Oceaneering International — крупнейший поставщик оборудования и услуг для подводной нефтегазодобычи. Основной доход дает сотрудничество с BP и Shell, а также гособоронзаказы. Около 55% выручки приходит от проектов за пределами США.
К сожалению, компания переживает не лучшие времена. Согласно последнему годовому отчету, долги компании составляют почти 1,5 млрд долларов, из которых в течение года необходимо погасить 437 млн долларов. При этом собственный капитал в 2020 году сократился вдвое с 1 млрд долларов для 558 млн, а убытки за прошлый год составили 497 млн.
Почему мы решили обратить внимание именно на Oceaneering? Компания является практическим монополистом среди сервисных компаний в области телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА). Флот ТНПА Oceaneering насчитывает 250 аппаратов, это более 62% всего мирового рынка. Компания — своего рода лакмусовая бумажка ситуации в отрасли в целом и возможных перспектив развития.
Для выживания компания активно сокращает расходы и развивает перспективные направления. Сюда относятся и разработки в области резидентной робототехники типа Freedom ROV, создаваемые для снижения эксплуатационных издержек, а также снижения «углеродного следа».
Угрозы
Эксперты считают, что большая часть уволенных работников в нефтегазовой сфере не вернется в отрасль. Оцените масштабы сокращений: Chevron уволила 6700 человек, Shell — 9000, BP — 10 000, Schlumberger — 21 000. Отрасль ожидает серьезный кадровый голод.
Привычный объем инвестиций сокращается: Total приостановила реализацию программы инвестиций стоимостью 4 млрд долларов, Eni сократила планируемые инвестиции на 4,7 млрд долларов, Equinor — на 2,5 млрд долларов, ConocoPhillips — на 2 млрд долларов.
Перспективы
Правда, последние заморозки в Европе и США наглядно показали, что альтернативная энергетика, к сожалению, пока не может 100% гарантировать энергобезопасность. Ветряки замерзли, а солнечные панели под слоем снега в несколько раз снизили выработку энергии. Поэтому несмотря на все разговоры, углеводородам - быть!
При этом добыча на 4400 подводных скважинах была начата ранее 2015 года, что говорит о скором падении объемов добычи. Какими бы печальными ни были цены на энергоносители, рано или поздно крупным нефтегазовым компаниям придется инвестировать в разведку и добычу на новых шельфовых месторождениях. Кроме того, потребуется обновление основных фондов, то есть возрастут инвестиции в покупку новых активов и оборудования.
Социальную ответственность и заботу об экологии также никто не отменял, что требует снижения углеродного следа и повышения общей технологичности работ в духе «цифровизации». Резидентная робототехника — по-прежнему выход, главное, чтобы оказаться в нужное время и в нужном месте...
Напомним, Резидентная робототехника морских месторождений — автономные и гибридные подводные необитаемые аппараты, которые большую часть своего жизненного цикла самостоятельно находятся и работают среди донной или пространственной инфраструктуры месторождений. За счёт систем индукционной зарядки и оптической беспроводной связи они резидентно базируются на доковые станции (автономные или кабельные), входящие в инфраструктуру подводных месторождений.
Разработок такого уровня в мире чуть больше, чем пальцев на одной руке, и ведутся они исключительно странами "золотого миллиарда":
- АНПА Marlin® (корпорация Lockheed Martin, США);
- гибридный НПА Freedom® (Oceaneering, США);
- гибридный НПА Sabertooth ® (Saab Seaeye, Великобритания);
- серия интервенционных АНПА Girona 500 (университет Universidad de Girona, Испания);
- манипуляторный комплекс CManipulator для АНПА (University of Bremen, Германия).
Тем ценнее в этой эксклюзивной области достижения АО "НПП ПТ "Океанос" и СПбГМТУ, которые не просто "импортозамещают вчерашний день", а целенаправленно сами развивают "завтрашние" технологии и становятся «драйверами» для сопутствующих областей - оптической, акустической связи, бесплатформенной инерциальной навигации, топливных и сенсорных элементов, бесконтактной зарядки и многих других, включая и возобновляемые источники электроэнергии.