одно обращение не оставалось без внимания с нашей стороны, каждое замечание прорабатывалось и устранялось. Сервисная группа ЦПС готова к оперативному выезду на корабли и суда.
Установка гребного винта на ДРК-2500 в производственном цехе Центра пропульсивных систем / Фото: ЦПС, АО "ЦС "Звёздочка"
– Какие планы в отношении судов проекта RSD-59?

– Мы поставляли классические валолинии на серию сухогрузов проекта RSD-49. Сейчас наш головной филиал НПО "Винт" предлагает винторулевые колонки для RSD-59. В настоящее время это проект оснащается винторулевыми колонками производства немецкой компании "Шоттель". НПО "Винт" пытается при поддержке ОСК войти в этот рынок. В частности, по контракту с Минпромторгом был выполнен опытный образец винторулевой колонки 1200.  Сегодня "Винт" в инициативном порядке без контракта на поставку изготавливает две колонки, чтобы продемонстрировать заказчику и эксплуатантам этих судов свои возможности. Колонки будут предложены для установки на один из сухогрузов RSD-59. В перспективе планируем занять этот рынок полностью и поставлять колонки производства НПО "Винт".

Сложность заключается в том, что RSD-59 является коммерческим гражданским заказом. Есть политическое решение проводить импортозамещение, и это правильно – необходимо уходить от импортной зависимости. С другой стороны, "Шоттель" пользуется поддержкой своего государства, которое помогает ему часть затрат на винторулевые колонки компенсировать. Поэтому цена, за которую поставляет колонки "Шоттель", и цена, которую готовы предложить мы, как минимум, сопоставимы. Может, у нас чуть дороже получается.  И чтобы войти в этот рынок, мы должны либо продавать эти колонки без прибыли, выполняя политический заказ, и тогда нам тоже нужны какие-то формы государственной поддержки. Либо, если говорить о чисто рыночных отношениях, то мы получаемся не в рынке, и заказ для предприятия прибыли не принесёт.

– Балльная система вам как-то помогает?

– Вы имеете в виду 719-е постановление? Безусловно, она поможет в случае, если судно будет строиться на российских верфях и в интересах государственного заказчика.  Чтобы судно считалось российским, верфь должна набрать определённое количество баллов. И верфь сама определяет, за счет какого оборудования ей эти баллы набрать. Винторулевые колонки тоже оцениваются определёнными баллами. 
Пока в рамках 719-го постановления от нас никто ничего не требовал, но мы готовы к его выполнению.  У нас все проекты собственной разработки, винт изготавливается на "Звёздочке", литьё российское. Есть, безусловно, и иностранные компоненты в колонках. Просто потому, что в России продукции с такими характеристиками пока не производится.

– Например, что?

– К такой продукции можно отнести подшипники. С заданными механическими характеристиками, теоретически, можно найти российский подшипник, но он будет бóльших габаритов. Это означает, что и колонка тоже будет тоже иметь бóльшие размеры. Значит, вырастет масса, снизятся характеристики….
Второй компонент, который мы покупаем за границей, это шестерни. Здесь очень высокие требования к чистоте, шероховатости зуба, его форме. В России локализация выполняется, но пока шестерни делают только для небольших типоразмеров винторулевых колонок или подруливающих устройств. На большой размерный ряд поставщиков пока нет.

Также пока используются импортные редукторы, опорно-поворотные устройства. Мы готовы покупать их и в России, но опять же – проблемы с габаритами. Предприятие, которое готово рассмотреть возможность освоения выпуска, всегда спрашивает: "Сколько вы будете заказывать?" Обещать большую серию мы, к сожалению, пока не можем. Судостроение – это, вообще, не крупносерийное производство. Корабли большими сериями у нас не строят. Поэтому всегда требуются какие-то единичные уникальные решения, которые не позволяют развиваться промышленности.

–  Для развития бизнеса потребуется разветвлённая сервисная сеть...

– Да, немаловажным моментом является то обстоятельство, что помимо изготовления крупногабаритных гребных винтов на предприятии, мы обеспечиваем их сборку и сервисное обслуживание в любой точке мира силами наших высококвалифицированных слесарей. Они выполняли такую работу в Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Испании, Италии, на Багамах, в Южной Корее, Китае и Сингапуре. В России мы обеспечиваем сервисные работы на Чёрном, Баренцевом, Белом, Каспийском, Балтийском морях, а также – на Средиземном море и Тихом океане.

Работа по производству гребных винтов для АББ позволила утвердиться "Звездочке", как одному из лидеров в изготовлении крупногабаритных гребных винтов для судов арктических классов. Например, серия газовозов для проекта "Ямал-СПГ" была оснащена винтами, изготовленными нами. Это был контракт на 45 сборных стальных шестиметровых гребных винта, каждый  массой в 35 тонн.
Cборка гребного винта проекта Meyer для компании ABB Oy на верфи заказчика в Германии / Фото: ЦПС, АО "ЦС "Звёздочка"
Сейчас мы начали заниматься более сложной в инженерном плане продукцией: винторулевыми колонками, водомётными движителями, подруливающими устройствами. Это не просто железо, это сложное техническое изделие с системами гидравлики, автоматики и электрооборудованием. Оно нуждается в техническом обслуживании. 

География наших поставок обширна, мы поставляем продукцию от Петропавловска-Камчатского до Калининграда и от Мурманска до Астрахани. Поэтому вопросы логистики, доставки очень важны, мы их прорабатываем. Раньше активно работали и за рубежом. Из-за ковидных ограничений последние два года за рубеж не выезжаем. Освоили для себя новый вид сервиса – дистанционный. Готовим технологические указания, и рабочие, которых нанимает заказчик, под нашим техническим руководством выполняют необходимые операции удалённо. 

Так же оказываем поддержку эксплуатантам, которые пользуются нашей продукцией. Здесь есть определённые сложности. С гражданской продукцией всё понятно: эксплуатанту нужна техническая поддержка, он в рамках договорных отношений заказывает и получает её. Если мы говорим про ГОЗ, то всё идёт под контролем Министерства обороны. И тут мы живём по тем законам, которые прописаны в НТД и действуют в нашей корпорации, и прибыли здесь, как правило, никакой нет. Тем не менее, все свои обязательства мы исполняем. 

Отмечу, что иностранные компании, которые конкурируя с нами, осуществляя поставку оборудования в Россию по более низким ценам, "отыгрывают" деньги на сервисе. Он у иностранных компаний, как правило, очень дорогой. Мы же пока на рынке первопроходцы. У нас нет нормативной, правовой базы по оказанию такого сервиса, невозможно сформировать запасы складских комплектующих. Мы все эти проблемы видим, понимаем и пытаемся решить.

 – Об экспорте ВРК не задумываетесь? 

– Винты мы уже экспортировали несколько лет. У нас сложились хорошие деловые отношения со многими иностранными партнёрами, как в Европе, так и в Азии. Винты производства "Звёздочки" устанавливалась даже на американских круизных лайнерах. Но с определённого периода ОСК и "Звёздочка" попали в санкционный список стран ЕС и США. И многие иностранные заказчики просто-напросто перестали работать с нами. 

– А азиатский рынок?

– Они, в принципе, открыты, но на этом рынке есть сильные игроки – Китай и Корея. На российской территории с китайскими компаниями ещё можно конкурировать, но в самой Поднебесной это невозможно. Нас просто туда не пустят. Кроме этого, мы в силу своего географического расположения больше ориентированы на Арктику. Крупные корейские верфи также поддерживают санкционную политику Запада.

– Сейчас много строиться судов для Севморпути, рыболовецких компаний...

– Рыбаки, как правило, работают с винтами регулируемого шага (ВРШ). С колонками "рыбаков" или нет, или очень мало. А ВРШ исторически производятся нашими филиалами "Винт" и "Вега". Сейчас в рамках строительства второй очереди производственных помещений, создаём стенд для ВРШ, и в перспективе займёмся винтами регулируемого шага. 

– А что с Арктикой?

Мы, безусловно, имеем компетенции по производству гребных винтов для высоких широт. В Арктике используются только спецсплавы, например, на основе титана. Но это больше в сфере интересов Министерства обороны. У гражданки – нержавеющая сталь. Здесь наши компетенции и проверены, и подтверждены. Почти все суда, занятые перевозкой СПГ в Арктике, укомплектованы нашими винтами.  Мы поставляли винты для ледоколов и судов, которые ходят по Северному морскому пути. 
Гребной винт сборной конструкции из нержавеющей стали в производственном цехе Центра пропульсивных систем Фото: ЦПС, АО "ЦС "Звёздочка" / Фото: ЦПС, АО "ЦС "Звёздочка"
Если говорить о винторулевых колонках, то в настоящий момент мы серийно производим ВРК до ледового класса Аrc5. Это достаточно высокий ледовый класс. У нас есть проекты на Icebreaker 6 и  Icebreaker 9. Эти колонки изготовлены по контракту с Минпромторгом в рамках ФЦП. Они пока не пошли в серию, но документация и опытные образцы есть.  

– Какие типоразмеры колонок планируете выпускать? 

– Если представляете таблицу Брадиса из математики, она имеет вертикальную и горизонтальную шкалу. Если по горизонтальной шкале откладывать ледовые классы, а по вертикальной строить мощностной ряд, получится большое количество пересекающихся ячеек. Если делать ВРК под каждую, то не хватит ни средств, ни ресурсов, ни времени.  Поэтому мы определили востребованные рынком типоразмеры в этой матрице. И на базе этих моделей ВРК можно делать типоряд –  повысить мощность за счёт снижения ледового класса или наоборот за счёт повышения ледового класса понизить мощность.  

Одной из таких ячеек является ДРК-2500. Её можно поставлять мощностью от 1,8 до 3 МВт с разными ледовыми классами и гребными винтами. Базовое техническое решение остаётся одно и то же. Аналогичная ситуация с ДРК 4,5 МВт.

Мы постоянно изучаем рынок, определяем, куда стоит бросить конструкторские ресурсы. В качестве одного из перспективных направлений рассматриваем винторулевую колонку мощностью 3,5 МВт для ледового класса Icebreaker 6. Сейчас планируется построить 3-4 судна, по две колонки на каждом, итого, 6-8 колонок – неплохая для нас серия. Продолжим работу по введению в серию колонок на 9 МВт. 

– Какие направления развития видите для своих ВРК? 

– Мировой рынок винторулевых колонок большой. Иностранные компании работают на нём несколько десятилетий. И надеяться, что через год-два мы будем продавать всему миру свои колонки… Таких амбиций у нас нет.  А вот с российского рынка иностранных конкурентов нужно вытеснить. О том, чтобы заменить нашей 1200-ваттной колонкой шоттелевскую на RSD-59, я уже говорил. Это задача по низкому мощностному ряду. А в более высокому мощностному ряду, думаю, будем серийно развивать колонки от 2 до 5 МВт, предлагая их нашим заказчикам, как проверенное техническое решение. 

Будем развивать компетенции по поставкам колонок с высоким ледовым классом – Icebreaker 6, 7, 8, 9. И будем входить в рынок с подруливающими устройствами собственной разработки. Подруливающее устройство проще, но в современных проектах судов есть почти в каждом судне. Поэтому это наша стратегическая задача поставлять их комплексно с ВРК.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Rehl Roman
17.03.2022, 14:19
Я работал на фирме SCHOTTEL до 31.03.2020 в отделе сбыты, отвечал за рынки восточной Европы, главным был Россиский.
Спасибо за интересную информацию.
Статья в принципе меня полностью  позитивно дезиллюзионировала – Россия сама может и, скорее всего, будет строить свои ВРК.
В том числе 1000 кВт класса, как для RSD-59.
 
Меня возмущает предательская ложь, которая прозвучала в статье из уст уважаемого господина Сивкова Александра Альбертовича.
Цитирую:
С другой стороны, "Шоттель" пользуется поддержкой своего государства, которое помогает ему часть затрат на винторулевые колонки компенсировать.
 
Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/zvezdochka_planiruem_razvivat_vypusk_podrulivayuschih_ustroystv_i_kolonok_vysokogo_ledovogo_klassa.html далее...
Свежие новости
Земснаряд проекта Ц490ДМ1 передан заказчику
15:50 / судостроение