Защитить, спасти, обезопасить... Как работает водная полиция на Неве

Судоходство — это, к сожалению, не только гладкое и идеальное передвижение судов различного типа и класса по водной глади. Нередко на воде случаются различные происшествия. Бывают несчастные случаи, а бывают и сознательные правонарушения. Первыми занимаются спасательные службы, а вторые — уже зона ответственности такой организации, как водная полиция.
С этой стороны судоходная отрасль рассматривается журналистами достаточно редко. Тем интереснее было побывать в гостях у Санкт-Петербургского линейного отдела МВД России на водном транспорте. На наши вопросы согласился ответить его начальник — полковник полиции Юрий Григорьев.
 
Полковник полиции Юрий Григорьев / Санкт-Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте

Расскажите о том, какие суда, находятся в распоряжении морской полиции. Их характеристики, состояние, оснащенность...

— Ежедневную службу водной полиции сложно представить без патрульных катеров. Транспортные полицейские с помощью водных плавсредств осуществляют патрулирование внутренних водных путей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обеспечивают безопасность жителей и гостей Северной столицы в период проведения самых значимых мероприятий города. На охрану общественного порядка в акватории Невы и Финского залива задействованы плавсредства различного класса. Подавляющее большинство помощников водной полиции — это быстроходные, маневренные катера размером от 5 до 15 метров оснащены самым современным техническим оборудованием.

Вместе с тем, на вооружении транспортных полицейских состоят служебные катера проекта 14-М. Это многоцелевые скоростные катера. Они оснащены тремя радиостанциями: речной, морской и судовой. Кроме того, на борту имеется тепловизор, система видеонаблюдения, сейф для хранения оружия, активная Furuno (автопилот), а также различная навигационная система. Габаритная длина – 14,5 м, ширина – 4 метра с привальным брусом, осадка – 0,85 – 1,1 метров. Полицейский патрульный катер 14-М развивает максимальную скорость свыше 30 узлов, имеет 2 каюты, рубку-салон, санблок с душем, запас пресной воды – 200 литров.
Катера имеют класс "река-море", благодаря чему есть возможность работать в том числе в Финском заливе, прецеденты уже были — мы доходили до Выборга. Теоретически мы можем работать достаточно успешно на больших катерах и в акватории Финского залива.

Помимо катеров 14-го проекта, есть два 15-х.

Задачи у судов разные, поэтому нам требуется разное техническое оснащение. Двигатели стоят мощные, большие катера способны развивать скорость до 30 узлов, проблем с этим никаких не возникает. Малые катера, как и большие проекты, имеют водометы, чтобы мы могли ходить по относительно малым глубинам.
Количество достаточное, чтобы функционал, возложенный на подразделение, выполнялся.

На службе у водной полиции также имеются гидроциклы. Они предназначены для пресечения случаев нарушения общественного порядка гидроциклистами. Вы знаете, что в последнее время в СМИ часто сообщают о гидроциклистах, которые пугают людей либо управляют гидроциклами без соответствующих прав.

То есть если нас обрызгают, можно вам звонить и жаловаться?

— Да, так и происходит. Мы отрабатываем эти заявки, даже когда территориальность не наша, то есть инцидент происходит не на Неве, а на малых реках и каналах города, за охрану которых отвечают территориальные органы внутренних дел. С учетом того, что они не обеспечены возможностью работать по таким вызовам эффективно, мы подключаемся к этим ситуациям. Наш патруль на гидроциклах может проверять у нарушителей наличие документов, проверять наличие прав на управление. С катера такие задачи решать трудно, потому что маневренность у этих средств разная, а иногда требуется общение борт в борт.
 
Санкт-Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте

Нам можно и нужно звонить по любым случаям, связанным с какими-либо нарушениями на воде. Запишите телефоны 251-66-22, 714-96-92 — это дежурная часть СПб ЛО МВД России на водном транспорте. Если вы стали жертвой преступления или являетесь свидетелем преступления, сообщите об этом по прямой круглосуточной телефонной связи на единый номер 8-800-200-16-02. Это "телефон доверия" УТ МВД России по СЗФО, входящий в систему "горячей линии" МВД России. По вашему желанию, анонимность и конфиденциальность переданной информации гарантируется.

Спасибо, надо запомнить! А что суда и экипажи делают зимой?

— Когда судоходство закрывается, наши сотрудники работают на объектах, которые мы обеспечиваем. Катера мы ставим на ремонт, на консервацию, на техническое обслуживание, а сотрудники являются действующими полицейскими, поэтому отправляются на пешее патрулирование по объектам оперативного обслуживания. Мы ведь отвечаем не только за воду, мы обслуживаем еще и порты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Соответственно, там есть маршруты патрулирования, и сотрудники несут службу по охране этих объектов, по выявлению административных правонарушений, по раскрытию преступлений.

Из кого состоят экипажи? Где и как проходит их подготовка? Есть ли какие-то учения?

— Ежедневно на охрану общественного порядка, патрулирование рек и каналов Санкт-Петербурга заступает экипаж в составе сотрудника подразделения, командира катера или, как правило, полицейского-моториста Санкт-Петербургского линейного отдела МВД России на водном транспорте. Перед тем, как личный состав заступит на службу, с ним проводится ежедневный инструктаж, после его окончания руководитель отдает команду: "На охрану общественного порядка заступить!". Каждый командир катера и полицейский-моторист имеет специальное удостоверение на право управления судном. Полицейские на патрульных катерах обеспечивают безопасность на воде, выявляя и пресекая нарушения в сфере пассажирских перевозок водным транспортом, алкогольного законодательства, незаконной добычи водных биоресурсов и оказывают помощь в спасении граждан.

Прием на службу происходит разными способами. В том числе мы принимаем и людей "с улицы", которые имеют права на управление маломерным судном, и проводим с ними специальную подготовку. И наоборот, направляем наших сотрудников на курсы — в частности, в Белгородском институте МВД есть транспортный факультет с соответствующими курсами переподготовки.

Мы периодически участвуем в тех или иных учениях. Эта работа проводится регулярно совместно с прочими подразделениями, так называемыми смежниками: и с пограничным управлением, и с сотрудниками ГИМС, и с сотрудниками Росгвардии.

Работаем во взаимодействии, поскольку взаимовыручка на воде достаточно высокая. Каждое ведомство готово пойти навстречу, даже по не своему функционалу. Это нормально. У меня есть сотрудники, которые награждены за спасение утопающих, потому что они раньше оказывались на месте, где люди нуждались в спасении и помощи.
 
Санкт-Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте

Расскажите подробнее об этом. Как это произошло?

— В один из дней командир катера отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции старший сержант полиции Дмитрий Осипов со своим коллегой Артуром Урбонасом находились на дежурстве. Проходя по маршруту патрулирования, они заметили полузатопленный гидроцикл. Подойдя ближе, услышали крики о помощи и обнаружили в воде двоих граждан. Сотрудники подняли мужчин на борт полицейского катера и оказали первую доврачебную помощь. Как оказалось, петербуржцы арендовали гидроцикл для прогулки по Неве, а документов на право управления не имели. Мужчины не справились с управлением, и гидроцикл перевернулся.

Еще один случай произошел в акватории Невы у Петропавловской крепости. Инспектор по охране общественного порядка майор полиции Елена Черевичко, полицейский-моторист отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции сержант полиции Сергей Селиверстов и полицейский отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции старшина полиции Дмитрий Пономаренко заметили в воде утопающего человека. Они поспешили на помощь и вытащили гражданина из холодной воды, подняли на борт полицейского катера, оказали первую помощь и вызвали "скорую". Выяснилось, что местный житель, отдыхая на пляже, решил искупаться в Неве и проверить свои силы, доплыв до границы судоходного хода. Однако во время заплыва он почувствовал боль в руке, не смог самостоятельно доплыть до берега и стал тонуть. Благодаря бдительности и мгновенной реакции полицейских петербуржец был спасен.

Можем только выразить большое уважение! В прошлом году, наверное, было жаркое время для вас. Чемпионат мира по футболу, усиленные меры безопасности. Были какие-то инциденты на воде?

— Мы так отработали охрану общественного порядка, что ничего запоминающегося не случилось. Все, что запоминается, это уже ЧП, а мы нацелены на профилактику и предупреждение подобного рода ситуаций и с этой функцией справляемся достаточно успешно.

Безусловно, количество плавсредств на воде в прошлом году было максимальным. И мы привлекали все резервы и силы нашего отдела, а также из других регионов, к нам командировались сотрудники, чтобы мы перекрывали все эти объекты. Это был достаточно жаркий и тяжелый период для подразделения, но я понимаю, что это необходимо. И сотрудники к этому относятся так же. ЧМ по футболу – знаковое событие для страны, но и помимо него у нас есть "Алые паруса" и еще ряд других массовых мероприятий, проводимых на воде. В следующем году нас ожидает чемпионат Европы.

Как часто ваши суда патрулируют акваторию и по каким маршрутам они ходят?

— Патрулирование осуществляется в течение 24 часов. Маршрут патрулирования — от устья Невы до Володарского моста. В случае каких-то происшествий выходим, куда необходимо, в том числе и в порты, которые находятся в Ленинградской области, – это тоже наши объекты. Если что-то случается, отправляем группу на машинах, потому что идти до Выборга, с учетом волны, долго — шесть часов. Плюс есть линейные пункты полиции на удаленных объектах с нашими сотрудниками, в небольших количествах, но достаточных, чтобы они свой функционал исполняли.

У вас в Выборге есть филиал?

— Да, там наше подразделение, семь человек. То же самое в Усть-Луге, например. Есть линейные пункты полиции с нашими сотрудниками в Высоцке, в Приморске.
 
Санкт-Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте

Можете кратко обозначить круг ваших задач? Потому что есть разные ведомства, работающие на воде, функции которых пересекаются. Чем занимаетесь именно вы?

— На нас возложена охрана общественного порядка на водных акваториях города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Имеется в виду судоходный фарватер Финского залива. Дальше маршрут – фарватер по реке Свирь, до Подпорожья. Там тоже есть ЛПП.

Следующий момент – выявление и пресечение административных правонарушений, где мы работаем совместно с ГИМС, как правило. Выявление и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, экономической направленности. Коррупционными преступления мы тоже занимаемся, и прецедентов предостаточно.

В том числе привлекаем к уголовной ответственности сотрудников ГИМС, если выявляем в порту факт получения взяток за выдачу удостоверений или постановку на учет судов без фактического их предоставления.

Таков вкратце наш функционал. Как видите, он состоит из двух направлений. Первое – это охрана общественного порядка, прежде всего, профилактика и административная практика. Второе – это работа оперативно-следственных подразделений по выявлению и раскрытию преступлений.

[Больше фото в галерее ниже]



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025