По данным международных организаций количество женщин на флоте варьируется от 1,3% до 2%, в то время как общая нехватка офицеров на флоте составляет 29 тыс. чел., а буквально через несколько лет эта нехватка будет составлять 50 тыс. человек.
Начался круглый стол с докладов девушек-курсанток, в ходе которых они поделились своим опытом прохождения практики в море, рассказали о выборе профессии и о том, как им удается бороться за равное отношение к себе на флоте и с какими трудностями сталкиваются.
По словам курсантки 3 курса судоводительского факультета ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова Юлии Коваль некоторые преподаватели уверены, что девушкам на флоте можно поручать куда более ювелирную работу, чем мужчинам. Это связано с тем, что девушки более терпеливые и усидчивые, поэтому, например составление чертежей и карт, для них задача более простая. Практику Юлия проходила на паруснике "Мир":
"Самое интересное, конечно, было залезать на мачту, ставить паруса. В парусной команде было две девушки, в том числе я. Около четырех часов мы находились на высоте 23 метром, работы проводились в любую погоду, даже в ливень. Хочу отметить, что за время практики ни одна девушка не отказалась лезть на мачту".
От практики у Юлии остались только хорошие впечатления. Но впереди у нее еще 10 месяцев плавпрактики. Девушка хочет попробовать себя на судах разного типа, чтобы после выпуска было легче ориентироваться и найти работу.
Другой курсант – Анна Афанасенко учится на 5 курсе электромеханического факультета ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова и в свои 23 года Анна имеет большой практический опыт. Свою первую плавпрактику после 3 курса курсант проходила на танкере.
"Посадка у нас была в Высоцке, оттуда ходили в Китай. Экипаж был очень дружелюбным. Больше всего удивления и вопросов вызывала именно моя специальность. Но я считаю, если ты хороший специалист, то неважно мужчина ты или женщина.
Практику я проходила под руководством электромеханика, наблюдала за тем, как он выполняет свою работу. Лично я обслуживала аварийный дизель-генератор, разбирала электродвигатель, чистила контакты, чинила лифт, меняла лампочки.
Моя плавпрактика предоставила мне возможность повидать мир, я была в Бразилии, в небольшом портовом городке на юге страны. Это оставило неизгладимые впечатление, потому что до этого я нигде не была. Моя практика продлилась два месяца и я буду вспоминать о ней только с теплом".
О том, как проводили свободное время во время плавпрактики рассказала курсант 2 курса судоводительского факультета ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова Ксения Луканина. Свою первую плавпрактику девушка проходила на паруснике "Мир".
"Эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь. В свою первую плавпрактику у нас было ознакомление с навигационным мостиком, с его оборудованием, также у нас были палубные работы, дежурства и учебные занятия. Они включали в себя навигацию, лоции, изучение мореходной астрономии, морской английский язык и теория устройства судна. Но даже в таком насыщенном графике мы находили свободное время. Очень на палубе, на закате множество курсантов таких же неравнодушных к музыке, как и я, собирались и пели песни под гитару".
О негативных сторонах практики Ксения упоминать не хотела, но вынудил вопрос из зала, тогда девушка рассказала, что некоторые члены экипажа мужчины позволяли себе мизогинные высказывания, например они говорили "Мы здесь, чтобы показать вам, что вы должны сидеть дома и варить борщи, а не ходить в моря". Однако Ксения добавила, что женщинам, которые идут на работать на флот нужно не воспринимать все близко к сердцу и быть сильными.
Помимо девушек-курсантов из ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова в круглом столе принимали участие и курсантки Морской технической академии имени адмирала Д.Н.Сенявина, среди которых была и Софья Ардабаева, которая в свои 17 лет уже твердо знает чего хочет.
"У нас замечательные преподаватели, однокурсники и мастера. Мне нравится то, как проходит обучение, дисциплина, которой нас тоже учат. Например, каждое утро у нас построения, рапорты. Привлекает и вахтовый метод работы, а также хорошие зарплаты. Профессию судоводителя можно освоить вне зависимости от пола, но надо отметить, что в своей группе я единственная девушка, а на всем потоке нас двое. Среди парней учится тяжело, но интересно. Они умеют поддерживать и помогать".
Также о выборе своей профессии рассказала девушка-курсант 3 курса судоводительского факультета Морской технической академии имени адмирала Д.Н.Сенявина Алена Гладких.
"Еще в школе мне всегда нравилась география и сначала я хотела стать либо картографом либо геодезистом и сначала хотела поступать в Военно-космическую академию. Однако в средней школе я была в "Юнармии" и в 2021 году я познакомилась с курсантами МТА им. адмирала Д.Н.Сенявина и это повлияло на мой конечный выбор. Но при поступлении я столкнулась с проблемами. В школе я училась хорошо, но меня не хотели брать, потому что я девушка. Помимо проблем с поступлением я столкнулась и с трудностями при поиске практики. Мне предлагали проходить практику буфетчицей, но я хотела пройти практику в качестве матроса или практиканта. В итоге свою плавпрактику я прошла на судне "Юный Балтиец".
Искусственный интеллект VS курсант
На сегодняшний день ИИ сильно скакнул вперед, им пользуются маркетологи, журналисты, продюсеры. Недавно модель сгенерированная ИИ впервые появилась на обложке журнала. Стало интересно узнать у начинающих специалистов в отрасли как они относятся к ИИ и не боятся ли, что из заменит компьютер?
По мнению девушки-курсанта Софьи из ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, которая учится на электромеханика, искусственный интеллект может заменить человека, но не в самом ближайшем будущем. Однако, Софья уверена, что так или иначе для обслуживания ИИ нужен будет человек, так что без работы она остаться не боится. А вот, что до судовых механиков и судоводителей, по мнению начинающего специалиста Софьи, их заменить будет трудно, ведь так или иначе бывают патовые ситуации, когда человеческий нужен человеческий разум.
А вот что думает будущий судоводитель, а ныне курсант 3 курса факультета судовождения МТА им. адмирала Д.Н.Сенявина Алена Гладких:
"Очень спорный вопрос. Мне кажется, что он сможет заменить человека, но это будет точно не скоро. Чтобы перейти на беспилотные суда, нужно поменять полностью структуру флота".
Решение гендерного кризиса
В мероприятие приняла участие и эксперт по правовым вопросам от Российского профсоюза моряков Светлана Колганова. В начале своего выступления она еще раз напомнила, что 8 марта – это день борьбы женщин за свою независимость и свои права.
"Хочу отметить, что тот прогресс, который есть на флоте в вопросе продвижения женщин в профессию, он сделан женщинами, которые несмотря на все преодолевали проблемы и стереотипы. Нужно отметить, что сейчас изменились условия труда на флоте и труд стал более легким, поэтому женщины не нуждаются в дополнительной защите. Ни мужчины, ни женщины не должны работать при вредных условиях труда.
Нас поддержали судовладельцы, которые понимают проблему дефицита кадров. У нас есть проблема защиты от дискриминации, как явление на судах. Практика не сформирована и с этим сложно работать".
По мнению инспектора труда Российского профсоюза моряков Ольги Ананьевой обезопасить женщин-моряков от харрасмента, психологического насилия и других проблем, с которыми к ней обращаются специалисты, может только работа в крупных и серьезных компаниях.
Сегодня, в Международный женский день редакция, Корабел.ру поздравляет всех женщин на флоте и на берегу! Мы желаем вам быть сильными, успешными, добиваться поставленных, даже самых амбициозных, целей, любить себя, но никогда не забывать о том, что вы женщины.