Московский Механический Завод Специального Оборудования — участник многих передовых проектов в различных отраслях промышленности. Оборудование, произведённое ММЗСО, работает на космодромах "Плесецк" и "Восточный", атомных электростанциях по всей стране, сооружениях метрополитена и сочинских олимпийских объектах. Судостроительная отрасль до недавнего времени не рассматривалась в качестве приоритетной и не освещалась. Выход завода на рынок судостроения ознаменовался поставкой вентиляционной арматуры для комплектации нескольких проектов кораблей, в том числе ледоколов, строящихся на Балтийском заводе.
О том, как предприятие освоило (и продолжает осваивать) отрасль, в каких проектах участвует и какие видит для себя перспективы — в интервью с исполнительным директором завода Николаем Сапрыкиным.
О том, как предприятие освоило (и продолжает осваивать) отрасль, в каких проектах участвует и какие видит для себя перспективы — в интервью с исполнительным директором завода Николаем Сапрыкиным.
Николай Сапрыкин, исполнительный директор ММЗСО / Московский Механический Завод Специального Оборудования |
- Николай Николаевич, расскажите, как давно ММЗСО работает в судостроении? Как выходили на рынок?
- Наше предприятие включалось в работу по судовому направлению постепенно, когда в период с 2014 по 2016 год обозначился высокий спрос на данный вид продукции. Тогда в инициативном порядке и за счёт собственных сил и средств, в рамках проведения ОКР, мы разработали документацию для постановки на производство оборудования систем вентиляции и кондиционирования воздуха (СВиКВ) для судов и кораблей ВМФ.
Это было первым шагом. Уже в 2016-м в кооперации с российскими предприятиями мы выполняли работы по изготовлению сборочных комплектов воздушной арматуры. И вот в прошлом году был заключен первый в сфере производства и поставки изделий судовой арматуры прямой контракт с Балтийским заводом.
- Что сейчас входит в перечень изделий от завода для морской и речной промышленности?
- Сейчас ассортимент значительно расширился. В перечень арматуры СВиКВ для оснащения надводных судов и кораблей ВМФ РФ входят: головки грибовидные вентиляционные запорные, головки вентиляционные запорные герметичные, головки грибовидные с пневмоприводами, головки воздушные, головки фильтровентиляционные с пневмоприводом или ручным управлением, заслонки невозвратные, захлопки вентиляционные непроницаемые, захлопки противопожарные вентиляционные, задвижки обыкновенные вентиляционные, заслонки вентиляционные с гидро- и пневмоприводами, захлопки вентиляционные непроницаемые с гидро- и пневмоприводами, заслонки дроссельные вентиляционные, воздухораспределители поворотные, сепараторы угловые, жалюзи съёмные с неподвижными пластинами, диафрагмы камерные, сетки вентиляционные, клапаны вентиляционные автоматические перепускные с электрозамыкателем и блоком питания, клапаны угловые вентиляционные непроницаемые, крышки вентиляционные непроницаемые прямоугольные, крышки вентиляционные непроницаемые с пневмоприводом.
|
|
|
||||||
|
|
|
- Как оцениваете конкурентную среду? Готовы представить судостроению уникальное оборудование, никем ранее не предложенное?
- Главным конкурентом на российском рынке выступает украинский завод "Экватор", расположенный в городе Николаеве. Это предприятие было основным поставщиком подобных изделий в советские годы, а после развала СССР "унаследовало" весь постсоветский рынок. Однако теперь, в свете текущих политических событий, у российских судостроителей есть большой спрос на отечественные аналоги.
В настоящее время мы производим изделия судовой вентиляционной арматуры в ассортименте, ранее предлагаемом тем самым "Экватором". Кроме этого, наше предприятие не только производит высокотехнологичную продукцию, но и активно ведёт новые разработки. Одной из них является клапан герметический вентиляционный с электроприводом МА 98001. Изделие предназначено для установки в качестве запорного устройства систем вентиляции и кондиционирования воздуха кораблей и плавсредств МО РФ, судов всех типов, классов и назначений неограниченного района плавания.
Если говорить про конкурентное преимущество — мы свели использование любых импортных комплектующих к нулю. Тем самым не только реализовав свою часть работы по импортозамещению, но и за счет использования исключительно отечественного оборудования при производстве, выстроили конкурентоспособную систему ценообразования.
Московский Механический Завод Специального Оборудования |
- На каких проектах уже удалось поработать?
- В 2016 году мы начали выполнение работ по изготовлению сборочных комплектов судовой вентиляционной арматуры для комплектации проектов 22800, 11910, 20360М и других.
В прошедшем году исполнили обязательства по первому в сфере производства и поставки изделий судовой арматуры в рамках контракта Балтийским заводом. Для комплектации самого большого и самого мощного в мире атомного головного ледокола проекта 22220 "Арктика" мы осуществляли производство и поставку головок фильтровентиляционных с ручным управлением.
- Основной костяк заказов — гражданского или военного назначения? И как оптимизируете изделия с учетом военной приемки?
- По своему основному виду деятельности ЗАО "ММЗСО" более 10 лет производит и поставляет продукцию в рамках исполнения Государственного оборонного заказа (ГОЗ). По требованию Заказчика и судовое вентиляционное оборудование может поставляться с приёмкой Военного Представительства.
Контроль качества и приёмку продукции, изготавливаемой в рамках исполнения ГОЗ, осуществляет служба качества ЗАО "ММЗСО" и отдел 380 ВП МО РФ, поэтому изделия судовой вентиляционной арматуры нашего производства соответствуют всем требованиям военного и гражданского судостроения.
Система менеджмента качества на предприятии соответствует требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012 и ГОСТ ИСО 9001-2011. Испытания и официальное подтверждение технических характеристик оборудования проводит аккредитованная Росстандартом и РМРС лаборатория. Проводятся испытания изделий на устойчивость к воздействию качки и длительных наклонов, механических ударов, синусоидальной вибрации, соляного (морского) тумана, а также повышенной и пониженной температуры окружающей среды, повышенной влажности.
Московский Механический Завод Специального Оборудования |
- Как будете развивать направление морской отрасли? Какие дальнейшие планы, если не секрет?
- Сейчас ММЗСО завершает согласование конструкторской документации на оборудование СВиКВ для получения типового одобрения Морского и Речного Регистров, что даст нам возможность выйти на более широкую аудиторию на рынке поставки судовой арматуры. И, конечно, планируем дальнейшую работу по комплектации ледоколов 22220.
В целом, имея собственные, перспективные и уникальные разработки по вентиляции и кондиционированию, мы планируем продолжать активную работу по оснащению строящихся судов и кораблей надводного и подводного флота ВМФ. Если ещё в 2014 году мы только начинали разработку конструкторской документации, то сегодня уже комплексно обеспечиваем поставки начиная с проектирования до дальнейшего обслуживания. Плюс — работаем под заказ и готовы "подгонять" продукты под специфические условия.
Кстати, в этом году мы представим наш завод и основную линейку на выставке "Нева", где будет полноценно продемонстрирован весь перечень оборудования, актуальный для предприятий по судостроению и судоремонту.