Наша прогулка по Пролетарскому заводу начнется с заготовительного цеха, который состоит из литейного участка, гальванического и участка по изготовлению тары. На последнем как раз производят заготовки под литье из песка, жидкого стекла и каустической соды. Для этого дела есть и специальный агрегат, чем-то напоминающий продвинутую версию бетономешалки.
В результате получается известная каждому производственнику форма, куда заливается металл, а после забирается оттуда готовая продукция.
Но прежде, чем сырье обретет форму, с ним работают в печах и раскаленных ковшах. "Корабел.ру" весьма удачно посетили Пролетарский завод и корреспондентам выдалась возможность воочию убедиться насколько процесс плавки металла непрост и одновременно красив.
Кузнечно-термический цех
Обеспечивает завод поковками. Хорошие специалист на таком производстве – штучный товар, поэтому предприятие всегда готово принять профессионального машиниста на молот, а также термиста.
Все начинается с разогрева заготовки до 1200 ℃ (температура может меняться в зависимости от марки металла, с которым идет работа).
Потом она попадает в умелые руки рабочих под молот, где ее кантуют и при помощи ударов придают нужную форму. При нас изготовили несколько поковок в виде внушительных размеров "баранок".
Как только поковка готова, раскаленный металл отправляется в яму с песком или просто в специальную тару: зависит от марки стали. А, бывает, и обратно в печь, если того требует технология.
Кстати, когда у поковки требуется изъять внутреннюю часть, как в случае с нашими "баранками", имя ей дают – "выдра". Видимо, по аналогии со словом выдрать. На деле из центральной части поковки просто выбивают лишний элемент при помощи прошивня. "Выдры" потом отправляются в металлолом.
Оборудование практически все в кузнечно-термическом цеху возрастное, но, в данном случае другое и не требуется, так как технология производства поковок с годами не сильно изменилась. Однако даже тут недавно появился новый станок для разделки заготовок.
Процесс изготовления поковки интересен ещё и тем, что на выходе металл должен принять не только определенную форму, но и конкретные свойства. Твердость готовой продукции проверяется при помощи специального пресса (по методу Бринелля), который аккуратно давит на поковку, а по полученному отпечатку специалист понимает, какого перед ним свойства сталь. Для этого порой даже требуется использовать микроскоп. Главное, чтобы структура поковки в итоге была равномерная.
Переходим в сборочно-сварочный цех
Пока двигаемся в сторону сварочного участка, по дороге встречаем гибочный станок 1928 г. производства. Скажете: "Почему такой старый?" А правильно говорить: "Надежный". Но, на самом деле, подобные станки нередко встречаются на заводах, ведь срока годности у них попросту нет.
Добираемся до сварочного участка, заводим беседу о материалах, с которыми тут обычно работают.
Выясняем, что отдельная часть помещения отведена под работу с титановыми изделиями, так как для этого требуются особые условия.
По фотографии, возможно, будет заметно не каждому, что это титан, но, как сказали нам сварщики, и не каждый специалист сходу отличит, например, алюминий от титана. А вы бы смогли?
Механосборочный цех судового машиностроения
На входе в цех расположился небольшой музей устаревших станков, некогда используемых на предприятии, в том числе огромные ручные ножницы эпохи Николая I.
Сам участок при этом оснащен довольно-таки современным оборудованием. Тут есть и всем известный токарный станок Dip500 и продольно-фрезерные, расточные и станки с ЧПУ.
На соседнем участке мы разыскали весьма интересный – карусельный станок. Для профессионала тут нет ничего удивительного, однако станок действительно удобный и применяется все для тех же токарных операций, но с деталями более крупных габаритов.
Энергетическое машиностроение, цех № 7
Самое интересное, с чем нас здесь познакомили, – с тонкостями производства лопаток для газотурбогенераторов (ГТГ).
Производственный цикл беспрерывный, идет в две смены. Чтобы появилась на свет готовая турбина нужно два с половиной месяца.
История и памятники Пролетарского завода
Так как Пролетарский завод был основан в 1826 г. (по указу Николая I назвали его Александровский завод) и неоднократно менял профиль своей деятельности, на территории предприятия можно найти различные памятники эпох.
Так, в 1845 г. Пролетарский завод построил первый магистральный паровоз для Петербурго-Московской железной дороги. В честь этого события появился небольшой монумент с изображением паровоза. Позже здесь даже выпускали проходческие щиты для метрополитена.
На территории завода расположился необычный памятник Ленину, который одну руку держит в кармане (считается неканоничным изображением – ред.), а также ряд плит, посвященных Великой Отечественной войне. Как и все, пролетарцы защищали родину на передовых.
В 1963 г. Пролетарский завод переводят на выпуск судовых машин и механизмов.
Сегодня компания может похвастаться широкой номенклатурой для нужд российского флота. Предприятие от государства по Постановлению № 1872 получило 1 млрд 370 тысяч рублей на разработку и производство продукции для импортозамещения.
По этой программе на заводе должны разработать и выпустить 50-тонный кран с системой антикрена, успокоители качки, ротор, лебедку и спускоподъемные устройства. В инициативном порядке на Пролетарском заводе разрабатывают и хотят выйти на серийное производство опреснительных установок взамен Jowa (Швеция), винторулевых колонок взамен Schottel (Германия), кранового оборудования взамен PALFINGER (Австрия), якорно-швартовного оборудования и т.д.
А как же субмарины?
Действительно, в 1834 г. на Александровском заводе по о проекту генерал-адъютанта К. А. Шильдера построили первую российскую металлическую подлодку, оснащенную ракетными установками. А в 1867 г. выпустили субмарину, приводимую в движение единым двигателем. Но сегодня предприятие даже не располагает выходом к реке, да и не требуется Пролетарский завод возвращать к выпуску кораблей, которые прекрасно строятся на других предприятиях.
"Когда некоторые коллеги говорят, что будут делать лебедки на своем заводе, я шучу, что начну выпускать подводные лодки. Каждый должен заниматься своей приоритетной работой. Нет смысла конкурировать, надо друг другу помогать и тогда будет общий успех", – подчеркнул генеральный директор Пролетарского завода Михаил Исполов.
Кстати, полноценное интервью с руководителем Пролетарского завода можно прочитать в сентябрьском журнале. А на этом все. До скорых встреч и новых экскурсий по заводам.