Почему это так важно?
Среди основных согласованных требований новой Стратегии стоит выделить следующие обязательства:
– К 2050г свести выброс парниковых газов в морской отрасли до нуля, с промежуточными контрольными этапами в 2030-м (на 20%-30%) и в 2040 (на 70-80%) годах.
– К 2030г довести долю "чистых" энергии, топлива и технологий до 5-10% от всех их объемов, используемых на водном транспорте.
– К 2025г разработать и принять новый стандарт по уровням выброса парниковых газов для морского топлива, с тем, чтобы он смог вступить в действие уже в 2027 году.
Заметим, что предыдущая редакция Стратегии (от 2018 года) предусматривала сокращение вредных выбросов по сравнению с базовым уровнем в гораздо более щадящих объемах, в частности – "не менее" чем на 50% к 2050 году.
Предполагаемые же темпы реализации новых правил IMO выглядят гораздо более впечатляющими, особенно с учетом того, что за последние пятнадцать лет уровень выброса парниковых газов на водном транспорте практически не изменился:
Стоит обратить особое внимание на нижнюю (синюю) ветвь приведенного на рис.1 графика, которая описывает наиболее оптимистичный (для глобальной экологии) и наиболее сложный (для судовладельцев и корабелов) вариант ускоренного перевода морского и речного транспорта на исключительно "чистые" виды энергии и топлива.
При этом модернизация/замена отдельных агрегатов, механизмов, систем, а то и пропульсивных/энергогенерирующих комплексов в целом представляется практически неизбежной – впрочем, как и внесение изменений в уже существующие проекты судов, на которые они будут установлены.
Учитывая среднерыночную продолжительность эксплуатации транспортных судов основных типов (20-25 лет), это означает, что все суда недавно сошедшие со стапеля, находящиеся в постройке и (что еще важнее) те, что только будут заказаны верфям должны быть подготовлены к исполнению новых экологических требований IMO в достаточно сжатые сроки.
В противном случае, судовладельцы рискуют выбросить свои инвестиции на новострой – почти буквально в выхлопную трубу, а судостроители – остаться без заказов, ввиду отсутствия опыта строительства "чистого" флота и/или нехватки необходимых для этого комплектующих.
Таким образом, реализация положений новой Стратегии IMO требует от операторов максимально внимательного подхода к выбору проекта новых судов, а от корабелов – оперативной перестройки производства, разработки перспективных моделей силовых установок и их ключевых компонентов, а также приобретения соответствующих компетенций по установке и наладке.