На наши вопросы отвечает Начальник Управления технической эксплуатации флота ФГУП "Росморпорт" Дмитрий Сергеевич Тимошенко.
- "Росморпорт" стал одним из первых заказчиков судов, работающих на СПГ-топливе, в России. Почему вы обратили внимание на эти технологии? Изучали ли вы успешные примеры эксплуатации таких судов за рубежом.
- ФГУП "Росморпорт" уделяет большое внимание экологии, сохранению биоразнообразия и окружающей среды для будущих поколений.
Основным стимулом использования СПГ на судах являются жесткие экологические требования по ограничению вредных выбросов, а именно введение IMO норм по контролю выбросов окислов азота (NOx) и серы (SOx) и создание особых районов морских акваторий, где осуществляется контроль этих выбросов. С января 2021 года начали действовать нормы выброса (NOx) для дизелей новых судов по стандарту IMO Tier III для Балтийского и Северного морей, включая проливы.
Использование экологически чистого топлива позволит уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20-30%, оксидов азота – свыше 90%, оксидов серы и сажи – на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе.
Использование СПГ продиктовано не только экологическими соображениями, но и экономической целесообразностью. Сейчас по заказу Предприятия строятся два двухтопливных автомобильно-железнодорожных парома для линии "Усть-Луга – Балтийск" "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", которые смогут работать как на СПГ, так и на низкосернистом дизельном топливе. Кроме того, недавно "Росморпорт" объявил конкурс на постройку двух двухтопливных ледоколов мощность 12-14 МВт, также способных работать и на газе, и на низкосернистом топливе. Таких судов – ни паромов, ни ледоколов на СПГ - в России еще нет, потому "Росморпорт" в этой части можно назвать первопроходцем.
Что касается зарубежного опыта, стоит отметить, что в части ледоколов во всем мире есть лишь одно подобное судно, использующее СПГ в качестве топлива. Безусловно, мы всегда изучаем передовой опыт и технологии.
- Проект 23620 разрабатывался специально под требования "Росморпорта"? Что для вас было важно при его разработке, и как эти требования вписываются в концепцию СПГ-технологии?
- Проект 23620 разрабатывался за собственные средства ФГУП "Росморпорт" и под требования Предприятия, которые были сформированы, исходя из анализа текущего состава ледокольного флота и опыта эксплуатации новой линейки ледоколов проекта 21900М.
При разработке наиболее важным было несколько моментов. Во-первых, достигнуть высокой ледопроходимости при минимальных размерах, то есть повысить ледовый класс до Icebreaker7 по сравнению с классом Icebreaker6 проекта 21900М при одновременном уменьшении размеров судна. Это позволило увеличить ледопроходимость до 1,5 м и, соответственно, расширить зону эксплуатации судна.
Во-вторых, наличие самого высокого класса автоматизации AUT1 для упрощения эксплуатации и снижения эксплуатационных расходов.
В-третьих, наличие системы позиционирования для повышения безопасности эксплуатации судна, в том числе при работе с газовозами и буровыми платформами.
И в-четвертых, возможность работы на газомоторном топливе (сжиженный природный газ).
Функционально ледокол предназначен для прокладки каналов во льдах для других судов, преодоления ледяных торосов, что подразумевает, в том числе, работу набегами. Данные режимы, учитывая особенности работы на газе, целесообразно выполнять на дизельном топливе. Вместе с тем, в процессе эксплуатации ледокола часть времени суда эксплуатируются в режимах без резких изменений нагрузки (например, режимы, связанные с переходами / эксплуатацией в летнее время, движением в легком льду, режимами стоянки), когда использование СПГ эффективно и целесообразно.
Энергетическая установка ледокола позволяет использовать в качестве топлива СПГ или дизельное топливо с низким содержанием серы, что позволит снизить выбросы выхлопных газов в окружающую среду и сократить эксплуатационные затраты при условия сохранении в долгосрочной перспективе более низкой цены на СПГ, чем на дизельное топливо и мазут.
- Расскажите о концепте проекта паромов CNF19M - что из себя представляет их энергосистема, как она будет работать?
- Энергетическая установка состоит из главной установки, состоящей из двух дизельных двигателей, вспомогательной установки в составе двух основных дизель-генераторов, двух валогенераторов и аварийного дизель-генератора.
Основными видами топлива для главных двигателей, дизель-генераторов и котлов является сжиженный природный газ и дизельное топливо с содержанием серы не более 0,10% по массе.
Во время движения судна все энергопотребление идет на сжиженном природном газе (за счет наличия валогенераторов).
Хранение природного газа осуществляется в сжиженном виде при температуре -162°С при давлении до 1,0 МПа в двух специальных криогенных емкостях вакуумной изоляцией, обеспечивающей время хранения до срабатывания предохранительного клапана не менее 39 суток, вместимостью по 300 м (куб) каждая.
- Как будет осуществляться заправка подобных судов?
- Конструкцией паромов проекта CNF19M предусмотрено несколько типов бункеровки СПГ: от судна-бункеровщика, с автоцистерн, с береговой базы. Наиболее перспективным способом заправки парома является тип "ship-to-ship" с судна-бункеровщика СПГ "Дмитрий Менделеев" грузовместимостью 5800 м³.
- В российских портах сейчас действуют какие-либо преференции для судов, работающих на экологичных видах топлива?
- "Росморпорт" предоставляет скидку 10% к портовым сборам для наливных судов, использующих СПГ в качестве основного вида топлива в портах Высоцк, Калининград, Мурманск, Приморск, Усть-Луга, а также для контейнеровозов на СПГ в Большом порту Санкт-Петербург.
- Рассматриваете ли вы варианты переоборудования существующих судов под СПГ? Или считаете, что это затратно и нецелесообразно?
- На текущий момент вопрос о переоборудовании существующих судов не стоит. Необходимо наработать опыт эксплуатации судов на газомоторном топливе с учетом их специфики.
- Достаточно ли той инфраструктуры, что имеется сегодня в России для курсирования подобных судов или ее требуются доработки?
- В настоящий момент в Российской Федерации полностью отсутствует рынок бункерного СПГ и инфраструктура для осуществления бункеровок судов газомоторным топливом. Приход в порт Санкт-Петербург первого судна бункеровщика СПГ "Дмитрий Менделеев", принадлежащего ОАО "Газпромнефть Шиппинг", ожидается в сентябре 2021 года.
- Кто поставляет двигатели для энергоустановок для ваших судов на СПГ?
- Согласно технического задания на постройку судов двухтопливные двигатели поставляет известный производитель двигателей внутреннего сгорания WARTSILA (Финляндия).
- Кто будет поставлять СПГ-топливо?
- В настоящий момент рассматривается два возможных поставщика СПГ. Первый - это "Газпромнефть Марин Бункер", бункеровка будет осуществлять по схеме судно-судно. Второй вариант - ООО "Криогаз-Высоцк", бункеровка будет осуществляться из криогенных автоцистерн или танк-контейнеров.
- Что касается обслуживания и ремонта судов. Планируете ли развивать это направление на базе своей организации или обращаться на судоремонтные предприятия?
- Регламентное техническое обслуживание двухтопливных двигателей будут проводить наши судовые экипажи согласно инструкций завода-производителя и когда необходимо, с привлечением уполномоченных заводом-производителем сервисных центров.
Материалы по теме:
Какие суда на СПГ нужны России и миру?