Самара и судостроение. Раньше город и этот сегмент промышленности нельзя было даже в голове связать, потому в губернской столице не строили судов более 100 лет. После передачи "Петротанкеру" судна "Святой князь Владимир" в городе началось развитие судостроения - появились заказы на строительство несамоходных барж, судовладельцы приглядываются к реализации заказов на другие сухогрузы и танкеры на мощностях "Нефтефлота".
О том, чем живет завод сегодня, какими заказами загружен и куда планирует двигаться дальше, рассказывает генеральный директор предприятия "Нефтефлот" Сергей Маловичко.
- Сергей Алексеевич, напомните, пожалуйста, сколько времени прошло с момента, как Владимир Прудыус реанимировал завод "Нефтефлот"? Что вообще за эти годы произошло?
- Танкер "Святой Князь Владимир" построили два года назад. Первоначально Владимир Николаевич вместе с собственником сумели доказать, что "Нефтефлот" в состоянии заниматься судостроением. И построил танкер для "Петротанкера". Это стало причиной подписания очередного контракта между "Петротанкером", ГТЛК и банком "Россия" на строительство трех барж. В настоящее время строительство двух барж подходит к концу, мы планируем их сдать до конца 2019 года. А третья уже будет передана заказчику в следующем.
Объем корпусной конструкции баржи составляет 1050 тонн, для предприятия это серьезное испытание. В связи с поступлением заказа мы организовали весь цикл от нарезки металла до сдачи корпуса — вся технологическая цепочка выстроена, подобраны кадры.
- А Волга не замерзнет к декабрю? Как спускать планируете?
- Акватория завода в декабре месяце чистая от льда, поэтому спуск и подъем судов осуществляется в штатном режиме.
- Какие-то еще контракты были подписаны? В прошлом году в СМИ писали о заказе 20 танкеров и сухогрузов. Тогда самарские газеты просто взорвались...
- Да, было подписано соглашение о реализации лизинговых проектов по финансовому лизингу 10 судов "река-море" плавания между ЗАО "Нефтефлот", ООО "Волготранс", ПАО "ГТЛК" и ООО "Петротанкер".
- Спасибо большое, Сергей Алексеевич, за информацию, а то мы бы жили с мыслью, что в Самаре активно развивается судостроение с заказом на строительство 20 различных судов.
- В Самаре за последние 100 лет судостроения не было. ЗАО "Нефтефлот" долгое время был ремонтно-эксплуатационной базой в составе "Волготанкера", на которой осуществлялся лишь ремонт судов. И как только завод перестал быть базой по ремонту, а перешел в статус самостоятельного предприятия, было принято решение развивать такое направление, как судостроение.
- Теперь состояние заказов на "Нефтефлоте" стало яснее. В каком состоянии мощности предприятия?
- Наши мощности развиваются. Сегодня на заводе работает линия по резке металла, есть технологическая цепочка по строительству корпусных конструкций — это означает строительство постели, укрытий, того, что сейчас необходимо для судостроения. Мы прорабатываем вопрос о полноценном строительстве корпусов. А после строительства корпусов последует полноценная сдача сухогрузов, которые рассматриваются в перспективе для дальнейшего строительства.
Мы сейчас занимаемся модернизацией мощностей для обеспечивания качественной резки металла. Вместе с этим работаем над перестройкой цехов под судостроение. Также рассматриваем замену и модернизацию кранового оборудования.
- Сергей Алексеевич, сколько человек работает на предприятии? Какой средний возраст? Все местные?
- Сегодня численность "Нефтефлота" составляет около 200 человек. Это работники производственной площадки, технологической службы и обслуживания завода. И порядка 100 человек – это привлеченные подрядные организации, которые помогают нам в строительстве. В целом численность завода по производственной базе будет увеличиваться. Все заводчане преимущественно из Самары. Средний возраст, думаю, составляет 35-40 лет.
- Откуда будете брать заводчан? В Самаре вроде нет профильных работников.
- Существует такой принцип: есть работа – есть оплата. Сам процесс привлечения специалистов, которым выплачиваются деньги вовремя по акту выполненных работ – это одна из гарантий успешного судостроения. У нас есть контракты, подписанные с заказчиком, у нас есть подрядчики, которые нуждаются в работе. И соотношение акта выполненных работ с оплатой является немаловажной позицией в судостроении.
Что касается производственных рабочих, то это вопрос сложный. Вероятнее всего, мы будем привлекать специалистов с других заводов, в которых нуждается наше предприятие.
- А для этого рабочим с того же Нижнего Новгорода "Нефтефлот" готов предоставлять необходимые условия?
- Сегодня к нам приезжают узкие специалисты, и мы с ними решаем вопрос трудоустройства. А по подрядным организациям сейчас ведется тендер для дальнейшего отбора компаний, которые будут заняты в строительстве судов.
- Как у "Нефтефлота" развиваются отношения с региональной властью? Все-таки единственное судостроительное предприятие в столице губернии. Может, есть какие-то преференции? Какие-то налоговые облегчения?
- В рамках российского законодательства с властью никаких осложнений нет. Нам идут навстречу налоговые службы, у нас нет проблем с правоохранительными и контролирующими органами.
Мы очень плотно сотрудничаем с Администрацией нашего города, с Министерством промышленности. На закладке килей несамоходных сухогрузных барж весной 2019 года присутствовал Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, где подтвердил, что власти нашего города окажут нужную для ЗАО "Нефтефлот" поддержку для развития судостроения.
- Расскажите о слипе. Каковы спусковые возможности, габариты?
- Сегодня "Нефтефлот" имеет слип, способный спускать суда весом до 2500 тонн. Это танкеры, сухогрузы. В перспективе мы планируем и уже прорабатываем схему модернизации слипа, чтобы иметь возможность спускать суда, у которых спусковой вес превышает 2500 тонн.
- Отойдем от судостроения. Занимается ли предприятие судоремонтом и отстоем?
- Для "Нефтефлота" судоремонт – это период. В настоящее время мы рассматриваем все предложения по ремонту судов на зимнее время. Традиционно нашими заказчиками по судоремонту являются ООО "Волготранс", ООО "Петротанкер", ООО "ВолгаТрансФлот", АО "Самарский речной порт". Предприятие по-прежнему готово рассматривать все вопросы, связанные с судоремонтом. Это та деятельность, которую мы никогда не прекращали и не будем прекращать.
Что касается зимнего отстоя флота, то это традиционный наш бизнес. Нам поступают заявки по направлению, мы их обрабатываем.
- Сергей Алексеевич, вы совершенно новый руководитель со своим уникальным опытом работы. Планируете ли вносить какие-нибудь новшества в работу "Нефтефлота"?
- Я стараюсь не навредить тому, что было создано, и стремлюсь развивать дело дальше.
- В связи с этим вопрос: куда "Нефтефлот" планирует дальше двигаться?
- В дальнейшем мы рассматриваем вопрос по полноценному строительству сухогрузных судов, танкеров. И такую возможность завод имеет. На сегодняшний день мы в состоянии строить сухогрузы и танкеры для рек. Но для этого нам необходимо развивать собственную производственную, технологическую базу, вкладывать средства в развитие производственных мощностей.
Как упоминалось выше, было подписано соглашение о сотрудничестве по созданию Центра гражданского судостроения, что включает в себя строительство как сухогрузных судов, так и пассажирских.
- Актуальный вопрос сегодня — строительство рыболовецкого флота. Вы не смотрите в эту сторону?
- Нет, это крайне сложное производство. Все судостроение, связанное с промысловым флотом, это тяжелый технологический процесс. Это достаточно серьезный цикл.
Для того, чтобы к нему подойти, нужно получить еще большой опыт строительства судов. Вместе с этим необходим профессиональный коллектив, который компетентен в строительстве такого флота. А актуальность в рыбаках была, есть и будет. Хотя замечу, что если бы сегодня к нам пришел заказчик и сказал, что хочет построить рыбопромысловое судно, то мы бы подумали.
- Сколько металла за год вы обрабатываете?
- В трех несамоходных сухогрузных баржах, которые мы строим, 3200 тонн металла. Вот наш годовой объем на сегодняшний день.
- Условно, если к вам сейчас придет заказчик с желанием построить сухогруз на реку, "Нефтефлот" возьмется?
- Мы можем взяться, но для строительства потребуется чуть больше времени. После сдачи танкера "Святой Князь Владимир" предприятие почувствовало, что может развиваться дальше, совмещая ремонт с судостроением.
Материалы по теме:
"Святой князь" с трудной судьбой (статья о танкере, который построил завод "Нефтефлот")
Самара: судоходная отрасль региона глазами туриста (статья о судоходстве в Самаре)
- Сергей Алексеевич, напомните, пожалуйста, сколько времени прошло с момента, как Владимир Прудыус реанимировал завод "Нефтефлот"? Что вообще за эти годы произошло?
- Танкер "Святой Князь Владимир" построили два года назад. Первоначально Владимир Николаевич вместе с собственником сумели доказать, что "Нефтефлот" в состоянии заниматься судостроением. И построил танкер для "Петротанкера". Это стало причиной подписания очередного контракта между "Петротанкером", ГТЛК и банком "Россия" на строительство трех барж. В настоящее время строительство двух барж подходит к концу, мы планируем их сдать до конца 2019 года. А третья уже будет передана заказчику в следующем.
Сергей Маловичко, генеральный директор завода "Нефтефлот" / Корабел.ру |
Объем корпусной конструкции баржи составляет 1050 тонн, для предприятия это серьезное испытание. В связи с поступлением заказа мы организовали весь цикл от нарезки металла до сдачи корпуса — вся технологическая цепочка выстроена, подобраны кадры.
- А Волга не замерзнет к декабрю? Как спускать планируете?
- Акватория завода в декабре месяце чистая от льда, поэтому спуск и подъем судов осуществляется в штатном режиме.
- Какие-то еще контракты были подписаны? В прошлом году в СМИ писали о заказе 20 танкеров и сухогрузов. Тогда самарские газеты просто взорвались...
- Да, было подписано соглашение о реализации лизинговых проектов по финансовому лизингу 10 судов "река-море" плавания между ЗАО "Нефтефлот", ООО "Волготранс", ПАО "ГТЛК" и ООО "Петротанкер".
- Спасибо большое, Сергей Алексеевич, за информацию, а то мы бы жили с мыслью, что в Самаре активно развивается судостроение с заказом на строительство 20 различных судов.
- В Самаре за последние 100 лет судостроения не было. ЗАО "Нефтефлот" долгое время был ремонтно-эксплуатационной базой в составе "Волготанкера", на которой осуществлялся лишь ремонт судов. И как только завод перестал быть базой по ремонту, а перешел в статус самостоятельного предприятия, было принято решение развивать такое направление, как судостроение.
Танкер ""Святой князь Владимир" / Фото: "Морское Инженерное Бюро", ООО |
- Теперь состояние заказов на "Нефтефлоте" стало яснее. В каком состоянии мощности предприятия?
- Наши мощности развиваются. Сегодня на заводе работает линия по резке металла, есть технологическая цепочка по строительству корпусных конструкций — это означает строительство постели, укрытий, того, что сейчас необходимо для судостроения. Мы прорабатываем вопрос о полноценном строительстве корпусов. А после строительства корпусов последует полноценная сдача сухогрузов, которые рассматриваются в перспективе для дальнейшего строительства.
Мы сейчас занимаемся модернизацией мощностей для обеспечивания качественной резки металла. Вместе с этим работаем над перестройкой цехов под судостроение. Также рассматриваем замену и модернизацию кранового оборудования.
- Сергей Алексеевич, сколько человек работает на предприятии? Какой средний возраст? Все местные?
- Сегодня численность "Нефтефлота" составляет около 200 человек. Это работники производственной площадки, технологической службы и обслуживания завода. И порядка 100 человек – это привлеченные подрядные организации, которые помогают нам в строительстве. В целом численность завода по производственной базе будет увеличиваться. Все заводчане преимущественно из Самары. Средний возраст, думаю, составляет 35-40 лет.
Фото: "Нефтефлот", ЗАО |
- Откуда будете брать заводчан? В Самаре вроде нет профильных работников.
- Существует такой принцип: есть работа – есть оплата. Сам процесс привлечения специалистов, которым выплачиваются деньги вовремя по акту выполненных работ – это одна из гарантий успешного судостроения. У нас есть контракты, подписанные с заказчиком, у нас есть подрядчики, которые нуждаются в работе. И соотношение акта выполненных работ с оплатой является немаловажной позицией в судостроении.
Что касается производственных рабочих, то это вопрос сложный. Вероятнее всего, мы будем привлекать специалистов с других заводов, в которых нуждается наше предприятие.
- А для этого рабочим с того же Нижнего Новгорода "Нефтефлот" готов предоставлять необходимые условия?
- Сегодня к нам приезжают узкие специалисты, и мы с ними решаем вопрос трудоустройства. А по подрядным организациям сейчас ведется тендер для дальнейшего отбора компаний, которые будут заняты в строительстве судов.
- Как у "Нефтефлота" развиваются отношения с региональной властью? Все-таки единственное судостроительное предприятие в столице губернии. Может, есть какие-то преференции? Какие-то налоговые облегчения?
- В рамках российского законодательства с властью никаких осложнений нет. Нам идут навстречу налоговые службы, у нас нет проблем с правоохранительными и контролирующими органами.
Мы очень плотно сотрудничаем с Администрацией нашего города, с Министерством промышленности. На закладке килей несамоходных сухогрузных барж весной 2019 года присутствовал Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, где подтвердил, что власти нашего города окажут нужную для ЗАО "Нефтефлот" поддержку для развития судостроения.
Фото: "Нефтефлот", ЗАО |
- Расскажите о слипе. Каковы спусковые возможности, габариты?
- Сегодня "Нефтефлот" имеет слип, способный спускать суда весом до 2500 тонн. Это танкеры, сухогрузы. В перспективе мы планируем и уже прорабатываем схему модернизации слипа, чтобы иметь возможность спускать суда, у которых спусковой вес превышает 2500 тонн.
- Отойдем от судостроения. Занимается ли предприятие судоремонтом и отстоем?
- Для "Нефтефлота" судоремонт – это период. В настоящее время мы рассматриваем все предложения по ремонту судов на зимнее время. Традиционно нашими заказчиками по судоремонту являются ООО "Волготранс", ООО "Петротанкер", ООО "ВолгаТрансФлот", АО "Самарский речной порт". Предприятие по-прежнему готово рассматривать все вопросы, связанные с судоремонтом. Это та деятельность, которую мы никогда не прекращали и не будем прекращать.
Что касается зимнего отстоя флота, то это традиционный наш бизнес. Нам поступают заявки по направлению, мы их обрабатываем.
- Сергей Алексеевич, вы совершенно новый руководитель со своим уникальным опытом работы. Планируете ли вносить какие-нибудь новшества в работу "Нефтефлота"?
- Я стараюсь не навредить тому, что было создано, и стремлюсь развивать дело дальше.
- В связи с этим вопрос: куда "Нефтефлот" планирует дальше двигаться?
- В дальнейшем мы рассматриваем вопрос по полноценному строительству сухогрузных судов, танкеров. И такую возможность завод имеет. На сегодняшний день мы в состоянии строить сухогрузы и танкеры для рек. Но для этого нам необходимо развивать собственную производственную, технологическую базу, вкладывать средства в развитие производственных мощностей.
Как упоминалось выше, было подписано соглашение о сотрудничестве по созданию Центра гражданского судостроения, что включает в себя строительство как сухогрузных судов, так и пассажирских.
RDB12 / Фото: "Морское Инженерное Бюро", ООО |
- Актуальный вопрос сегодня — строительство рыболовецкого флота. Вы не смотрите в эту сторону?
- Нет, это крайне сложное производство. Все судостроение, связанное с промысловым флотом, это тяжелый технологический процесс. Это достаточно серьезный цикл.
Для того, чтобы к нему подойти, нужно получить еще большой опыт строительства судов. Вместе с этим необходим профессиональный коллектив, который компетентен в строительстве такого флота. А актуальность в рыбаках была, есть и будет. Хотя замечу, что если бы сегодня к нам пришел заказчик и сказал, что хочет построить рыбопромысловое судно, то мы бы подумали.
- Сколько металла за год вы обрабатываете?
- В трех несамоходных сухогрузных баржах, которые мы строим, 3200 тонн металла. Вот наш годовой объем на сегодняшний день.
- Условно, если к вам сейчас придет заказчик с желанием построить сухогруз на реку, "Нефтефлот" возьмется?
- Мы можем взяться, но для строительства потребуется чуть больше времени. После сдачи танкера "Святой Князь Владимир" предприятие почувствовало, что может развиваться дальше, совмещая ремонт с судостроением.
Материалы по теме:
"Святой князь" с трудной судьбой (статья о танкере, который построил завод "Нефтефлот")
Самара: судоходная отрасль региона глазами туриста (статья о судоходстве в Самаре)