Экспедиции "Корабел.ру" редко имеют четкий маршрут из точки А в точку Б. Причем "и как можно скорее добраться" тоже не работает. Безусловно, финальной точкой является конкретное место с конкретным событием. Однако прокладывание дороги всегда происходит с замыслом заскочить куда-нибудь еще, буквально по пути. Иначе когда еще судьба предоставит возможность оказаться, к примеру, в Ахтубинске или в Вознесенье.
Именно о последнем - поселке городского типа Вознесенье - и пойдет речь. Нашему экспедиционному составу выпала возможность поучаствовать в торжественной церемонии спуска земснаряда "Юрий Маслюков" проекта TSHD-2000 на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, и это стало финальной точкой на маршруте - кстати, репортаж о церемонии можно посмотреть тут. Она нас полностью устраивала - замечательный город Петрозаводск с прекрасными жителями. Итак, экспедиции "Корабел.ру" требовалось оказаться 23 августа на Онежском ССЗ - в день церемонии спуска на воду судна.
Тут мы начали думать: где наша экспедиция еще не была / какие предприятия не посещала / что вообще мы хотели бы увидеть, помимо новейшего землесоса на воде Онежского озера?
Дорога из Санкт-Петербурга до столицы Карелии лежала через Подпорожье - дивный город с численностью населения в 20 тысяч человек. Почему через него? Мы давно пытались организовать встречу с руководителями предприятия "Ховеркрафт", которое производит СВП, но все срывалось. В эту поездку нам удалось не только познакомиться с производством судов на воздушной подушке, но и поучаствовать в испытаниях одного СВП - прошлись по реке Свири. О встрече и "Ховеркрафте" будет отдельный материал, который мы опубликуем в ближайшей перспективе.
Все-таки следует немного рассказать о Подпорожье. Нас поразило отношение местных жителей к воспитанию молодого поколения. Чистый городок, где вместо "питейных" и "кафешек" стоят спортивные стадионы, наполненные детьми и подростками до сумерков. Поэтому, пожалуй, Подпорожье можно считать столицей стадионов Ленинградской области, но если ты захочешь перекусить вечером - тут придется выкручиваться.
После ночевки в Подпорожье, где, к слову, всего две гостиницы, нашей экспедиции пришлось сделать небольшой крюк и уйти с маршрута. Второй, не менее важной точкой до Петрозаводска стала Вознесенская РЭБ. Мы ни разу не были в Вознесенье, знали лишь, что ремонтно-эксплуатационная база в советское время была достаточно востребованной для судовладельцев.
Вообще, жизнь в поселке началась в 1496 году, а появление Вознесенской пристани и затонов для отстоя и ремонта флота датируется 1810 годом. Дело в том, что на развитие будущего завода повлияли незамерзающая акватория Свири и выгодное географическое положение самого Вознесенья.
Закладка Вознесенского судоремонтного завода состоялась в 1934 году. До начала войны на предприятии успели построить механический цех, электростанцию, насосную станцию и водопровод, литейный цех и сухой док.
В январе 1971 году Вознесенский судоремонтный завод становится Вознесенской РЭБ в составе "Северо-Западного речного пароходства".
В 1970-1980 годы завод получает плавмастерские и корпуса механосборочных цехов, параллельно ведя профориентированную подготовку кадров из местных школ.
Руководство с тяжестью на душе вспоминает время "лихих девяностых". Эти года были самые сложные и непредсказуемые для предприятия. Заводчанам Вознесенской РЭБ оставалось надеяться только на себя, поэтому коллективно решили отказаться от зарплаты, чтобы тратить средства на приобретение металла, запасных частей, ГСМ и электродов.
В начале "нулевых" по решению акционеров весь флот и кадры плавсостава были переданы в ОАО "Северо-Западное пароходство". С этого момента РЭБ начала активно развиваться и продолжает оказывать услуги судовладельцам до сих пор. Хоть и не без труда.
Вознесенскую РЭБ по-прежнему считают градообразующим предприятием. Поэтому нам было особенно интересно посмотреть на жизнь завода, на жизнь корабелов и оценить сегодняшние возможности базы для ремонта флота.
Наш экспедиционный состав встретил заместитель директора по персоналу Вознесенской РЭБ Владимир Зуев. Он же и устроил небольшую экскурсию по предприятию.
Сегодня на заводе работает порядка 160 человек. Для наглядности, в 2016 году наш журнал писал о РЭБе статью, тогда предприятие насчитывало 181 человека. Видимо, тенденция ведет к сокращению числа заводчан. 20 сотрудников для поселка с численностью порядка 2300 человек достаточно приличная цифра.
- У нас есть механический и слесарно-механический цеха, - рассказывает Владимир Зуев. - За ними идут трубопроводный и ремонтно-механический, ЦТФ и электроцех. Котельная уже не принадлежит РЭБ, рядом построили две котельные, работющие на щепе. У нас "кислородка" была, но мы ее законсервировали. Выгоднее покупать стало.
Наше знакомство с предприятием началось с двухсекционного плавдока 1964 года грузоподъемностью 2600 тонн. Здесь проходят основные работы завода. По словам Зуева, на одной секции стоит подпорожский кран, а с Череповца идет земснаряд, еще ожидают аварийный теплоход типа "Омский".
- В этом году мы ремонтировали верхнюю секцию дока, в прошлом – нижнюю секцию, - продолжает замдиректора по персоналу. - Поднимали док в док, дефектовали, резали, выкидывали все. Поплавки тоже ремонтировали. Пока еще можем поднимать "Волгодоны", "Волгонефти". Однако это уже самые большие для дока. В свое время брали "Амуры" морские, "Волгобалты".
Основным заказчиком Вознесенской РЭБ считается Волжское пароходство. Помимо него, коллектив предприятия обслуживает частные фирмы. Работы, по словам Зуева, в 2019 году не так много. По крайней мере по сравнению с прошлым годом.
- В зиму 2018 года было 12 судов на отстое и четыре со средним ремонтом, - рассказывает замдиректора завода. - В этом году мы набираем пакет на зиму. Заметим, что предложений много. Пока просят просто обсчитать услуги. Посмотрим, что из это выйдет.
Любопытно, что конкурентов в ближайших областях у Вознесенской РЭБ нет. В Петербурге успешно работает Канонерский СРЗ, а на Свири - особо никого и нет. Как отметил Владимир Зуев, на Ладоге ничего не поднимают, и такая ситуация прослеживается вплоть до Нижнего Новгорода.
- Коллектив РЭБ составляют местные жители, - подчеркнул Зуев. - Народ на заводе держится - а куда деваться? Молодежи практически нет. Мы с ностальгией вспоминаем наши прошлые времена, когда мы строили дома своими руками. Тогда у нас было 40 единиц на хозтехобслуживании. Тогда на РЭБ работало ровно 1000 человек - 500 береговых и 500 флотских. В зиму у нас стояло более 50 судов на отстое. И "Ладожские", и "Череповецкие" стояли. Было время, когда деньги не могли освоить, открещивались от работы - делали до 10 судов среднего ремонта в зиму.
Тут мы начали думать: где наша экспедиция еще не была / какие предприятия не посещала / что вообще мы хотели бы увидеть, помимо новейшего землесоса на воде Онежского озера?
Дорога из Санкт-Петербурга до столицы Карелии лежала через Подпорожье - дивный город с численностью населения в 20 тысяч человек. Почему через него? Мы давно пытались организовать встречу с руководителями предприятия "Ховеркрафт", которое производит СВП, но все срывалось. В эту поездку нам удалось не только познакомиться с производством судов на воздушной подушке, но и поучаствовать в испытаниях одного СВП - прошлись по реке Свири. О встрече и "Ховеркрафте" будет отдельный материал, который мы опубликуем в ближайшей перспективе.
Все-таки следует немного рассказать о Подпорожье. Нас поразило отношение местных жителей к воспитанию молодого поколения. Чистый городок, где вместо "питейных" и "кафешек" стоят спортивные стадионы, наполненные детьми и подростками до сумерков. Поэтому, пожалуй, Подпорожье можно считать столицей стадионов Ленинградской области, но если ты захочешь перекусить вечером - тут придется выкручиваться.
После ночевки в Подпорожье, где, к слову, всего две гостиницы, нашей экспедиции пришлось сделать небольшой крюк и уйти с маршрута. Второй, не менее важной точкой до Петрозаводска стала Вознесенская РЭБ. Мы ни разу не были в Вознесенье, знали лишь, что ремонтно-эксплуатационная база в советское время была достаточно востребованной для судовладельцев.
Вознесенская РЭБ флота / Корабел.ру |
Вообще, жизнь в поселке началась в 1496 году, а появление Вознесенской пристани и затонов для отстоя и ремонта флота датируется 1810 годом. Дело в том, что на развитие будущего завода повлияли незамерзающая акватория Свири и выгодное географическое положение самого Вознесенья.
Закладка Вознесенского судоремонтного завода состоялась в 1934 году. До начала войны на предприятии успели построить механический цех, электростанцию, насосную станцию и водопровод, литейный цех и сухой док.
В январе 1971 году Вознесенский судоремонтный завод становится Вознесенской РЭБ в составе "Северо-Западного речного пароходства".
В 1970-1980 годы завод получает плавмастерские и корпуса механосборочных цехов, параллельно ведя профориентированную подготовку кадров из местных школ.
Вознесенская РЭБ флота / Корабел.ру |
Руководство с тяжестью на душе вспоминает время "лихих девяностых". Эти года были самые сложные и непредсказуемые для предприятия. Заводчанам Вознесенской РЭБ оставалось надеяться только на себя, поэтому коллективно решили отказаться от зарплаты, чтобы тратить средства на приобретение металла, запасных частей, ГСМ и электродов.
В начале "нулевых" по решению акционеров весь флот и кадры плавсостава были переданы в ОАО "Северо-Западное пароходство". С этого момента РЭБ начала активно развиваться и продолжает оказывать услуги судовладельцам до сих пор. Хоть и не без труда.
Вознесенскую РЭБ по-прежнему считают градообразующим предприятием. Поэтому нам было особенно интересно посмотреть на жизнь завода, на жизнь корабелов и оценить сегодняшние возможности базы для ремонта флота.
Наш экспедиционный состав встретил заместитель директора по персоналу Вознесенской РЭБ Владимир Зуев. Он же и устроил небольшую экскурсию по предприятию.
Проходная РЭБ / Корабел.ру |
Сегодня на заводе работает порядка 160 человек. Для наглядности, в 2016 году наш журнал писал о РЭБе статью, тогда предприятие насчитывало 181 человека. Видимо, тенденция ведет к сокращению числа заводчан. 20 сотрудников для поселка с численностью порядка 2300 человек достаточно приличная цифра.
- У нас есть механический и слесарно-механический цеха, - рассказывает Владимир Зуев. - За ними идут трубопроводный и ремонтно-механический, ЦТФ и электроцех. Котельная уже не принадлежит РЭБ, рядом построили две котельные, работющие на щепе. У нас "кислородка" была, но мы ее законсервировали. Выгоднее покупать стало.
Вознесенская РЭБ флота / Корабел.ру |
Вознесенская РЭБ флота / Корабел.ру |
Наше знакомство с предприятием началось с двухсекционного плавдока 1964 года грузоподъемностью 2600 тонн. Здесь проходят основные работы завода. По словам Зуева, на одной секции стоит подпорожский кран, а с Череповца идет земснаряд, еще ожидают аварийный теплоход типа "Омский".
- В этом году мы ремонтировали верхнюю секцию дока, в прошлом – нижнюю секцию, - продолжает замдиректора по персоналу. - Поднимали док в док, дефектовали, резали, выкидывали все. Поплавки тоже ремонтировали. Пока еще можем поднимать "Волгодоны", "Волгонефти". Однако это уже самые большие для дока. В свое время брали "Амуры" морские, "Волгобалты".
Вознесенская РЭБ флота / Корабел.ру |
Основным заказчиком Вознесенской РЭБ считается Волжское пароходство. Помимо него, коллектив предприятия обслуживает частные фирмы. Работы, по словам Зуева, в 2019 году не так много. По крайней мере по сравнению с прошлым годом.
- В зиму 2018 года было 12 судов на отстое и четыре со средним ремонтом, - рассказывает замдиректора завода. - В этом году мы набираем пакет на зиму. Заметим, что предложений много. Пока просят просто обсчитать услуги. Посмотрим, что из это выйдет.
Вознесенская РЭБ флота / Корабел.ру |
Любопытно, что конкурентов в ближайших областях у Вознесенской РЭБ нет. В Петербурге успешно работает Канонерский СРЗ, а на Свири - особо никого и нет. Как отметил Владимир Зуев, на Ладоге ничего не поднимают, и такая ситуация прослеживается вплоть до Нижнего Новгорода.
- Коллектив РЭБ составляют местные жители, - подчеркнул Зуев. - Народ на заводе держится - а куда деваться? Молодежи практически нет. Мы с ностальгией вспоминаем наши прошлые времена, когда мы строили дома своими руками. Тогда у нас было 40 единиц на хозтехобслуживании. Тогда на РЭБ работало ровно 1000 человек - 500 береговых и 500 флотских. В зиму у нас стояло более 50 судов на отстое. И "Ладожские", и "Череповецкие" стояли. Было время, когда деньги не могли освоить, открещивались от работы - делали до 10 судов среднего ремонта в зиму.
РЭБ дала работу не только заводчанам, но и другим жителям поселка. Коллектив завода принимал участие в строительстве огромной судобольницы, на 150 койко-мест, сегодня там располагается небольшая поликлиника и дом-интернат для престарелых. Так, 150 женщин поселка обрели работу.
Помимо ремонта и отстоя, в Вознесенье еще занимались судостроением. В 1970 годах предприятие строило несамоходные баржи грузоподъемностью 1000 и 1500 тонн и изготавливали грейферы для плавкранов. Сейчас, к сожалению, уже этого направления у завода нет.
Зато есть еще одна гордость Вознесенской РЭБ - портальный кран "Кондор" грузоподъемностью 42 тонны.
- "Кондор" нас здорово выручает, - заметил Владимир Зуев. - Мы с помощью него и двигатели меняем, и тяжелое оборудование перегружаем. Работает превосходно! Ему можно задать любую скорость - хоть посекундно будет по миллиметру поднимать.
Причалы, надо признаться, у Вознесенской РЭБ пустуют. Об этом говорят и работники, потому что многие из них помнят живописный пейзаж: река Свирь, где на причалах завода пришвартованы вторым бортом несколько рядов теплоходов. Однако коллектив не унывает, гостеприимно показывает свои возможности и цеха, говоря, что вероятно скоро начнется работа.
С первого взгляда наши экспедиции можно расценивать как путешествие с элементом отдыха в пути. Приглядевшись и потратив не один час в дороге, начинаешь понимать, что поездки и визиты в даже самые далекие уголки страны предназначены: а) показать другую жизнь других людей, но также сопереживающих развитию отрасли, б) напомнить о том, что где-то на Свири некогда успешная РЭБ, градообразующее предприятие, по сегодняшний день ремонтирует флот и ждет новых заказов, в) просто помочь. Помочь тем, что рассказали и напомнили.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Вознесенская РЭБ флота: период становления, процветания и трудовые будни (статья о РЭБ 2016 года)
Помимо ремонта и отстоя, в Вознесенье еще занимались судостроением. В 1970 годах предприятие строило несамоходные баржи грузоподъемностью 1000 и 1500 тонн и изготавливали грейферы для плавкранов. Сейчас, к сожалению, уже этого направления у завода нет.
Зато есть еще одна гордость Вознесенской РЭБ - портальный кран "Кондор" грузоподъемностью 42 тонны.
- "Кондор" нас здорово выручает, - заметил Владимир Зуев. - Мы с помощью него и двигатели меняем, и тяжелое оборудование перегружаем. Работает превосходно! Ему можно задать любую скорость - хоть посекундно будет по миллиметру поднимать.
Сотрудник РЭБ / Корабел.ру |
Причалы, надо признаться, у Вознесенской РЭБ пустуют. Об этом говорят и работники, потому что многие из них помнят живописный пейзаж: река Свирь, где на причалах завода пришвартованы вторым бортом несколько рядов теплоходов. Однако коллектив не унывает, гостеприимно показывает свои возможности и цеха, говоря, что вероятно скоро начнется работа.
С первого взгляда наши экспедиции можно расценивать как путешествие с элементом отдыха в пути. Приглядевшись и потратив не один час в дороге, начинаешь понимать, что поездки и визиты в даже самые далекие уголки страны предназначены: а) показать другую жизнь других людей, но также сопереживающих развитию отрасли, б) напомнить о том, что где-то на Свири некогда успешная РЭБ, градообразующее предприятие, по сегодняшний день ремонтирует флот и ждет новых заказов, в) просто помочь. Помочь тем, что рассказали и напомнили.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Вознесенская РЭБ флота: период становления, процветания и трудовые будни (статья о РЭБ 2016 года)