На прошлой неделе появились новости о ходе строительства парусной шхуны "Котъ", которой предстоит этим летом пройти через пол-России по рекам, выйти в море и бросить якорь в Севастополе. Парусник почти достроен — если ничего помешает и планы не сорвутся, то 2 июля он будет спущен на воду.
Родом из детства
15 апреля корабелы с екатеринбургской верфи "Спрей", где возводится шхона, открыли двери цеха перед дорогим гостем — знаменитым детским писателем Владиславом Крапивиным, два года назад заложившим монету в киль будущего парусника. Автор "Голубятни на желтой поляне", "Колыбельной для брата", "Оранжевого портрета в крапинку" и еще почти сотни (!) повестей и романов пришел лично посмотреть, как продвигается строительство корабля. Компанию ему составила группа журналистов и телевизионщиков.
— Выглядит очень внушительно, практически авианосец, — сообщил о своих впечатлениях журналистам мэтр детской литературы. — Мой вклад в него невелик: к сожалению, уже не могу принимать участие в строительстве. От меня судну досталось название "Котъ" — потому что я люблю котов, и монета с Сейшельских островов, которую заложили в корпус судна.
На самом деле, если разобраться, его вклад в саму возможность постройки такого корабля огромен. Более полувека назад, 2 июля 1961 года на чердаке одного из свердловских домов ватага мальчишек вместе с 22-летним журналистом Владиславом Крапивиным придумала корабль "Бандерилья" и назвала себя его экипажем. Иллюзорный покоритель морей оказался на редкость стойким, и очень скоро его команда превратилась в отряд, занимающийся изучением истории флота, фехтованием, киносьемками, а позже и непосредственно морским делом — на маленькой, но постепенно растущей парусной флотилии. Шефство над отрядом взял легендарный советский детский журнал "Пионер", а сам основатель отряда, в середине 60-х уже ставший известным писателем, возглавлял его на протяжении 30 лет. Название в первые годы постоянно менялось, ребята искали подходящее слово, пока не остановились на предельно романтичном и абсолютно морском — "Каравелла".
Сегодня флотилия отряда насчитывает более 30 яхт класса "штурман", "кэч" и "гафельная шхуна". Все они строились руками самих "каравелльцев" — детей и инструкторов. Причем проекты "штурманов" и "кэчей" разрабатывал сам Крапивин. Каждый год, когда открывается навигация, вся эта парусная армада выходит на просторы Верх-Исетского водохранилища, и ребята начинают занятия — ставят паруса, вяжут узлы, устраивают гонки, отрабатывают действия в сложных ситуациях — например, при переворачивании корабля. На берегу юные моряки сами проверяют такелаж.
Именно воспоминания об этих детских приключениях подсказали взрослым выпускникам "Каравеллы" идею построить взрослую шхуну, способную выйти в настоящее море.
— Строит этот корабль большая инициативная группа, в числе которой Игорь Литвинов, Алеша Крапивин, Дима Хайдаров, Дима Бахтерев и другие. Все они в разные года имели отношение к отряду и научились строить яхты именно там в детском возрасте, — поясняет "Корабел.ру" руководитель отряда "Каравелла" Лариса Крапивина.
Зов дальних странствий
Нам удалось пообщаться с одним из представителей этой "большой инициативной группы", горячим энтузиастом проекта, придумавшим для него название "Похождения бродячего "Кота", выпускником "Каравеллы" 1974 года, отрядным знаменосцем, яхтенным рулевым Романом Родыгиным.
— Десять лет назад отряду исполнилось 45 лет, — рассказывает он. — Мы, выпускники, встретились по этому поводу, пообщались друг с другом, с нынешними ребятами из "Каравеллы", помогли им с ремонтом лодок, построили несколько штук. И на всей этой волне вдруг почувствовали, что нам самим не хватает корабля для взрослых приключений. Взяли и построили шестиметровый гафельный шлюп с каютой сами для себя. В 2012 году спустили его на воду, но уже через год решили, что нам и этого уже мало — захотелось отправиться в дальнее плавание. Так возникла мысль о постройке большого парусника для похода по рекам России вплоть до Черного моря.
Конечная точка запланированного путешествия вопросов не вызывала. Как-то сразу стало понятно, что якорь парусник должен бросить непременно в Севастополе — любимом городе Владислава Крапивина, городе, который занимает огромное место в творчестве этого писателя. Очень часто в крапивинских повестях он даже не назван по имени, но всегда понятно, что речь идет именно о Севастополе — так узнаваемо описаны его бастионы и батареи.
Размер корабля должен составить 12,5 метров по палубе, без бушприта. Осадка около полутора метров. Скорость — 10-15 узлов. В оснастку входят грот, фок, стаксель, кливер — общая площадь парусов должна достигать 70 метров. Кроме парусов, шхуну снабдят двигателем, но какой конкретно модели, пока не известно — вопрос обсуждается.
"Мы все объединились"
Екатеринбург нельзя назвать ни морской, ни речной столицей России. Город стоит в глубине материка, недалеко от Уральских гор, на скромной по отечественным меркам речке Исеть. Но строить яхты тут умеют — местная верфь ООО "Спрей" занимается изготовлением широкого спектра парусных судов. В ассортименте "Рикошеты" самых разных модификаций, пико-крейсеры и катамараны. Многие яхты, произведенные в этой мастерской, регулярно выигрывают международные регаты. Так что проблем с поиском подходящей верфи у команды энтузиастов не возникло.
А вот средства на постройку корабля пришлось собирать, что называется, всем миром. Роман Родыгин объявил сбор финансов на краудфандинговой площадке "Бумстартер". К декабрю 2015 г. совместными усилиями удалось набрать почти 170 тысяч рублей. Все это время шхуна постепенно строилась, постепенно обретая законченный вид. Сейчас авторы "Кота" уверены, что закончить корабль в срок вполне реально. Намеченная дата — 2 июля, день 55-летнего юбилея отряда "Каравелла".
— После того, как шхуна будет достроена, мы погрузим ее на сухопутный транспорт и повезем к берегу Камы. Там спустим на воду и отправимся в путь — Кама, Волга, Дон, Азовское море, Черное море. В каких конкретно городах будем делать стоянки, пока рано говорить. Согласование начнется с лета, когда станут понятны точные даты. Но уже сейчас с нами связываются, присылают приглашения. Желающих встретить "Кота" в своем городе много. А после того, как путешествие закончится и мы окажемся в Севастополе, парусник будут ждать в знаменитом детском лагере "Артек". Его ветераны помогают нам со строительством и, конечно, тоже хотят, чтобы у артековцев была возможность выйти в море на таком корабле. Больше того, с нами на связь выходят уже и ветераны "Орленка". Эта идея привлекает всех, — рассказывает Роман Родыгин. И заканчивает совершенно крапивинской фразой. — Мы все объединились, потому что хотим зажечь сердца романтикой!
15 апреля корабелы с екатеринбургской верфи "Спрей", где возводится шхона, открыли двери цеха перед дорогим гостем — знаменитым детским писателем Владиславом Крапивиным, два года назад заложившим монету в киль будущего парусника. Автор "Голубятни на желтой поляне", "Колыбельной для брата", "Оранжевого портрета в крапинку" и еще почти сотни (!) повестей и романов пришел лично посмотреть, как продвигается строительство корабля. Компанию ему составила группа журналистов и телевизионщиков.
Кадр из репортажа телекомпании "Вести: Урал" |
— Выглядит очень внушительно, практически авианосец, — сообщил о своих впечатлениях журналистам мэтр детской литературы. — Мой вклад в него невелик: к сожалению, уже не могу принимать участие в строительстве. От меня судну досталось название "Котъ" — потому что я люблю котов, и монета с Сейшельских островов, которую заложили в корпус судна.
Владислав Крапивин / Официальная группа ВК отряда "Каравелла" |
На самом деле, если разобраться, его вклад в саму возможность постройки такого корабля огромен. Более полувека назад, 2 июля 1961 года на чердаке одного из свердловских домов ватага мальчишек вместе с 22-летним журналистом Владиславом Крапивиным придумала корабль "Бандерилья" и назвала себя его экипажем. Иллюзорный покоритель морей оказался на редкость стойким, и очень скоро его команда превратилась в отряд, занимающийся изучением истории флота, фехтованием, киносьемками, а позже и непосредственно морским делом — на маленькой, но постепенно растущей парусной флотилии. Шефство над отрядом взял легендарный советский детский журнал "Пионер", а сам основатель отряда, в середине 60-х уже ставший известным писателем, возглавлял его на протяжении 30 лет. Название в первые годы постоянно менялось, ребята искали подходящее слово, пока не остановились на предельно романтичном и абсолютно морском — "Каравелла".
Архивные фото "Каравеллы" / Официальная группа ВК отряда "Каравелла" |
Сегодня флотилия отряда насчитывает более 30 яхт класса "штурман", "кэч" и "гафельная шхуна". Все они строились руками самих "каравелльцев" — детей и инструкторов. Причем проекты "штурманов" и "кэчей" разрабатывал сам Крапивин. Каждый год, когда открывается навигация, вся эта парусная армада выходит на просторы Верх-Исетского водохранилища, и ребята начинают занятия — ставят паруса, вяжут узлы, устраивают гонки, отрабатывают действия в сложных ситуациях — например, при переворачивании корабля. На берегу юные моряки сами проверяют такелаж.
Именно воспоминания об этих детских приключениях подсказали взрослым выпускникам "Каравеллы" идею построить взрослую шхуну, способную выйти в настоящее море.
— Строит этот корабль большая инициативная группа, в числе которой Игорь Литвинов, Алеша Крапивин, Дима Хайдаров, Дима Бахтерев и другие. Все они в разные года имели отношение к отряду и научились строить яхты именно там в детском возрасте, — поясняет "Корабел.ру" руководитель отряда "Каравелла" Лариса Крапивина.
Архивные фото "Каравеллы" / Официальная группа ВК отряда "Каравелла" |
Зов дальних странствий
Нам удалось пообщаться с одним из представителей этой "большой инициативной группы", горячим энтузиастом проекта, придумавшим для него название "Похождения бродячего "Кота", выпускником "Каравеллы" 1974 года, отрядным знаменосцем, яхтенным рулевым Романом Родыгиным.
— Десять лет назад отряду исполнилось 45 лет, — рассказывает он. — Мы, выпускники, встретились по этому поводу, пообщались друг с другом, с нынешними ребятами из "Каравеллы", помогли им с ремонтом лодок, построили несколько штук. И на всей этой волне вдруг почувствовали, что нам самим не хватает корабля для взрослых приключений. Взяли и построили шестиметровый гафельный шлюп с каютой сами для себя. В 2012 году спустили его на воду, но уже через год решили, что нам и этого уже мало — захотелось отправиться в дальнее плавание. Так возникла мысль о постройке большого парусника для похода по рекам России вплоть до Черного моря.
Конечная точка запланированного путешествия вопросов не вызывала. Как-то сразу стало понятно, что якорь парусник должен бросить непременно в Севастополе — любимом городе Владислава Крапивина, городе, который занимает огромное место в творчестве этого писателя. Очень часто в крапивинских повестях он даже не назван по имени, но всегда понятно, что речь идет именно о Севастополе — так узнаваемо описаны его бастионы и батареи.
"...Севастополь я считаю своей второй родиной. У меня там много близких людей, много читателей. Я влюблен в этот город всем сердцем, много времени провел там, написал о детях, о защитниках города-героя несколько книг, был награжден севастопольскими властями Почетным знаком "За заслуги перед Севастополем".— Нам хотелось, чтобы это была шхуна, обладающая старинной архитектурой образца XIX — начала XX века, причем обязательно с гафельным парусом. Примерный чертеж такого корабля мы нашли в интернете, но не скопировали его целиком, а создали свой проект по мотивам, — вспоминает Роман Родыгин. — У нас есть инженер, который всю жизнь яхты строил, он помог в расчетах. И после этого мы принялись за строительство.
Ребята из екатеринбургской детской парусной флотилии "Каравелла" не раз бывали не берегах Севастополя, участвовали в парусных регатах, нашли там немало товарищей. Исходили там чудесные улицы и берега.
...Надо понимать, что Севастополь в любом случае НАШ город и что при звуках песни "Легендарный Севастополь" у многих из нас сжимаются сердца.
Очень жалею, что оживший детский ревматизм военного времени не дает мне поехать туда, на берега любимых бухт и Херсонеса и оказаться рядом с теми, кто отстаивает независимость и достоинство Севастополя".
(Из открытого письма Владислава Крапивина 5 марта 2014 года)
Чертежи шхуны "Котъ" / Роман Родыгин |
Размер корабля должен составить 12,5 метров по палубе, без бушприта. Осадка около полутора метров. Скорость — 10-15 узлов. В оснастку входят грот, фок, стаксель, кливер — общая площадь парусов должна достигать 70 метров. Кроме парусов, шхуну снабдят двигателем, но какой конкретно модели, пока не известно — вопрос обсуждается.
"Мы все объединились"
Екатеринбург нельзя назвать ни морской, ни речной столицей России. Город стоит в глубине материка, недалеко от Уральских гор, на скромной по отечественным меркам речке Исеть. Но строить яхты тут умеют — местная верфь ООО "Спрей" занимается изготовлением широкого спектра парусных судов. В ассортименте "Рикошеты" самых разных модификаций, пико-крейсеры и катамараны. Многие яхты, произведенные в этой мастерской, регулярно выигрывают международные регаты. Так что проблем с поиском подходящей верфи у команды энтузиастов не возникло.
А вот средства на постройку корабля пришлось собирать, что называется, всем миром. Роман Родыгин объявил сбор финансов на краудфандинговой площадке "Бумстартер". К декабрю 2015 г. совместными усилиями удалось набрать почти 170 тысяч рублей. Все это время шхуна постепенно строилась, постепенно обретая законченный вид. Сейчас авторы "Кота" уверены, что закончить корабль в срок вполне реально. Намеченная дата — 2 июля, день 55-летнего юбилея отряда "Каравелла".
Будущий маршрут "Кота" / Роман Родыгин |
— После того, как шхуна будет достроена, мы погрузим ее на сухопутный транспорт и повезем к берегу Камы. Там спустим на воду и отправимся в путь — Кама, Волга, Дон, Азовское море, Черное море. В каких конкретно городах будем делать стоянки, пока рано говорить. Согласование начнется с лета, когда станут понятны точные даты. Но уже сейчас с нами связываются, присылают приглашения. Желающих встретить "Кота" в своем городе много. А после того, как путешествие закончится и мы окажемся в Севастополе, парусник будут ждать в знаменитом детском лагере "Артек". Его ветераны помогают нам со строительством и, конечно, тоже хотят, чтобы у артековцев была возможность выйти в море на таком корабле. Больше того, с нами на связь выходят уже и ветераны "Орленка". Эта идея привлекает всех, — рассказывает Роман Родыгин. И заканчивает совершенно крапивинской фразой. — Мы все объединились, потому что хотим зажечь сердца романтикой!