"Маяки не бегают по берегу в поисках тонущих кораблей. Они просто стоят и светят" Энн Ламотт.
судовой отрасли. В те времена здесь выпускалась судовая арматура, светодиодное оборудование для флота и продукция нужд оборонной промышленности.
Наработки сохранились. По сей день предприятие специализируется на производстве оборудования, но вместе с тем стали появляться новые задачи. На решение существенных вопросов руководству отводятся порой считанные минуты. То, что Александр Николаевич выделил время для беседы, большая удача.
Первый вопрос, который я задала Александру Николаевичу, касался, конечно же, начала начал, когда все только организовывалось. Тогда молодым амбициозным предпринимателям приходилось поднимать производство с нуля. Задача не из легких: шутка ли, восстанавливать старое оборудование практически на руинах завода. Работали в ветхих помещениях, где текли потолки и зияли дыры в полу.
Как все начиналось?
- В середине девяностых многие производственные помещения завода находились в аварийном состоянии. Некоторые цеха руководство сдавало в аренду даром, только бы починили трубы, залатали дыры. Была проведена колоссальная работа по оживлению «Маяка».
Позже,в начале двухтысячных, мы стали поставлять продукцию для гражданских и военных судов в Прибалтику, Индию и Вьетнам. В то время «Маяк» даже яхты начал строить. Однако вскоре пришел кризис 2008 года, обороты производства сократились, мы вынуждены были отказаться от некоторых проектов. Тем не менее, мы выстояли.
Александр Николаевич Клышко |
Достаточен ли торговый оборот «Маяка» сейчас?
- Мы налаживаем сбыт нашего оборудования, принимаем участие в тендерах, и, конечно же, заинтересованы в том, чтобы получать госзаказы. Вместе с тем, мы не собираемся конкурировать с торговыми центрами, каким стал бывший завод «Муссон». Не всем же торговлей заниматься, кто-то должен и производить! Иначе придется входить в феодальную зависимость к таким странам, как Китай, а тот тщательно выбирает, какое оборудование поставлять России, а какое попридержать. Пора уже самостоятельно разрабатывать и ставить на поток нужные технологии. На это уйдут годы, но мы готовы к борьбе за свое место в сфере научно-технических разработок.
Александр Николаевич этими словами выразил то, о чем, кажется, сокрушается вся страна: производственная сфера нашего государства существенно отстает, причем не только от запада, но и от востока. На территории «Маяка» основные возможности - у создателей продукции. Работа здесь кипит каждый день, производственные мощности набирают обороты. В сегодняшних реалиях "Маяк" не только производит оборудование, но и освещает путь единомышленникам.
Как появилась идея создания Ассоциации «Технопарк «Маяк»?
- Мы создали Ассоциацию «Технопарк «Маяк» с целью взаимной поддержки между бизнес-центром и нашими арендаторами. Участие в этом проекте дает множество преимуществ, в том числе хорошее представительство: наш резидент может действовать от лица и на правах Ассоциации «Технопарка «Маяк», а это престижно. Ассоциация готова взять на себя бюрократические, бухгалтерские, юридические и другие тяготы промышленных и производственных партнеров. Нашими целями является не только централизация управления производственным потенциалом «Маяка», но и стратегическое планирование задач, уменьшение совместных расходов, взаимодействие с муниципальными властями. Мы готовы оказывать своим резидентам разноуровневую, в том числе инновационную и технологическую поддержку.
В условиях постоянного экономического стресса, который, волей судьбы, стал спутником отечественного промышленника, руководство «Маяка» не только не сдается. Лидеры предприятия постоянно находят новые пути решения проблем. В прошлом году «Маяк» вступил в Ассоциацию кластеров и технопарков России[1].
Важна сплоченность, ведь вместе мы -сила!
Александр Николаевич во время беседы часто упоминает, насколько важна слаженная команда для плодотворной работы всего комплекса «Маяка». С большим уважением он отзывается о соратниках, ведь с их помощью удалось сохранить в движении основной маховик завода.
Александр Николаевич, хватает ли сейчас на заводе рабочих рук?
- Это одна из наших главных проблем. Сейчас в основном работают люди старше 40, многие из тех, кто пришел на «Маяк» еще в советское время. Есть, впрочем, династии: отец работал на заводе, и сын идет к нам. И все же, молодежь сейчас считает, что престижно работать в офисе, а не в цеху. Некоторые сильные ребята, окончив ПТУ, идут работать грузчиками, потому что там платят больше. Мы советуем им подумать хорошенько, ведь здоровье не вечно, а работать на производстве более безопасно, перспективно и, в конечном итоге, выгодно. Хорошие мастера на вес золота, им везде уважение и почет. Если молодые люди приходят к нам после училища, у них есть все шансы быстро вырасти от простого слесаря до технолога, и далее. Старые мастера всегда все покажут, расскажут, помогут разобраться с вопросами. Если у парня есть голова на плечах, он сможет не просто сверлить детали: со временем он освоит весь сложнейший технологический процесс.
«Маяк» сегодня является альтернативой стандартному торгово-экономическому пути. Это современное прогрессивное предприятие с налаженной производственно-технической сферой. Завод имеет хорошо развитую внутреннюю и внешнюю логистику, позволяющую осуществлять масштабные грузоперевозки. В цехах есть штамповочное, механообрабатывающее оборудование, имеются автоматизированные участки, оснащенные многопозиционными токарными станками, автоматами продольного точения, автоматизированные конвейерные линии для электромонтажных работ. На «Маяке» есть самостоятельный участок по выпуску приборной техники, а также участки точечной и аргонодуговой сварки. Помимо этого, на территории завода есть вспомогательный, заготовительный, кузнечный и литейный участки, столярный цех. Все это вкупе способно закрепить за «Маяком» лидирующие позиции промышленника, а если к нему присоединятся и другие субъекты, станет возможным решение самых амбициозных задач города.
Какие еще проблемы сейчас существуют у «Маяка»?
- После присоединения Крыма к России достаточно медленно идет переоформление документов. И, конечно же, многие задачи пришлось начинать решать заново: налаживать новые связи, добиваться государственных заказов. Когда-то мы плодотворно сотрудничали с Россией, но после победы "оранжевых" в 2004 руководство страны взяло политику на замещение импорта из Украины. Они отладили собственное производство, и теперь нам приходится завоевывать российские ниши практически "с нуля".
К тому же, существует достатояно острая проблема транспортной связи между Крымом и материковой частью России. Перевозчики ставят очень высокие цены, и нам некуда деваться, приходится платить. Между производителем и потребителем сейчас существует цепь из 2-3 посреднических организаций, что существенно удорожает товар. Получается, что себестоимость продукта значительно ниже, чем та цена, которую порой «заламывает» посредник. Досадные помехи должны рассеяться после того, как будет выстроен Крымский мост.
После этих слов хочется обратиться к руководству страны и попросить оказания реальной поддержки промышленникам. Ведь мы все с нетерпением ждем того момента, когда Крым и Севастополь смогут занять полноправное место среди субъектов-поставщиков Российской Федерации. Это не только даст возможность показать, на что по-прежнему способен завод-легенда "Маяк". Сотни крымчан смогут найти достойную работу, многие реализуют свое профессиональное призвание. В свою очередь, лидеры "Маяка" не дадут ему угаснуть ни при каких обстоятельствах.