Учебный корабль "Бородино", корпус которого уже 12 лет ржавеет на калининградском "Янтаре", достроен не будет. Несмотря на заявления о возобновлении работ по проекту 12441У, судостроители так и не получили заказа от командования ВМФ.
"Вопрос о достройке учебного корабля "Бородино" не поднимается очень давно. Заказа такого не существует", - пояснили корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала в пресс-службе судостроительного завода "Янтарь".
Командование ВМФ рассматривало вариант достройки корабля для подготовки морских офицеров к службе c использованием современной морской техники, сообщает Центральный Военно-Морской Портал. Решение должно было быть принято еще в конце января, однако до сих пор судостроители не получили никаких указаний на этот счет.
"Бородино" был спроектирован петербургским производственно-конструкторским бюро "Алмаз" как сторожевой корабль проекта 12441 "Гром". Постройка началась на "Янтаре" летом 1997 года. Первоначально он назывался "Новик" и должен был вступить в строй в начале 2000-х годов. После пересмотра концепции строительства флота, работы над сторожевиком приостановились. Судостроители и проектанты предложили перестроить сторожевик в учебный корабль. Добро от командования ВМФ было получено только в 2007 году, корабль был переименован в "Бородино", а к номеру проекта добавилась буква "У" (12441У - учебный). Спустя четыре года корпус корабля без сформированной надстройки спустили на воду для освобождения стапельного места на "Янтаре", после чего никаких работ на нем не велось. Согласно обнародованным тактико-техническим характеристикам, длина корабля должна была составить 116 метров, а водоизмещение - 2,9 тысяч тонн. Для сравнения, находящиеся в составе ВМФ России учебные корабли "Смольный" и "Перекоп" имеют длину 138 метров и водоизмещение 7,2 тысяч тонн.
Отметим, что в составе ВМФ СССР находился учебный корабль "Бородино" проекта 1886У, построенный в 1970 году и находившийся составе бригады учебных кораблей Ленинградской ВМБ Балтийского флота. Изначально проект 1886 представлял собой плавбазу атомных подводных лодок, поэтому на учебных кораблях сохранялось все оборудования этого типа морской техники. Практику на УК "Бородино" проходили курсанты Военно-Морских училищ ВМФ СССР. В 1978 году корабль перебазировали на на Тихоокеанский флот и передали ТОВВМУ им. Макарова. В 1996 году "Бородино" был выведен из состава ВМФ и разделан на металл.
Консервацию проекта 12441У косвенно подтвердил и главком ВМФ Виктор Чирков. Отвечая на вопросы журналистов о перспективах развития Военно-морского флота, Чирков пояснил, что строительство учебных кораблей, таких как "Смольный" или "Перекоп" программой кораблестроения не предусмотрены. "Этих кораблей для решения текущих задач хватает. Но уже запланировано строительство парусного корабля", - сообщил Главнокомандующий, не уточнив, однако, будет ли новый корабль являться учебным. Парусные суда активно использовались Военно-морским флотом СССР. Например, знаменитый парусник "Крузенштерн" долгое время выполнял научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивал морскую практику курсантов военно-морских учебных заведений.
Сейчас в составе ВМФ имеется всего два учебных корабля - "Перекоп" и "Смольный" проекта 877, построенные в 1970-е годы на польских верфях. В 2014 году курсанты российских военных ВУЗов прошли практику на "Смольном", преодолев в рамках дальнего морского похода более 6 тысяч миль, после чего корабль на полгода стал плавучей казармой для российских экипажей вертолетоносцев "Мистраль" во Франции. УК "Перекоп" с 2013 года проходит ремонт на болгарском предприятии "Флотский арсенал". Несмотря на заявления высокопоставленных лиц о прекращении ремонта российских кораблей на заграничных верфях, работы на "Перекопе" продолжаются, а начало заводских швартовых испытаний назначено на лето 2015 года.
Для обучения будущих моряков в настоящее время задействуются и исследовательские суда ВМФ. Например, кроме ученых-океанологов, в походе ОИС "Адмирал Владимирский" принимают участие представители Военно-морского института имени Петра Великого, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Российского государственного гидрометеорологического университета.