Одна из серьезных проблем для российской экономики — связность между собой ее регионов. Во многих случаях логистика затруднена узкими местами, альтернативных маршрутов мало или они плохо развиты. А если в дело вступают еще и международные границы, как в случае с Калининградским эксклавом, то вопрос становится особенно сложным.
Чуть больше десяти лет назад оторванному от основной территории страны западному региону удалось наладить паромное сообщение с Ленинградской областью. По линии Балтийск — Усть-Луга были запущены три парома — грузовые "Балтийск" и "Амбал", а также пассажирский "Петербург". С 2015 года решением Федеральной таможенной службы России линия выведена из-под таможенных процедур.
Суда, правда, уже возрастные — строились еще в 80-х годах. По вместимости, скорости и комфорту они достаточно скромные, и всерьез конкурировать с железнодорожными и тем более автомобильными перевозками им сложно. Поэтому сейчас рассматривается проект строительства трех современных железнодорожных паромов. Частично заказ предполагается разместить на мощностях местного завода "Янтарь". Общая стоимость озвучивалась областным правительством в районе 12 млрд рублей, финансирование поделят федеральный бюджет, РЖД и еще ряд частных инвесторов. Когда новые паромы будут сданы, их предшественники сойдут с линии.
Итого, неохваченным остается только сегмент контейнерных перевозок. Но и здесь наметились позитивные сдвиги. "Корпорация развития Калининградской области" разработала проект контейнерной линии "Балтийский экспресс" и последовательно продвигает его реализацию. Вот по этой ссылке можно познакомиться с его презентацией, размещенной на официальном сайте КРКО.
Есть шанс, что запущен "Балтийский экспресс" будет уже в этом году. Подробности в интервью "Корабел.ру" рассказал генеральный директор корпорации Владимир Зарудный.
— Владимир Алексеевич, что будет представлять из себя новая контейнерная линия в техническом плане, какие точки связывать?
— Ни для кого не секрет, что наш регион отделен от основной территории Российской Федерации территориями иностранных государств. Этот факт создает множество неудобств для бизнеса, который сталкивается с рядом проблем по перемещению сырья, материалов, комплектующих, а также произведенной продукции.
Для снижения нагрузки на бизнес в связи с перемещением грузов через территории Белоруссии и Литвы государство предоставляет субсидии на железнодорожные перевозки. Стоит отметить, что железнодорожный транспорт является достаточно дорогим и используется преимущественно крупными предприятиями региона. Мелкий и средний бизнес продолжает пользоваться автомобильными перевозками. Таким образом, поддержка государства на них не распространяется.
Именно поэтому возникла идея организации водной контейнерной линии по направлению Калининград — Санкт-Петербург — Калининград. Проект предполагает свободное перемещение товаров с территории Калининградской области на остальную территорию России и обратно, минуя границы иностранных государств, по тарифам, приемлемым для всех категорий бизнеса. Осуществляться такое перемещение будет путем перевозки грузовых контейнеров на паромах.
При этом реализация проекта свяжет различные бизнес-слои за счет создания равных условий для калининградских производителей товаров, что позволит развиваться и мелкому, и крупному бизнесу. Стоит учитывать то, что система отправки грузов по воде в дальнейшем будет только универсальнее, в связи с чем непременно усилятся ее позиции. Я считаю, что следующая ступень контейнеризации будет адаптирована под условия цифровой экономики. Это, однозначно, облегчит жизнь представителям бизнеса.
Проект "Балтийский экспресс" должен связать с "большой Россией" не только территориально отдаленный Калининградский регион, но и бизнес. Тем самым мы обеспечим экономическую стабильность региона и транспортную безопасность области, что особенно важно в условиях напряженной геополитической ситуации.
— В какие сроки проект может быть реализован?
— Проект "Балтийский экспресс" является не только значимым для развития региона и бизнеса, но одновременно сложным с точки зрения его реализации.
По мере проработки проекта выявляются некоторые вопросы, решением которых Корпорация в настоящее время занимается. Из основных можно выделить отсутствие достаточного количества российских контейнеров на территории региона и вопросы, связанные с оперативным таможенным оформлением грузов. Но это все скорее технические затруднения.
Есть также и психологические моменты, когда некоторым представителям бизнеса просто неизвестен морской вид транспорта и они относятся к нему настороженно. В реальности же контейнерные перевозки во всем мире — это самый популярный и выгодный вид транспорта. И тут следует отметить, что наиболее опытные и продвинутые представители бизнеса, а также те, кто столкнулся с проблемами на границе, осознают это и уже заявили о своем желании перемещать грузы в рамках проекта "Балтийский экспресс". Лично меня очень радует активность бизнеса в данном направлении. Это вселяет оптимизм.
Безусловно, запустить контейнеровозы хотелось бы уже сегодня, но тем не менее решение обозначенных вопросов займет некоторое время. Считаю, что при нахождении взаимопонимания со всеми участниками подготовки проекта, он будет запущен уже в этом году.
— Есть ли расчет динамики загрузки линии после ее запуска? Какие грузы и в каких объемах будут перевозиться?
— Безусловно, расчет динамики загрузки контейнерной линии имеется. Прежде чем приступить к реализации проекта, Корпорация провела соответствующие мероприятия. Без этого не обходится ни один проект. Мы изучили спрос на данный вид перевозок, разработали технико-экономическое обоснование проекта.
По нашим расчетам ежемесячный грузооборот линии на начальном этапе составит до 800 TEU с прогнозом дальнейшего роста грузооборота. Но это планы Корпорации, рынок же расставит все на свои места и откорректирует данные показатели. И надеюсь, что корректировка эта будет в сторону увеличения. Это мировой опыт.
Бесспорно, существенное влияние на оборот грузов окажут такие факторы, как цена, сроки, удобство. Проект предполагает создать максимально комфортные условия для бизнеса, когда на склад грузоотправителя подастся контейнер, а дальше идет работа грузоперевозчика до момента доставки контейнера на склад грузополучателя в установленные сроки и, самое главное, по конкурентоспособным ценам.
Что касается видов грузов, то в первую очередь это продовольственные товары, табачные изделия, мебель, электроника и прочие товары, выпускаемые под условным брендом "Сделано в Калининградской области".
— В марте вы вели переговоры с портом "Бронка". Какие вопросы обсуждали и к каким решениям пришли?
— Да, мы, действительно, встречались с представителями порта "Бронка". Я лично посетил этот великолепный порт и непосредственно увидел, что там и как устроено. Должен отметить, что порт "Бронка" — это современнейший глубоководный порт Балтийского региона. Он действительно поражает своими масштабами деятельности, инфраструктурой и оснащением.
Встреча с руководством данного порта в марте этого года была не первой. Более того, я бы не стал говорить о ней в прошедшем времени. Дело в том, что Корпорация на постоянной связи с руководством порта. Нам удалось наладить дружественные взаимоотношения и найти взаимопонимание.
Что же касается мартовской встречи, то на ней мы обсуждали возможности использования инфраструктуры порта, прорабатывали технические моменты, обсуждали оптимальные пути реализации проекта "Балтийский экспресс". Хочу отметить, что руководство порта — это абсолютные профессионалы и почти на все мои вопросы по проекту я получил компетентные и развернутые ответы. Почему почти? Потому что на некоторые из вопросов по объективным причинам невозможно сразу дать ответы, ведь они требуют проработок.
В частности, мы обсудили типы и размеры судов, которые будут востребованы для осуществления перевозок. Уточнили условия по приему и отправке грузов в порту, хранению на складах. В том числе скоропортящейся продукции. Я лично убедился в доступности инфраструктуры. В общем, встреча получилась продуктивной.
Состоявшиеся переговоры еще раз подтвердили актуальностъ развития водного грузового сообщения между Калининградом и Санкт-Петербургом, а также взаимную заинтересованность в реализации данного проекта.
— Какую инфраструктуру потребуется подготовить на обоих концах маршрута? Кто и как это будет делать?
— Что касается Санкт-Петербурга, то портовая и смежная инфраструктура там развита очень хорошо. Калининград пока не может этим похвастаться. Наши порты имеют ряд недостатков, которые заметно снизят наши возможности. Так, например, калининградские порты не могут обслужить суда типа "ро-ро", что также прорабатывалось Корпорацией при подготовке проекта; у нас есть ограничения по работе Калининградского морского судоходного канала. Но, подчеркну, при всем при этом проект вполне реализуем и на базе имеющихся мощностей.
Вы знаете, в целом можно много говорить о плюсах и минусах, но куда важнее делать, запускать проект. А дальше, по мере нарастания оборотов, и инфраструктуру разовьем до соответствующего уровня. Ведь спрос рождает предложение: будет спрос на услуги порта, сразу же подтянутся инвесторы.
Надеюсь, что "Балтийский экспресс" даст старт не только морским контейнерным перевозкам в Калининграде, но также развитию портовой и смежной инфраструктуры.
— Финансировать проект предполагается на основе государственно-частного партнерства. Каких именно инвесторов и на каких условиях предполагается привлечь? Есть ли уже конкретные варианты?
— Как я уже говорил выше, данным проектом уже заинтересовались представители бизнеса. Помимо того, что имеются определенные договоренности по работе с портом Бронка, появились и интересанты, готовые запустить на линию контейнеровозы. Также заинтересовались проектом компании, владеющие контейнерами, и экспедиторы, желающие оказывать услуги по перевозке грузов от грузоотправителей до порта, и от порта до грузополучателей. То есть к цепочке всего цикла транспортировки грузов уже присоединяются представители бизнеса. С каждым из них мы ведем переговоры. Все заинтересованные лица просчитывают возможные варианты своего участия в проекте. Это нормально.
Государственно-частное партнерство — явление в своем роде уникальное. Бизнес хоть и проявляет внимание к проекту, но иногда его надо к этому подтолкнуть, заинтересовать. Вот эту роль, в том числе, и играет Корпорация. Мы параллельно ищем инвесторов, представителей профильного бизнеса и доводим до них информацию о нашем проекте, даем полный расклад преимуществ.
Что касается условий участия в таком партнерстве, то они, прежде всего, должны быть обоюдовыгодными. И, я вас уверяю, почва для этого есть, проект перспективный. По конкретным вариантам участников проекта со стороны бизнеса сейчас говорить еще рано. В условиях рыночных отношений и здоровой конкуренции иногда лучше не озвучивать некоторую информацию. Скажу лишь одно: кто будет в первых рядах, тот снимет самые жирные сливки, ведь ниша свободна.
Для состыковки ряда технических вопросов по реализации проекта в начале августа Корпорация планирует провести совместную встречу с представителями порта "Бронка", Калининградского морского торгового порта, Балтийского порта, Калининградской областной таможни, Северного морского пароходства, а также рядом калининградских производителей и экспедиторских компаний.
— Как было заявлено ранее, перевозки будут осуществляться на двух контейнеровозах, взятых в лизинг. Расскажите подробнее об этих судах.
— Да, действительно, изначально мы планировали взять в лизинг два судна. Но после того, как о реализации проекта узнали некоторые владельцы контейнеровозов, они к нам обратились и сообщили, что имеют возможность дозагрузить свои суда и запустить их по рассматриваемому направлению. Безусловно, им, как и многим интересантам, необходимо просчитать возможность своего участия в проекте в условиях соблюдения главных параметров: цена и сроки. То есть, как вы понимаете, в нашем случае, вполне возможно, "гора придет к Магомеду".
Таким образом, если мы сможем найти обоюдную выгоду, то нет нужды брать контейнеровозы в лизинг. Считаю, что экономически это будет выгоднее, кроме того, это приближает запуск проекта еще на один шаг.
— В целом, очевидно, что проект контейнерной линии актуален. Почему у региона до него "дошли руки" только сейчас?
— Вопросом обеспечения водного сообщения между Калининградом и "большой Россией" занимаются давно. И в настоящее время по направлению Балтийск — Усть-Луга курсируют два парома "Балтийск" и "Амбал", которые в ближайшее время будут списаны. Обновление устаревшего и к тому же недостаточного по объему маршрутного парка обсуждался главой региона с президентом России. По поручению Владимира Путина Минтранс рассматривает возможность постановки других паромов. Работа Правительства в этом направлении идет. Возможно, не такими быстрыми темпами как хотелось бы, но постепенно продвигается.
Списание парка паромов, от части, явилось побудительным мотивом для развития нашей сегодняшней темы. Но, что еще немаловажно, на мой взгляд, как раз именно сейчас в регионе созданы все необходимые условия для такого мощного старта.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов
Материалы по теме:
На грузинском берегу (интервью с начальником отдела логистики Батумского морского порта)
Тонкая белая линия (о проекте Национальной арктической транспортной линии)
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |