реклама

Зеленая повестка в судостроении: почему это так важно?

0 108 1 мин
Более двух недель оживленных переговоров и ожесточенных дебатов потребовалось Международной морской организации (IMO), чтобы 7 июля наконец-то единогласно одобрить положения Стратегии по выбросам парниковых газов образца 2023 года. Нелишне отметить, что среди 175 членов IMO, подтвердивших принятие нового комплекса экологических правил, была и Россия.

Почему это так важно?

Среди основных согласованных требований новой Стратегии стоит выделить следующие обязательства:

 

К 2050г свести выброс парниковых газов в морской отрасли до нуля, с промежуточными контрольными этапами в 2030-м (на 20%-30%) и в 2040 (на 70-80%) годах. 

 

К 2030г довести долю "чистых" энергии, топлива и технологий до 5-10% от всех их объемов, используемых на водном транспорте. 

 

К 2025г разработать и принять новый стандарт по уровням выброса парниковых газов для морского топлива, с тем, чтобы он смог вступить в действие уже в 2027 году.

 

Заметим, что предыдущая редакция Стратегии (от 2018 года) предусматривала сокращение вредных выбросов по сравнению с базовым уровнем в гораздо более щадящих объемах, в частности "не менее" чем на 50% к 2050 году.

 

Предполагаемые же темпы реализации новых правил IMO выглядят гораздо более впечатляющими, особенно с учетом того, что за последние пятнадцать лет уровень выброса парниковых газов на водном транспорте практически не изменился:

"Дорожная карта" снижения выброса парниковых газов на водном транспорте (IMO-2023) / Источник: Всемирный банк

Стоит обратить особое внимание на нижнюю (синюю) ветвь приведенного на рис.1 графика, которая описывает наиболее оптимистичный (для глобальной экологии) и наиболее сложный (для судовладельцев и корабелов) вариант ускоренного перевода морского и речного транспорта на исключительно "чистые" виды энергии и топлива. 

 

При этом модернизация/замена отдельных агрегатов, механизмов, систем, а то и пропульсивных/энергогенерирующих комплексов в целом представляется практически неизбежной – впрочем, как и внесение изменений в уже существующие проекты судов, на которые они будут установлены.

 

Учитывая среднерыночную продолжительность эксплуатации транспортных судов основных типов (20-25 лет), это означает, что все суда недавно сошедшие со стапеля, находящиеся в постройке и (что еще важнее) те, что только будут заказаны верфям должны быть подготовлены к исполнению новых экологических требований IMO в достаточно сжатые сроки.

 

В противном случае, судовладельцы рискуют выбросить свои инвестиции на новострой почти буквально в выхлопную трубу, а судостроители остаться без заказов, ввиду отсутствия опыта строительства "чистого" флота и/или нехватки необходимых для этого комплектующих.

 

Таким образом, реализация положений новой Стратегии IMO требует от операторов максимально внимательного подхода к выбору проекта новых судов, а от корабелов – оперативной перестройки производства, разработки перспективных моделей силовых установок и их ключевых компонентов, а также приобретения соответствующих компетенций по установке и наладке.

 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На Неве проводятся ходовые испытания головного обстановочного судна проекта 3050.1А
19:01 / судостроение