Знай моряк, как тебя дипломировать будут

В начале марта 2022 г. вступило в силу новое Положение о дипломировании экипажа морских судов. По поручению Росморречфлота – ГУМРФ приняло на себя задачу по корректировке и созданию программ обучения. А с 7 по 8 декабря на конференции "Подготовка и дипломирование моряков" прошло обсуждение первых результатов проделанной работы.

Прямо во время конференции мы обратились к директору Института дополнительного профессионального образования, начальнику Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергею Айзинову для разъяснения нововведений.

Фото:
Директор Института дополнительного профессионального образования Сергей Айзинов / Фото: "ГУМРФ им. адмирила С.О.Макарова"

 

Предлагаем начать с простого вопроса: чего ожидать от нового Положения дипломирования моряков?

 

– Во-первых, оно реализует поправки в Конвенцию о подготовке и дипломирования моряков и несении вахты, которое приняла Международная морская организация. Появляются новые виды подготовки для экипажей, работающих на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, и для судов на СПГ. Новое положение о дипломировании ввело целый ряд дополнений, учло замечания к уже существующим нормативно-правовым актам, и сейчас система перестраивается, чтобы российские моряки и впредь могли получать документы с международным признанием, их знания, умения и навыки котировались, и, в целом, чтобы сделать получение документов более удобным.

 

А для того, чтобы получаемые знания соответствовали новым стандартам, по заказу Росморречфлота университет имени адмирала Макарова доработал порядка 100 существующих программ, а также создал 30 новых. Эти программы должны быть внедрены во всех морских образовательных организациях, учебно-тренажерных центрах страны, которые, в свою очередь, разрабатывали собственные рабочие программы, заменяли технику при необходимости, проходили проверки, получали признания. Так скажем, настраивались на новые стандарты.

 

Тренажерные курсы по специфике управления судном во льдах планируют внести в программу целевой подготовки специалистов "Совкомфлота". Что именно это будет?

 

– Изначально учебное заведение готовит моряка под все типы судов. А вот потом уже идет его "донастройка", например, в тренажерном центре.

 

Касательно работы во льдах, ГУМРФ всегда дает своим выпускникам общую информацию о работе в замерзающих морях: какие типы льдов бывают, что нужно делать, чтобы не оказаться в точке, где тебе не смогут помочь, или судно будет зажато во льдах, или ты просто потеряешь ход, или – время. А время сегодня – ценный ресурс, так как каждый день работы коммерческого судна стоит денег, груз ждут в определенное время.

 

Понимая, что одних теоретических знаний для качественной подготовки сотрудников мало, "Совкомфлот" в рамках сотрудничества с ГУМРФ проинвестировал установку специального тренажера для курсантов по подготовке к плавательной практике в ледовых условиях. Обучение первой стипендиальной группы "Совкомфлота" планируем начать уже в этом году. Разработанная нами программа пройдет апробацию экспертов "Совкомфлота" – опытных ледовых капитанов. Программа будет состоять из специальных упражнений и сценариев, выполняя которые курсанты получат необходимые знания и умения для осуществления навигации в ледовых условиях.

Арктический танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" идет по Севморпути в сопровождении ледокола "50 лет Победы", февраль 2021 года / Фото: ПАО
Арктический танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" идет по Севморпути в сопровождении ледокола "50 лет Победы", февраль 2021 года / Фото: ПАО "Совкомфлот"

 

С какими проблемами столкнулись, когда вышло новое Положение о дипломировании?

 

– Мы ожидали, что появятся лишь требования к подготовке специалистов на судах, эксплуатирующихся во льдах или по Международному кодексу по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (Кодексу МГТ), но столкнулись с огромным количеством изменений. Например, наши сотрудники должны были продумать, какое материально-техническое обеспечение необходимо для обучения в учреждении, намеревающимся готовить специалистов от судовых поваров до стармехов. Какие лаборатории должны быть, мастерские, тренажеры и их функционал. Определить кадровый состав, квалификацию. Думаю, никто бы из нас не хотел сесть на борт самолета, где пилотом значится человек, прослушавший лекции.


Сроки были крайне сжатыми – всего 2,5 месяца. Нам помогли коллеги из Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина – они готовили программы для обучения рядового состава, так как у них в этом большой опыт.

 

Назовите самые востребованные программы?

 

– Самые востребованные программы те, что необходимы для всех. А что необходимо для всех? Матрос ты или судовой повар, капитан – жизнь человека равноценна. Навыки по выживанию в опасных для жизни условиях должны быть сформированы у всех. Будь то покидание судна или борьба с пробоиной, пожаром, оказание первой помощи, вопрос охраны судов, предотвращения террористических актов, пиратских захватов, незаконной эмиграции, перевозка наркотиков. Эти опасности касаются каждого члена экипажа.

Здание "ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова" / Фото:
Здание "ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова" / Фото: "ГУМРФ им. адмирила С.О.Макарова"

 

Насколько ГУМРФ готов технически реализовывать программы?

 

– Для каких-то знаний достаточно мела и доски, а какие-то нужно осваивать на многофункциональном тренажере, стоящем миллионы рублей. И эти тренажеры недостаточно купить один раз и на всю жизнь. Технологии меняются. Когда я проходил подготовку судового радиста, нас выпускалось 125 человек. Мы все мечтали об этой должности, и все распределились работать на суда от Сахалина до Калининграда. Сегодня практически нет судовых радистов.


Учебные заведения должны готовить специалистов, понимая тенденции, которые есть и в технологиях, и в методологии обучения, и в нормативно-правовом обеспечении. Иначе мы будем выпускать безработных. Ну, и, конечно, надо вовремя обновлять техническую и тренажерную базу, внедрять новые технологии, системы связи, навигации. Кстати, вот вам ещё один пример – безэкипажное судоходство, которое, вероятно, хотим мы этого или нет, придет в нашу жизнь.

 

Несколько слов о санкциях. Повлияли ли они на качество подготовки курсантов на тренажерах?

 

– Санкции оказали влияние. Другое дело – степень этого влияния. Самые крупные мировые производители морских тренажеров покинули российский рынок. Это – норвежская Kongsberg, финская Wärtsilä, которая владела технологиями российской компании "Транзас"; это – германская Rheinmetall и американская Ship Analytics Inc. Их уход сказывается на нас болезненно: мы постепенно теряем доступ к их технологиям, разработкам

 

Но есть российские производители, которые видят в санкциях не проблему, а новые возможности, они сейчас очень активно совершенствуются, разрабатывают технологии, предлагают свои решения. Они тоже являются участниками этой конференции, мы их всех сюда пригласили, чтобы они почувствовали нерв проблем, и попытались на этих "нервах" сыграть, не только в свою пользу, но и в пользу учебных заведений.

 

 

Также есть компании из стран, не поддерживающих санкционное давление на Россию, в частности, – Индия. Стараемся работать с этими компаниями. Уверены, что уровень подготовки моряков не упадет, и мы сможем его, как минимум, поддержать на требуемом уровне.

 

ГУМРФ сегодня проводит широкомасштабную модернизацию собственной тренажерной базы. Только в этом году мы установили 4 новых тренажера, и, хочу сказать, что прямо сегодня утром, за 15 минут до конференции, мы объявили конкурс на закупку новых тренажерных комплексов, в том числе навигационного тренажера с ледовой функциональностью, который в 2023 г. уже надеемся получить.

 

Конференция "Подготовка и дипломирование моряков" / Фото:
Конференция "Подготовка и дипломирование моряков" / Фото: "ГУМРФ им. адмирила С.О.Макарова"



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Фоторепортаж с турецкого сухогруза "Элла"
16:29 / наши репортажи