Начало
Разработкой этих кораблей советские конструкторы занялись в конце 1970-х годов. В то время уже эксплуатировались СВП, такие как "Скат", "Кальмар" и "Джейран". Но они были не так мощны, как требовалось советскому военному ведомству. Именно поэтому конструкторам ЦМКБ"Алмаз" была поставлена задача - создать СВП с увеличенной скоростью, большей десантной нагрузкой и мощным артиллерийским и радиоэлектронным вооружением. Эскизный проект был разработан ЦМКБ "Алмаз" под руководством главного конструктора Ю. П. Семёнова и его заместителя Г.Д. Коронатова. Корабль, спроектированный с целью замены "Джейранов", должен был перевозить три танка со скоростью 60 узлов.
Головной корабль, получивший наименование МДК-95, был построен в 1986 году на Морском заводе, который входил в состав Производственного объединения "Алмаз", объединявшего в то время ЦМКБ "Алмаз", Приморский и Морской заводы, ныне известном как "Морской завод "Алмаз". Его корпус был цельносварной из высокопрочного алюминиево-магниевого слава. От "Джейрана" новый СВП, кроме большей грузоподъемности и скорости, отличался отсутствием сложных трансмиссий - передач мощности от ГТУ к воздушным винтами.
Интересный факт - для перемещения построенного корабля из эллинга на причальную стенку для спуска на воду была спроектирована уникальная транспортная система. В ней были использованы пневмоколёса авиационных шасси, сгрупированные в специальные тележки, которые подкатывались по порталы, на которых корабль стоял на стапеле. Перемещение из эллинга на причал осуществлялось с помощью тросовой системы. Это позволило отказаться от изготовления дорогостоящего трансбордера, предложенного ГСПИ "Союзпроектверфь".
Заводские ходовые испытания выявили множество проблем, которые со временем были решены. В июле-сентябре 1988 года головной корабль успешно прошёл все госиспытания, а 10 октября того же года он был придят в состав флота, после чего продолжилась постройка серийных образцов.
Спустя два года первенец вошел в состав флота, но по результатам его испытаний и опытной эксплуатации остальные представители серии строились со слегка измененной конструкцией. Всего, с 1987 по 2014 год, на заводах "Алмаз" и "Море" было построено 15 кораблей, большая часть из которых до сих пор служит в составе не только ВМФ РФ (2 ед.), но и ВМС Китая (4 ед.) и Греции (4 ед.).
По тактическим и техническим характеристикам корабли типа "Зубр" до сих пор не имеют себе равных в мире. Это обусловлено правильным выбором на стадии эскизного проектирования основных параметров корабля, корабельных систем и устройств, энергоустановки и вооружения.
Основной силовой несущей частью корабля, обеспечивающий прочность и непотопляемость, стал понтон прямоугольной формы. Надстройка, которая находится на нем, разделена двумя переборками на 3 отсека. В средней части расположен десантный трюм, а по бортам расположены главные и вспомогательные помещения, в том числе и жилые помещения.
Корпус, механизы, системы
При строительстве данных кораблей привод нагнетателя воздушной подушки и воздушных винтов осуществлялся от установки М35 производства украинского предприятия "Зоря-Машпроект". Воздушная подушка создается 4 нагнетательными агрегатами НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Пропульсивный комплекс состоит из трех 4-лопастных винтов регулируемого шага в насадках, расположенных на пилонах. Установленные в кольцевых насадках винты из полимерных композиционных материалов изготовлены предприятием "Судокомпозит". В советское время эти насадки делались на заводе "Пелла", который входил в состав НПО "Ритм", объединявшего ЦНИИ ТС, "Пеллу" и ныне прекративший своё существование "Петрозавод", на месте которого первоначально планировалось установить небоскреб "Газпрома". К счастью, ленинградцам удалось отстоять панораму города в районе Смольного собора.
ГЭУ комплектуется пятью газотурбинными двигателями ГТД-8000. Три из них обеспечивают движение посредством воздушных винтов регулируемого шага АВ-98 диаметром 2,5 м., а два работают на нагнетатели. В качестве источников тока были применены турбогенераторы ГТГ-100 с частотой тока 400 Гц.
Вооружение
Корабельная ПВО обеспечивается двумя бортовыми установками 30-мм АК-630М. В наличии имеется четыре ПЗРК "Игла". Для обработки берега перед высадкой десанта и повышения боевой устойчивости корабль оснащался корабельным вариантом системы "Град" - РСО "Огонь".
Послесоветский период
Самое интересное началось после распада СССР. К началу 90-х в составе советского флота числилось восемь "Зубров". После распада и раздела Черноморского флота Россия забрала себе пять кораблей, а Украине досталось только три: "Краматорск", "Горловка", Артемовск" и два недостроя в Феодосии. Один из недостроев все-таки достроили и ввели в состав флота в 1993 году, он получил имя "Донецк". После вхождения Крыма в состав России стали появляться разговоры о возрождении производства десантных кораблей типа "Зубр". Но дальше разговоров дело не заходило.
В период пребывания Крыма в составе Украины на феодосийском предприятии "Море" было построено четыре корабля этого проекта. Два по "родному" проекту 1232.2 для Греции (страны НАТО) вдогонку к двум построенным в Санкт-Петербурге уже на "СФ "Алмаз", т.е. бывшем Приморским заводе ПСО "Алмаз". И два для Китая по новому проекту "Бизон". Ну как сказать "этого проекта", скорее "слегка измененного", не в конструкции, а в цифре и шифре. История такова, в 2009 году Украина и Китай заключили контракт стоимостью 315 млн долларов между "Укрспецэкспортом" и Минобороны КНР на поставку последнему двух десантных кораблей проекта 12322 и передачей лицензии на постройку еще двух таких кораблей на основе документации. Интересная история! Так как авторские права принадлежали российскому ЦМКБ "Алмаз", они решили схитрить и указали, что корабли строят по якобы "украинскому" проекту 958, шифр "Бизон". Так и появилось четыре "Зубра" у Китая. Второй построенный на "Море" был отправлен в Китай уже во время пребывания Крыма в составе России. Нельзя же портить отношения с союзником.
По состоянию на октябрь 2019 года в российском ВМФ осталось всего два из восьми таких кораблей, "Евгений Кочешков" (1990 г.р.) и "Мордовия" (1991 г.р.), они служат в составе Балтийского флота. Несмотря на это, "Зубр" до сих пор один из самых уникальных кораблей флота. При длине 57 м и ширине 20 м он имеет водоизмещение 535 тонн. Для такого размера и веса его осадка в обычном состоянии – всего 2 метра. Он способен "лететь" над поверхностью не только воды со скоростью 70 узлов, что равно почти 130 км/ч. И преодолевать препятствия высотой до 2 метров. Для морских судов и боевых кораблей вещь практически недостижимая.
Также известно, что в цехе судостроительного завода "Море" до сих пор находится недостроенный корабль типа "Зубр". По информации источников, на нем нет турбин. Каково его будущее - неясно. Будут ли их снова строить для флота - тоже неясно. СВП типа "Зубр" слишком дорогой в постройке и эксплуатации узкоспециализированный корабль.
В будущем, при постройке для российского флота универсальных десантных кораблей, близких по характеристикам к новым китайским УДК типа 075, вполне возможно ситуация изменится. Известно, что УДК поднебесной имеет возможность их перевозить.
Но всё-таки, какое будущее у кораблей этого типа? Пока загадка, но мы продолжим следить за их судьбой!
Похожие материалы:
- Зачем России десантные корабли проекта "Кайман"
- Экскурсия по десантному кораблю "Иван Грен"
- Зачем России десантные корабли?
- Большой десантный корабль "Иван Грен" прибыл в пункт базирования - Североморск (фоторепортаж)
- Нереализованные проекты СССР: транспортно-десантная атомная подлодка