реклама

Злополучный рейс ("The Financial Times", Великобритания)

0 1095 7 мин
Капитан Иван Бойко не знает, что и думать. «Власти не дают нам никакой информации», — рассказывает замглавы компании Solchart Arkhangelsk, филиала совместной российско-финляндской фирмы, эксплуатирующей судно «Арктик Си». Два месяца назад этот бесследно исчез у ов Португалии. «Ничего подобного уже лет сто не случалось», — поясняет Бойко.
И сегодня, через полтора месяца после того, как корабль российского ВМФ перехватил «Арктик Си» в море – на его борту было арестовано восемь человек, которых Москва называет пиратами, захватившими судно – вся эта история окружена плотной завесой секретности. Четверо членов команды остаются на борту лесовоза под охраной военных, а сам «Арктик Си» по-прежнему находится в открытом море: ему был запрещен заход в порт Лас-Пальмас на Канарских островах.
В Архангельске – портовом городе на побережье Белого моря, где большинство взрослого мужского населения составляют моряки – вполголоса передаются слухи: загадочные обстоятельства исчезновения и освобождения корабля связаны с тем, что он перевозил некий секретный груз, скорее всего оружие.
Прокуратура взяла подписку о неразглашении с 11 членов команды, уже вернувшихся в Архангельск. «Никто здесь с вами говорить не станет, — поясняет один местный предприниматель. – Все боятся потерять работу. Не стоит вам копать слишком глубоко, а то и вам самим достанется».
Ряд вопросов остается без ответа: почему, например, российские власти сначала медлили более 10 дней, а затем отрядили на поиски судна фрегат и еще три боевых корабля, или почему 11 моряков и предполагаемые пираты были вывезены в Россию на гигантских военно-транспортных самолетов, предназначенных для перевозки десанта и бронетехники? По официальным данным «Арктик Си», плававший под мальтийским флагом, перевозил лишь пиломатериалы на сумму в 1,3 миллиона евро (1,9 миллиона долларов, 1,2 миллиона фунтов).
Считается, что правительства США и Великобритании засекретили всю информацию, связанную с этим инцидентом, судя по всему, вызвавшим всплеск дипломатической активности в отношениях между Тель-Авивом и Москвой. Кое-кто подозревает, что на самом деле «Арктик Си» перевозил противоракетные комплексы С-300 – российский аналог американского «Пэтриота» — или крылатые ракеты дальнего действия Х-55, предназначенные для Ирана. Российская сторона категорически отвергает любые предположения о том, что на борту судна находилось оружие.
Впрочем, даже обычно хорошо осведомленные члены комитета по безопасности российского парламента утверждают, что у них нет информации о случившемся. «Одно ясно – дело это темное», — отмечает зам. председателя комитета Лев Гудков.
«Слишком много странного творится вокруг этого судна, слишком много противоречивых сообщений, — полагает Тармо Кутс (Tarmo Kouts), официальный докладчик ЕС по вопросам борьбы с пиратством. – То, что российские власти запрещают команде разглашать информацию – весьма красноречивый факт. Если бы речь шла просто о пиратском захвате, они разрешили бы морякам говорить».
Инцидент произошел в самый неподходящий момент – как раз когда США пытаются договориться с Россией по Ирану и системе ПРО. Информация о тайных поставках вооружений Тегерану может сорвать возможные совместные действия по обузданию его ядерных амбиций. Официальные круги в Москве настаивают: на борту «Арктик Си» были только пиломатериалы. «Ничего такого, что могло бы скомпрометировать Российскую Федерацию, найдено не было», — заявили на прошлой представители Следственного комитета при Прокуратуре РФ, чьи сотрудники провели обыск на судне прямо в открытом море.
Однако у Антона Сурикова – российского эксперта по проблемам безопасности, в прошлом военного разведчика – есть иная гипотеза. Он считает, что некие контрабандисты при поддержке определенных элементов в российских спецслужбах могли в ходе ремонта, который судно проходило в Калининграде, спрятать на борту боеприпасы и противотанковые ракеты, предназначенные для «Хезболлы», а также 4 крылатых ракеты Х-55 (они могут быть установлены на бомбардировщики Су-24) для Ирана. По словам Сурикова, когда посреди ночи 24 августа «Арктик Си» был захвачен неизвестными у берегов Швеции, события развивались следующим образом: нападавшие нашли тайники с оружием, сфотографировали их в качестве улик, и покинули судно.
Этот сценарий вполне соответствует первым сообщениям шведской полиции: команда проинформирована правоохранительные органы этой страны, что «Арктик Си» захватили примерно 10 человек, назвавшиеся шведскими полицейскими, провели на борту обыск и уплыли на резиновой лодке.
Затем, по мнению Сурикова, снимки были предъявлены спецслужбам Великобритании и США, которые организовали второй захват судна – это случилось 1 августа, когда «Арктик Си» внезапно исчез. «Далее начался закулисный торг между властями заинтересованных государств», — полагает он.
В архангельском офисе Solchart менеджеры компании отвергают эту версию. «Спрятанного оружия на борту судна не могло быть по определению, — настаивает главный инженер фирмы Николай Чемакин, указывая на снимок на стене, где изображен «Арктик Си», загруженный лесом. – Там его и спрятать-то негде».
Обстановка неопределенности, однако, сохраняется. Чемакин только что вернулся из поездки на Канарские острова: российские следователи не разрешили ему подняться на борт судна. «К тому моменту, как он туда прибыл, что-то изменилось, но что именно, не знаю, — рассказывает капитан Бойко. – Я не Бог, мне неизвестно, что там произошло, но я уверен – наши ребята не могли быть замешаны в перевозке оружия».
Неясность существует и с личностями восьми человек, – среди них четверо эстонских, двое российских и двое латвийских граждан – арестованных за захват судна. Они называют себя экологами, которых якобы подобрал «Арктик Си» после того, как их катер попал в шторм. Однако шестеро подозреваемых ранее отбывали тюремные сроки за различные преступления – от кражи со взломом до рэкета.
Даже жены некоторых членов команды начинают задаваться вопросом: нет ли у всех этих событий какой-то тайной подоплеки. На прошлой неделе супруги четырех моряков, остающихся на борту, распространили открытое письмо с призывом к международному сообществу о помощи их мужьям. Они практически лишены связи с моряками и беспокоятся, хватает ли на судне воды и продовольствия.
Жены членов команды, вернувшихся в Архангельск, рассказывают: следователи запрещают им разглашать любую информацию по делу, хотя с ними и было организовано несколько тщательно срежиссированных интервью. «Вопросов очень много, — рассказывает Оксана Петрюк, жена одного из моряков. – Команда не знает всей ситуации. Говорить о произошедшем запрещено. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем правду, но кому-то наверняка известно, что случилось, и кто-то не хочет брать на себя ответственность». А затем она произносит весьма красноречивую фразу: «Мы же российские граждане, нам не положено знать правду».
В своем тесном кабинетике в Архангельске Сергей Портенко тоже ломает голову над тем, что на самом деле могло случиться. В качестве заместителя главы местного профсоюза моряков, именно он заботится об интересах команды с тех пор, как стало известно об исчезновении «Арктик Си». Просматривая сообщения об этой истории, он находит слишком много нестыковок: «Такое возможно только если здесь замешаны интересы государства». Прежде всего ему непонятно, почему руководство Solchart Arkhangelsk не приказало «Арктик Си» зайти в ближайший порт после извещения о первом захвате судна. «Сначала команда сообщила, что радиостанция выведена из строя, и среди моряков есть раненые. Рейс в этом случае следовало прервать. Они должны были тут же прояснить ситуацию, — поясняет он. – То, что это не было сделано, полностью идет вразрез с нормальной практикой мореплавания».
По словам капитана Бойко, менеджеров Solchart Arkhangelsk успокоило сообщение капитана о том, что нападавшие покинули корабль: «Если бы сразу же потеряли с ними связь, мы бы, конечно, действовали по-другому. Мы даже не подозревали, что что-то не так. А теперь выясняется: все, что они нам сообщали, говорилось под дулом пистолета».
Второй главный вопрос, отмечает Портенко, звучит так: почему после сообщения о потери связи с «Арктик Си» не начались его поиски на международном уровне. Согласно документам, с которыми смог ознакомиться ваш корреспондент, в крупнейшей судоходной компании Архангельска NSC обратили внимание на тот факт, что контакт с судном был утрачен еще 2 августа, за семь дней до того, как появилась первая публикация о его пропаже, и потребовали начать поиски. Один из топ-менеджеров Aquaship, латвийской фирмы, занимавшейся техобслуживанием «Арктик Си» до 2008 г., отмечает, что этого сделано не было: «Одни должны были немедленно заявить о пропаже судна и обратиться ко всем международным органам в сфере судоходства с просьбой отслеживать его возможное местонахождение. Но этого не случилось».
Михаил Войтенко, редактор издания, первым опубликовавшего информацию об исчезновении лесовоза – после этого он счел необходимым покинуть Россию – тоже утверждает, что тревога не была объявлена. Он узнал, что судно пропало, лишь 8 августа: по словам Войтенко, в этот день ему позвонили из ассоциации судовладельцев, и сообщили, что ФСБ – преемница КГБ – и командование ВМФ интересуются тем, что случилось с «Арктик Си». Капитан Бойко, однако, настаивает: они уведомили власти 2 августа, как только потеряли связь с кораблем.
Остаются и другие вопросы: например, о том, все ли знала команда о своем грузе. Моряки в Архангельске рассказывают, что их коллеги уже не раз — осознанно или «втемную» — бывали причастны к перевозке сомнительных, вероятно контрабандных, грузов. Так, трое членов команды «Фаины – украинского судна, захваченного в прошлом году сомалийскими пиратами у берегов Африки с грузом оружия на борту, предназначенного якобы для Кении, но на деле, как многие подозревали, перевозившегося в Судан – были уроженцами Архангельска. В том же 2008 г. еще один экипаж из этого города был арестован испанскими властями по обвинению в контрабанде наркотиков. Сейчас эти моряки — они заявляют о своей невиновности – должны предстать перед судом.
В 1990-х гг. был еще один случай: судно, вышедшее из Архангельска и перевозившее, согласно декларации, детские игрушки, взорвалось в море недалеко от Объединенных Арабских Эмиратов. Корабль затонул, и вместе с ним на дно пошли все улики, которые могли быть связаны с его реальным грузом, рассказывает Портенко: «Никакой информации о случившемся так и не было получено. Мы считаем, что судно затопили намеренно».
Один архангельский моряк, уже ушедший на покой, утверждает, что перевозка контрабанды – дело весьма распространенное: «Команды не спрашивают, что находится в контейнерах. Они, сами того не ведая, могут везти все, что угодно. Кокаин постоянно перевозится тоннами, а власти этого не замечают. Моряки всю жизнь возят контрабанду – им нужно семьи кормить».
Кому принадлежит «Арктик Си»: Владельцем лесовоза является зарегистрированная на Мальте фирма Arctic Sea Ltd – филиал финской компании White Sea. По данным финской полиции 70% акций White Sea принадлежит Виктору Матвееву – российскому гражданину, проживающему в Финляндии. Он же является генеральным директором Solchart – коммерческого оператора судна. Впрочем, некоторые его коллеги сомневаются, что Матвеев – подлинный владелец лесовоза. Связаться с ним самим для получения комментариев нам не удалось.

Кэтрин Белтон (Catherine Belton)
Vexed voyage ("The Financial Times", Великобритания)



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Я б полярником пошел, пусть меня научат
12:00 / образование