|
Владимир Кравцов / "Йотун Пэйнтс", ООО |
- Владимир Григорьевич, «Йотун Пэйнтс» летом 2017 года открыл на территории России новый завод. Расскажите, что подвигло компанию на этот шаг?
– Компания «Йотун Пэйнтс» уже более 25 лет на российском рынке. В начале 90-х годов прошлого века мы начинали работу в качестве небольшого представительства иностранной компании. А в прошлом году мы отметили 10-летний юбилей уже как полностью отечественная компания с собственным производством. Производство полностью принадлежит российской компании ООО «Йотун Пэйнтс».
Необходимость запуска производства понятна. На рынке сейчас установились очень высокие цены на импортную продукцию, при этом пропорционально снизилось время обработки запросов. Объем потребления лакокрасочных материалов (ЛКМ) от «Йотун Пэйнтс» в России достаточно высокий. Поэтому наш головной офис в Норвегии решил инвестировать в российское производство, чтобы не возить продукцию с разных уголков мира, а производить материал здесь.
–
Как организована работа ООО «Йотун Пэйнтс» и головного офиса в Норвегии, как вы взаимодействуете между собой?
- В начале нашей истории мы были просто представительством иностранной компании, а в 2007 году в России образовалось ООО «Йотун Пейнтс». Все технологические разработки и общее руководство идут из Норвегии, но свою экономику мы строим самостоятельно.
–
Исходные материалы и сырье для производства ЛКМ закупаете в Европе?
- Не совсем так. В первую очередь, мы ставили цель – снизить цену готовой продукции, а для этого необходимо уменьшить стоимость сырья. К тому же необходимо считаться с июльским постановлением Правительства о критериях отнесения производителя ЛКМ к отечественным, которое определяет процентное соотношение доли импортного сырья.
Но на нашем пути встали две проблемы: это качество сырья и стабильность этого качества. Поэтому сначала предполагалось, что все сырье будет импортное. Но уже с прошлого года, еще до запуска производства, мы активно искали и тестировали в центральной лаборатории в Норвегии продукцию отечественных поставщиков сырья. И обнаружили достаточное количество хорошей продукции. Могу сказать, что сейчас «Йотун Пэйнтс» полностью удовлетворяет первому критерию постановления Правительства.
–
А какова доля отечественного сырья в процентах?
- Сложно объективно оценить долю отечественного сырья в номенклатуре из 250 выпускаемых позиций. Но в среднем она не менее 30 процентов.
- На ваш взгляд качество российское сырья улучшилось?
– Три года назад в России невозможно было найти качественные эпоксидные смолы, которые можно было использовать для производства красок. Сейчас же на рынке действительно появился целый ряд производителей, предлагающих неплохие эпоксидные и полиуретановые смолы.
–
Насколько российский рынок значим для «Йотун Пэйнтс»?
– Российский рынок очень значимый. В первую очередь нас интересуют нефтяная и газовая промышленность. В стране строятся сотни километров трубопроводов, новые объекты инфраструктуры для перекачки нефти и газа. Туда нужны огромные объемы ЛКМ, причем качественных, со специальными свойствами.
Если говорить о морском рынке, то он в России уже достаточно взрослый и ограничен количеством строящих судов. Неосвоенных направлений работы здесь нет. Тем не менее отечественное судостроение и судоремонт — это около четверти всего оборота «Йотун Пэйнтс», из них по 40% идет на судостроение и судоремонт, оставшаяся часть – на судовое снабжение.
- С какими судостроительными заводами работаете и в каких заказах принимали участие?
- Наша продукция представлена на большинстве российских заводов, как минимум, большая часть судостроителей хорошо знакома с нашей продукцией. Во всяком случае с ЛКМ от «Йотун Пэйнтс» работали большинство основных судовладельцев в России. Многие из них наши стратегические партнеры.
–
Вопрос от судоремонтников. Многие специалисты жалуются на слишком высокие требования по подготовке поверхности под окраску. Нет ли сейчас каких-то новых разработок от «Йотун», которые бы позволили снизить трудоемкость в этой части?
- Россия является полноправным членом международной организации ISO и все ее стандарты обязательны для выполнения на всей территории нашей страны. Один из основных стандартов ISO 12944 в части V определяет системы защитных покрытий ЛКМ для абсолютно всех коррозионных сред. Там описаны различные системы с разным количеством слоев, типом пленкообразующей основы и т.д. Там же определяется расчетный срок эксплуатации покрытий.
При назначении системы покрытия все зависит от пожелания заказчика. Если ему требуется покрытие на 5 лет эксплуатации, он вправе его выбрать. При этом не значит, что через 5 лет краска должна отвалиться вовсе, но гарантию больше выбранного срока ни один производитель не даст.
В этом же стандарте для любой системы защиты есть и требования по очистке. Абразиво-струйная очистка до визуально чистой стали применяется только в судостроении, на специализированных линиях. В судоремонте она практически не используется.
На самом деле судоремонтнику в доковом ремонте проводить подготовку корпуса под окраску намного легче, нежели судостроителю. Современный уровень техники позволяет это сделать без чрезмерных усилий. При этом нужно понимать, что «проще» для судоремонтника – это в большинстве случаев не «лучше» для судовладельца. Зачастую снижение требований по степени очистки приводит к потере качества. И, как результат, снижение срока эксплуатации покрытия.
- Какой у вас сейчас штат в компании? И сколько людей работает на производстве?
- Общий штат «Йотун Пэйнтс» насчитывает 230 человек, из них порядка 60 человек трудятся на нашем производстве. Но с выходом на проектную мощность работа на заводе будет организована в две смены. Соответственно нужно будет набирать дополнительный персонал, обучать, проводить стажировку на зарубежных предприятиях. Обучение и знакомство с передовыми технологиями - это часть политики «Йотун Пэйнтс» для повышения культуры производства!
–
Какой объем ЛКМ предполагается выпускать на новом заводе?
- Суммарно завод рассчитан на выпуск 12 млн литров жидких и 3600 тонн порошковых красок в год. И до конца 2017 года мы планируем выйти на 80% этой мощности.
–
Продукция с нового завода пойдет только на российский рынок или планируете отправлять ее и на экспорт?
- Если российский судовладелец будет строить судно за границей и пожелает, чтобы краска была сугубо отечественного производства, то мы готовы ее поставить. Но политика компании строится на внутреннем и региональном потреблении. У «Йотун» более 37 предприятий по всему миру, которые полностью закрывают региональные потребности.
Но полностью возможность экспорта мы не исключаем.