Жаркая пора Кронштадтского морского завода

Кронштадтский морской завод в прошлом году праздновал юбилей — 160 лет со дня основания. Это одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга, специализирующееся на комплексном судоремонте кораблей и судов. В настоящее время завод является одним из центров ремонта отечественного Военно-морского флота и способен ремонтировать любой тип кораблей и судов. Корреспондент "Корабел.ру" посетил предприятие, осмотрел его исторические доки, самому молодому из которых более 100 лет, и узнал, чем завод занят сегодня.
Ежедневно через центральную проходную Кронштадтского морского завода проходит около 800 человек. Это число специалистов, которые работают в новую эпоху предприятия. Как известно, точка отсчета новейшей истории завода – 2010 год, когда после нескольких лет простоя, завод возобновил свою деятельность, начал стремительно наращивать производительность и увеличивать штат.
 
Кронштадтский морской завод / Корабел.ру

- Для сравнения, в 2011 году количество ремонтируемых объектов составило 40 единиц в год, – рассказывает директор по производству Кронштадтского морского завода Алексей Прусаков. – В настоящее время мы вышли на показатели порядка 160 единиц ежегодно. Портфель заказов в денежном эквиваленте достигает более двух миллиардов рублей.

Стоит особенно отметить, что вместе с повышением производительности, завод расширяет и спектр своих компетенций. Так, газотурбинное производство Морского завода за последние три года наращивает объем заказов по ремонту газотурбинных двигателей и агрегатов на 20-30% ежегодно. Это и двигатели для флота, и двигатели для подразделений ПАО "Газпром" и предприятий энергетического комплекса.
 
Газотурбинное производство КМОЛЗ / Фото: Кронштадтский морской завод

В 2018 году газотурбинное производство (ГТП) Кронштадтского морского завода успешно выполнило годовой план. Специалисты ГТП отремонтировали 9 агрегатов ГПА-10, 4 двигателя ДР59Л и 4 двигателя по госзаказу. 2019 год будет еще более насыщенным по объему. Известно, что в планах — ремонт 21 единицы техники: 11 блоков ГПА-10, 5 двигателей ДР59Л, средний ремонт двух двигателей по государственному заказу и аварийно-восстановительный ремонт трех двигателей ДР59Л.

Еще одним из перспективных гражданских проектов является организация совместного с норвежской фирмой Bjordal предприятия по производству судовых рыбоперерабатывающих фабрик. Здание и помещения, где оно будет располагаться, уже готовы и отремонтированы — сейчас идет их насыщение оборудованием и станками.

В этом просматривается генеральная линия ОСК (куда входит предприятие), которая следует диверсификации производства заводов и верфей и расширению гражданских коммерческих заказов.

Однако выполнение гособоронзаказа по-прежнему является приоритетным и занимает 80% из общего портфеля Кронштадтского морского завода. Все доки и цеха заняты ремонтом кораблей и судов флота.

- У нас действительно есть такая задача – развивать гражданский судоремонт. Но мы с вами понимаем, что для этого надо восстанавливать фонды, которые десятилетиями не использовались, – замечает Прусаков. – А для этого необходимы инвестиции. Наш завод на собственные средства восстанавливает рабочее состояние четвертого сухого дока — дока имени Сургина. Раньше предприятию было достаточно трех доков для своего производства, но мы понимаем, что необходимо увеличить площадь стапельных мест. Помимо этого, мы ремонтируем и проводим модернизацию производственных цехов. Замечу, что без финансирования по целевым программам, восстановление мощностей будет производиться дольше и, может быть, не в тех объемах, в которых бы хотелось.

Что же касается государственного оборонного заказа, то в этом году Кронштадтский морской завод заключил очередной трехлетний контракт на сервисное обслуживание и ремонт кораблей и судов Балтийского флота, который обеспечивает предприятие работой до 2021 года.

А впереди парад

Сейчас Кронштадтский морской завод работает по задачам, которые, по словам директора по производству, определены в различные круги по приоритету. Причем все они одинаково равны по важности. Первым приоритетом является ремонт кораблей, выполняющих задачи в дальней морской зоне. Это тот самый флот, о котором пишут в СМИ и который показывают по телевизору.

- Сейчас мы занимаемся технической подготовкой учебного корабля "Перекоп", который выполняет серьезные задачи по всем морям, – отмечает Алексей Прусаков. – Работы должны быть завершены к 1 июля, когда УК "Перекоп" уйдет в поход.
 
Учебный корабль "Перекоп" / Фото: Кронштадтский морской завод

Третий приоритет – ремонт боевых кораблей. Это противолодочные корабли, дизельная подлодка и тральщики.

Одним из важнейших приоритетов является ремонт по техническому состоянию океанографического исследовательского судна "Адмирал Владимирский" и гидрографического судна "Ромуальд Муклевич".
 
ОИС "Адмирал Владимирский" у южной стенки КМОЛЗ / Корабел.ру

Мы занимаемся подготовкой ОИС "Адмирал Владимирский" к походу, который должен начаться в начале декабря. Все работы проходят под контролем Министерства обороны и Русского географического общества. Сейчас судно находится на завершающем этапе ремонта. В июне мы поставим его в док для выполнения модернизационных работ – на нем установят аппаратуру, которая позволяет выполнять исследования рельефа мирового океана с глубиной до 7 км.
 
ОИС "Адмирал Владимирский" у южной стенки КМОЛЗ / Корабел.ру

Ремонтом судна "Адмирал Владимирский" ежедневно заняты 120 человек, при этом 70-80 заводчан работают непосредственно на объекте. В рамках работ на судне кронштадтцы завершают корпусный ремонт, ремонт дизель-генераторов, основных двигателей, компрессоров и компрессорно-охладительных агрегатов, проводят косметический ремонт помещений, дооснащают судно новыми приборами для проведения океанографических исследований, монтируют кабели. С августа "Адмирал Владимирский" уйдет на швартовные испытания, а ходовые начнутся в сентябре. Передача судна заказчику намечена на ноябрь 2019 года. Поэтому для завода эта задача является самой приоритетной.
 
Гидрографическое судно "Ромуальд Муклевич" / Корабел.ру

По соседству от "Адмирала Владимирского" у южной стенки завода пришвартовано гидрографическое судно Северного флота "Ромуальд Муклевич", которое "гостит" у завода уже более двух лет. Сейчас оно находится в завершающей стадии сдаточных испытаний. Передача флоту гидрографа также намечена на ноябрь 2019 года.
 
Гидрографическое судно "Ромуальд Муклевич" / Корабел.ру

Ожидается производственный пик

Во время экскурсии по Кронштадтскому морскому заводу Алексей Прусаков знакомил с ходом работ на судах "срочного заказа" и делился видением загрузки предприятия на год.
 
Алексей Прусаков, директор по производству Кронштадтского морского завода / Корабел.ру

- 2019 год, по нашим прогнозам, будет для нас не менее, а может, и более напряженным, чем предыдущий, юбилейный год. Если говорить об общей цифре, то нашему коллективу предстоит отремонтировать и провести сервисное обслуживание более полутора сотен объектов. Подавляющее большинство — это корабли и суда Ленинградской военно-морской базы и Балтийского флота.

По гражданской линии Кронштадтский морской завод в середине лета ожидает прибытия на доковый ремонт ледокола "Семен Дежнев", который принадлежит ФГУП "Росморпорт". Знаменательно, что "жаркая пора" для предприятия падает как раз на летний период.
 
Кронштадтский морской завод / Корабел.ру

Для сравнения, юбилейный 2018 год завод закончил с хорошими результатами. По словам генерального директора Анатолия Белоева, производственный план выполнен полностью — и по объему продукции, и по номенклатуре: "Мы обеспечили ремонт и сервисное обслуживание 119 кораблей и судов Ленинградской ВМБ, заявленных в госконтракте, отгрузили заказчикам четыре газотурбинных ГТД и ГПА для "Газпрома". Помимо этого, наш коллектив выполнил ремонт на 12 кораблях и судах по договорам с 33 СРЗ, Ленинградским заводом "Пелла", ЦС "Звездочка" на сумму 237 млн рублей".

Из итогов известно, что Кронштадтский морской завод достиг запланированных экономических и финансовых показателей как по выручке, так и по прибыли. Первая составила 2 млрд 194 млн рублей, вторая — 149 млн рублей, что на 12,5% и 12,3% больше, чем в 2017 году. Также выросла и средняя зарплата на предприятии — примерно на 10%.

Что же касается ближайшей перспективы, то завод планирует заключить государственный контракт, согласно которому в конце 2019 года на ремонт придет госпитальное судно Северного флота "Свирь", а в 2020-м БДК проекта 755 Балтийского флота. Их ремонт будет осуществляться в 2020-2022 годах.

Кадры и взаимодействие с властью

Вопрос не простой, потому что раньше для предприятия будущих сотрудников готовило ПТУ №48. Сейчас же этого нет. Трудности с кадрами есть. Однако сказать, что существует острая проблема с недобором нельзя.

- Надо помнить, что Кронштадт несколько обособлен, и трудовые ресурсы Санкт-Петербурга территориально не так близки к нам, – рассказывает Алексей Прусаков. – Для ИТР не составляет труда из Санкт-Петербурга ехать сюда, а рабочим это не совсем выгодно. Поэтому у нас есть опытные кадры, которые обучают молодых. В целом заводчане преимущественно местные жители — кронштадтцы.
 
Кронштадтский морской завод / Корабел.ру

Кронштадтский морской завод не является градообразующим предприятием, но он по праву считается крупнейшим. Руководство КМОЛЗ выстроило хорошее взаимоотношение с местной властью — завод участвует в различных местных праздниках и акциях, а администрация поддерживает любую инициативу предприятия.

Сам по себе завод уникальный. Помимо того, что в прошлом году ему исполнилось 160 лет со дня основания, так это еще и одно из немногих судоремонтных предприятий, способных оказывать комплексный ремонт. Для этого у КМОЛЗ есть все необходимые лицензии.

Из-за того, что завод и корабли уже возрастные, выходит, что мы неоднократно их ремонтировали, у нас есть вся документация, подготовлены стенды под любое оборудование, – поясняет директор по производству. У нас до сих пор работают опытные сотрудники, которым хорошо знакома подобная продукция.

Развитию предприятия способствовало бы участие в целевой государственной программе При такой программе Кронштадтский морской завод вполне мог быть открыть для себя новые направления — допустим, судостроение малотоннажных судов или формирование крупноузловой сборки для разгрузки других судостроительных предприятий. Что это может дать городу и предприятию? Прежде всего новые рабочие места и увеличение доходов.

[Больше фотографий в Галерее снизу]

Материалы по теме:
"Обновленная "Аврора" – подарок кронштадтцев городу" - интервью с генеральным директором КМОЛЗ Анатолием Белоевым
"Крейсер, подлодка, "гидрограф", ледоколы" - о ходе ремонта крейсера "Аврора", гидрографического судна"Ромуальд Муклевич" и испытаниях подводной лодки "Дмитров"
"Ледокол "Красин" вернулся на Набережную лейтенанта Шмидта" - фоторепортаж о возвращении с ремонта ледокола "Красин".
"Кронштадтский морской завод", АО Кронштадт
+7 (812) 435-21-01
"Центр судоремонта "Звездочка", АО Северодвинск
+7 (818) 459-66-29
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"33 Судоремонтный завод", АО Балтийск
+7 (40145) 3-23-15
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Кулешов Олег Васильевич
13.06.2019, 11:10
Круто вышло!!
Свежие новости