Как судно назовешь, так оно и поплывет. "Зубр" встречает яркой символикой: на борту красуется одноименный зверь. На первый взгляд несколько напористо, но это буксир – решительность и умение идти до конца ему к лицу. Как и компании "АРК", которая с 1992 г. успешно работает на рынке транспортно-логистических услуг. Располагая мощным флотом из судов обеспечения, буксиров и барж, "АРК" за время своей работы выполнила более 1000 буксировок, имеет собственную ремонтно-эксплуатационную базу в Астрахани; грамотные управление и логистика дают возможность транспортировать грузы без захода в промежуточные порты.
Прежде, чем попасть на палубу, как и положено, проходим контроль, но через несколько минут к нам выходит самый главный человек на судне. Дамир Инкаров – приятный и харизматичный молодой капитан 38 лет, не стесняясь, жмет руку, улыбается. Чувствуется, что с пароходом он на ты.
Дамир сам расписал буксир и несколько других, принадлежащих компании. Всего на пароходе можно разыскать четыре зубра: два на упорах, два на надстройке. Когда капитан увековечил свое первое творение на "Вепре" будучи старшим помощником, все были только рады. Как выяснилось, творчество никак не мешает судоходным качествам, зато придает характер судну. Все граффити на других судах активно поддерживаются даже без художника. Когда смотришь на "Зубр" с берега, ощущаешь эту непередаваемую энергетику судоходства.
А у "АРК" с судоходством сложилась крепкая дружба. Их умение и навык транспортировки негабаритных грузов закрепили за ними репутацию ответственного и передового логистического партнера в организации многофакторных морских и речных перевозок. Сейчас в географию навигации входят бассейны рек Невы, Волги, Оки, Дона, Каспийское, Черное, Азовское моря, а также Финский залив и моря Северного Ледовитого океана.
"Судно ходит с 1985 года, Венгерское. Принимал его я со страшим механиком в 2015 г. До сих пор с ним рука об руку идем. Находилось судно в руках частной компании в Казани, состояние было не то, что вы видите на данный момент, и пароход, признаться, был подусталым, но наша компания пароходы все ремонтирует, все вовремя", – рассказывает капитан.
Свою деятельность Дамир начинал с "Волготанкера", в 2006 г. ушел на буксирный флот, работал в офшорах, Казахстане, наконец с 2011 г. устроился в "АРК". На "Зубр" попал не сразу, сперва нес вахту на "Вепре". И потихоньку все пошло – формировалась команда, накапливался опыт, расширялась навигация и писалась новая история. Сейчас на буксире 12 членов экипажа – единая дружная семья, готовая к любым трудностям. А иначе никак.
Навигация ведется с апреля по ноябрь-декабрь, большую часть жизни команда проводит на пароходе, постоянно друг с другом взаимодействует. Тяжело представить, что, проходя какой-нибудь канал, экипаж проявит несогласованность. Буксировка – дело тонкое, особенно когда речь идет о негабаритных грузах. Все сразу бы полетело. Кстати, с момента вступления в должность капитана Дамира, с буксира никто не увольнялся.
Пока ведем беседу, потихоньку перемещаемся по правому борту к корме. Останавливаемся около машинного отделения. Сразу слышно, как работает двигатель. Всего их два по 1200 л.с.
Обслуживают МО пять человек: старший, второй и третий механики, электромеханик и моторист. Почти все ненамного старше капитана. В машинном – чистота.
Вот, прекрасного вида котел.
Специальные датчики, измеряющие расход топлива от компании "Технодар".
Почти около входа висит нечто похожее на пулю, как выясняется, это "нечто" и есть пуля и служит как кренометр.
Радует глаз в машинном отделении "Зубра" – аккуратный стенд с грамотно расположенными на нем ключами и инструментами.
Кроме того есть специальное помещение, отведенное под мастерскую. А вдруг в открытом море какая деталь полетит? Помощи не жди – делай все сам. И делают. Команды для своих судов "АРК" подбирает грамотно.
А еще - из машинного отделения можно позвонить, например, на мостик.
Технические характеристики буксира-толкача "Зубр"
Класс судна – KM? Ice2 R2-RSN(4,5) tug
Длина – 51,65 м;
Ширина – 11,60 м;
Высота борта – 3,30 м;
Осадка – 2,31 м;
Главные двигатели – 2 х 883 кВт; Г 70;
Дизель-генератор – 2 × 150 кВт; 6ЧН 18/22;
Дизель-генератор стояночный – 1 × 50 кВт; 6Ч 12/14;
Расчетное тяговое усилие – 25 тонн;
Скорость хода – 11.0 уз.
На самом деле давно мечтал работать на пароходе такого класса. Это 24-ка. Комфортный проект судна: маневренный, мощный, жилые условия хорошие. Если человек умеет управлять таким видом парохода – никаких проблем я не вижу перед поставленной задачей", – продолжает Дамир.
Самой интересной задачей капитан считает работу на месторождении им. В. Филановского. "Зубр" непосредственно участвовал в этом проекте от начала до конца: опорные блоки, верхние строения, забивка свай. Повседневные задачи по перевозке негабаритов нередко сопряжены с ограниченной видимостью из-за больших размеров перевозимого груза. В таких случаях используется сразу два парохода: один тянет, другой толкает. В море только на буксире. Попадал "Зубр" и в шторм, но отстоял свое имя и выдержал 25 м/с. А чтобы свести подобные ситуации к минимуму и как можно быстрее доставить груз, вся навигация детально продумывается, корректируется при необходимости, исходя из прогноза погоды. Так, во главе с капитаном Дамиром пароход успел добраться до Болгарии и Румынии. И всегда в сцепке баржа. Сегодня это "Луна" – отдыхает на причале вместе с буксирами в ожидании заказа.
А вот кадры в момент буксировки.
Транспортировали козловые потальные краны RTG Cranes из Санкт-Петербурга в порт Усть-Луга. Проект был реализован в сотрудничестве с компанией FESCO. Реализация с 11.07.2020 по 21.07.2020.
Уложились в три последовательных рейса по две грузовых единицы за рейс. Переход от порта до порта составил около десяти - одиннадцати часов. Время, в основном, заняла погрузка и выгрузка.
Погода сопутствовала, что немаловажный фактор в такой деятельности.
"Для меня это была обычная работа. Вот в прошлом году выполняли рейс назначением на Варну. По нашему маршруту недалеко от Севастополя в районе Балаклавы спасли молодого человека родом из вашего города. Отдыхал с семьей и решил покататься на каяке. В результате его вынесло в открытое море, где пробыл он больше суток и уже отчаялся на спасение", – Дамир Инкаров.
За время эксплуатации "Зубр" модернизировали, чтобы он мог спокойно прокладывать путь через моря по всем правилам морского регистра. На мостике появились ГМССБ, два инмарсата, установка ПВ/КВ; менялись носовые якоря, удлинялась смычка. На палубе имеется фундаментная рама, установленная в ходе работ по модернизации для обеспечения возможности перевозки контейнеров. Несмотря на все новшества, капитан активно пользуется картой, так как техника может по какой-то причине не сработать, а карта сработает всегда.
"Смотрите, тут проходит буксирный трос через буксирные арки, чтобы ничего не сломалось, вот запасные тросы, – находясь на корме, капитан продолжает нас знакомить с судном и своей историей. – А я закончил Астраханское речное училище, потом Астраханский государственный технический университет. В семье моряков нет. Отец военнослужащий. Хотел пойти по его стопам. Однако отец замечательно относится к моему выбору, поддерживает. Да, вы правы, в "АРК" я один из самых молодых капитанов. Моя работа мне нравится".
Отдельно отметим, что каюты на буксире действительно хорошего качества. В них уютно и комфортно. Пароход помимо экипажа может брать дополнительно 12 человек.
А еще на "Зубре" отличная столовая, в которой нас угостила вкусной едой повар Елена.
– А мы вот видели, что иногда на судне делают шашлыки, у вас так можно? – задаем шуточный вопрос капитану.
– Нет, конечно. Открытый огонь на пароходе разводить нельзя. Для этого есть берег.
– А прыгнуть с борта вводу, если очень хочется?
– Нырять с борта тоже запрещено, – получаем вполне серьезный ответ.
Спустя час активного изучения всех нюансов "Зубра" становится ясно, что для Дамира Инкарова работа на судне не просто способ попутешествовать или заработать – это призвание. И после шести лет в должности капитана он не потерял огонь в глазах, что заметно в каждом его движении, словах, доброжелательности. По семье, конечно, скучает, но нередко путь лежит через родную Астрахань, а там и не за горами конец сезона, чтобы как следует побыть с родными и вновь в путь, ведь всего столько неизведанного, столько грузов еще не доставлено и задач, требующих упорства и силы "Зубра".
Желаем капитану судна Дамиру Инкарову и его команде всего наилучшего и семь футов под килем.