Так, в 2023 году себестоимость производства в целом по направлениям рыболовства и переработки ВБР выросла больше, чем в 2 раза по отношению к 2017 году (на 117,2%), в то время как прирост средней внутренней цены на рыбу мороженую, филе и фарш составил 40,6%.
В структуре себестоимости производства 41% приходится на сырье и материалы, 25% на оплату труда, 19% занимают расходы на приобретение топлива, 10% - амортизация и 5% - обслуживание кредитов.
Из года в год все составляющие себестоимости растут. В частности, по данным НИФИ Минфина, с 2020 по 2022 год общеотраслевые затраты на топливо ежегодно росли в 1,5 раза. Рост цен продолжился и в последующие периоды. К концу 2023 года в основных портах, где бункеруются рыбопромысловые суда, отмечалось двукратное превышение цен 2022 года по отдельным видам топлива. На конец апреля 2024 года превышение цен прошлого года на бункерное топливо – до 48%.
С учетом существенного роста себестоимости и более низких по сравнению с ней темпов роста цены снижается рентабельность совокупно рыболовства и переработки. Так, в 2023 году данный показатель опустился до 14,1% (в 2021 году он составлял 32,6%, в 2022 – 20,3%).
В среднесрочной перспективе, при сохранении антироссийских санкций, экспортных пошлин, увеличении налоговой нагрузки возможно дальнейшее снижение рентабельности, что при продолжающемся росте себестоимости производства может привести к ускорению темпов роста цен. Поэтому важно, по возможности, минимизировать дополнительную нагрузку на отрасль в текущих условиях. В частности, целесообразна отмена экспортных пошлин для рыбной продукции глубокой переработки, сообщает телеграм-канал АСРФ.