Юрий Александрович, расскажите как вообще пришла идея создания Дизайн Группы? Время ведь было, мягко говоря, не самое лучшее для начала работы — 90-й год?
Начинали мы с проектирования парусных яхт. Тогда была целая группа специалистов, занимавшихся подобными проектами. На тот момент у нас наоборот появилась отличная возможность начать свое дело. Изначально, естественно, занимались яхтами и небольшими катерами. Но постепенно мы все набирались опыта, плотно взаимодействовали с другими специалистами в нашей области. Параллельно увеличивался и коллектив, появились новые люди. И вот тогда мы стали браться за проектирование судов с большими размерениями.
В развитии вашего предприятия были какие-то определяющие события, повороты?
Переломным был 1996 год. Тогда у нас, можно сказать, произошел переход из любительской лиги в профессиональную - мы получили заказ на проектирование лоцманского катера для морских администраций портов, который впоследствии строился на СФ "Алмаз". Всего их по этому проекту было построено три — два для Новороссийска и один для Калининграда. Это было первое судно сделанное под Морской Регистр. Потом пошли уже следующие заказы. Тогда мы еще продолжали заниматься яхтами, но постепенно отходили больше к проектированию судов вспомогательного флота — лоцманские, разъездные катера, небольшие буксирчики, обстановочные суда. Следующий поворотный момент — 2002 год — мы начали сотрудничать с испанскими фирмами по использованию системы Foran. Наша группа разрабатывала техническую документацию на достаточно крупные суда, в основном это были автомобиле-пассажирские паромы. Группа наших специалистов, человек 8 или 9, работала там от трех до восьми месяцев, проходила обучение. После возвращения они продолжали работать на некоторые испанские верфи и конструкторские бюро. Изначально мы готовили документацию, но потом нам доверили делать часть класс-проектов. До 2010 года это сотрудничество было весьма успешным. Мы делали по два-три проекта в год, а это прежде всего, означало стабильность, но и, конечно, это была интересная работа.
Но ведь многие предприятия испытывали определенные трудности и в кризисном 1998 году?
В 1998 году, когда кризис ударил по всем, нас спасло то, что мы в это время делали два проекта для Эстонии, для Прибалтики, — лоцманский и служебно-разъездной катера. Так мы пережили кризис, хотя по многим малым фирмам он прошелся, как катком.
Вы сказали, что сотрудничали с испанскими верфями до 2010 года. Почему прекратилось взаимодействие?
Не часто у нас в стране складываются нормальные отношения между заказчиком, судоверфью и проектантом. А с испанцами большей частью были великолепные взаимоотношения — никакого давления и закулисных игр. Есть работа — выполнил качественно, в срок, с тобой рассчитались и все. Но потом у них наступил кризис, в 2008 году. В 2009 мы должны были заключить пять контрактов, а по итогам удалось заполучить только два. Работу над ними мы закончили как раз в 2010 году. После этого мы практически с Испанией не работаем, потому что у них пока нет заказов, но мы поддерживаем хорошие отношения до сих пор.
А кроме испанцев, с какими зарубежными компаниями вы работали?
Мы много лет работали с BLRT Group. Сделали для них несколько проектов своих, разработали документацию. Но если до 2010 года мы работали на Прибалтику, Испанию, даже для Финляндии сделали один проект, то сейчас в основном работаем на внутренний рынок.
По каким направлениям сейчас работает Дизайн Группа?
Первое — это создание собственных проектов. То есть - это полный цикл работ - от эскизного проекта, до базовой документации и техпроекта. Это наши предложения, мы их сами разрабатываем по техзаданию заказчика. Таких проектов у нас много, большинство из них, опять же, из серии вспомогательного флота — это нефтемусоросборщики, установщики буев, снабженцы с максимальной длиной 50 метров. Второе направление — это подготовка рабочей документации для верфей с использованием системы Foran. Мы считаем, что освоили эту систему очень хорошо, а по некоторым вопросам продвинулись немного дальше, чем другие предприятия, которые ее используют.
Среди последних ваших проектов была полупогружная док-баржа "Атлант" для Выборгского завода. Расскажите, как велась работа над этим проектом, в чем его особенности?
Полупогружная док-баржа — это наш проект, созданный полностью с нуля от эскизного до классификационного проекта. Часть рабочей документации тоже делали мы, а другую часть — сама верфь. Это был сквозной цикл. Мы смоделировали полностью конструкцию, исходя из которой в дальнейшем выпускали чертежи классификационного проекта для Регистра, отдавали модель на завод и там ее дорабатывали до рабочих чертежей, до рабочего состояния. 5 августа первые два блока были уже поставлены. Но это настолько массивная конструкция, что пришлось разделить ее на две половины и потом стыковать.
Перед заводом этот проект открывает огромные возможности. У них док-камера, которая была до сих пор, позволяла изготавливать и спускать на воду суда длиной до 130 метров и шириной до 18 метров. Но на новой полупогружной барже они могут строить корпуса шириной до 31 метра и длиной до 150 метров, до 9 тыс. тонн. Если бы ее не построили, завод не мог бы заниматься строительством ледоколов.
Одним из самых интересных направлений в работе вашей Дизайн Группы, на мой взгляд, является разработка проектов исторических кораблей-музеев. Как продвигаются работы по этим проектам?
Мы участвуем в создании двух кораблей-музеев. Один проект уже готов и реализуется, а второй мы делаем сейчас. Эти корабли воссоздают образ кораблей петровской эпохи. Первый для нас подобный проект — это "Гото Предистинация", который строится в Воронеже. Этот корабль строился еще по чертежам Петра I. Естественно, что они не сохранились, поэтому создавать проект, приходилось с опорой на исторические материалы и гравюры. Но не мы одни трудились над воссозданием образа. С нами работала группа историков, которая и занималась поиском информации и иллюстраций, чертежей. Также использовались книги зарубежных авторов и модели кораблей, сделанные еще в 18 веке - по крупицам создавали этот корабль. Хотя это не копия, а историческая реконструкция, можно сказать, что он мог быть именно таким. На "Гото Предистинации" еще не ведется отделка, но корпус уже сформирован.
Второй подобный проект, над которым мы работаем сейчас - "Полтава" - первый 54-пушечный линейный корабль, построенный Адмиралтейством в 1712-1713 годах. На данный момент уже пройден экватор работ по классификационному проекту. Параллельно сделаны несколько рабочих чертежей, по которым уже изготавливаются первые шпангоуты. Когда мы приступили к воссозданию этого корабля, информации появилось больше, поэтому, нам кажется, что это будет более достоверная реконструкция.
Это довольно необычные проекты? Сложно ли было работать над ними?
Конечно, непривычно, потому что практически нет специалистов в этой области. Но здесь не последнюю роль сыграл тот факт, что в детстве я сам интересовался этой тематикой, делал модели. Какое-то время я работал на верфи, которая занималась строительством деревянных парусных яхт. Эта тема была мне понятна и знакома. Когда мы начали работать над этими проектами, я постарался подобрать людей, которые могли ответственно подойти к делу. Ведь здесь очень много сложных моментов, непривычных. Некоторые мачты - это десятки километров веревок, сотни квадратных метров парусов. А это все нужно достоверно изобразить и изготовить.
Эта тема сегодня безусловно престижная, спрос на нее есть. Но есть определенная специфика. Например, ты проделал уже определенную часть работ, и тут поступает новая информация, исходя из которой приходится все корректировать. Наш заказчик тоже отмечает, что это скорее не проектные работы, а НИОКР. Здесь постоянно приходится возвращаться назад по мере поступления информации. Все время открывается что-то новое. Это, конечно сроки затягивает, но в итоге мы понимаем, что получим максимально приближенную к реальности модель, тем более, что это будет действующая модель. Все будет работать, никакой бутафории. Если в "Гото" большая часть геометрически подобна тому, что должно быть, но не факт, что будет работать именно так, то на "Полтаве" есть шанс, что это будет максимально достоверно. И мало кто из историков сможет нас упрекнуть.
Над какими перспективными проектами работаете сейчас? Есть новые разработки?
У нас сейчас прорабатывается очень интересная тема, очень актуальная для данного времени - суда-нефтесборщики. В связи с развитием судоходства вопрос экологической безопасности стоит остро. По законченным проектам уже построены два судна на Дальнем Востоке по заказу Роснефтефлота. Они очень удачные, потому что сочетают компактность и современное оборудование. И уже по поводу аналогичных судов, обратились другие компании. Но, естественно, что нефтесборщики будут дорабатываться, ведь все зависит от поставленных перед судном задач, так как они используются не только для сбора нефти.
Также мы сейчас делаем проект судна-снабженца для Казахстана. Оно будет работать в Каспийском море. Техпроект уже завершен, дорабатывается документация. Начало строительства намечено на 2015 год. Всего сейчас участвуем в трех тендерах — это нефтесборщик, лоцманский катер и служебно-разъездной катер. Это три перспективных проекта на данный момент, но мы постоянно стараемся разрабатывать что-то новое.
Насколько успешно ваше участие в тендерах как для частной фирмы?
Мы сами в тендерах не участвуем, принципиально. Последний раз я предпринимал попытку, когда еще все было честно, и мы выигрывали. А сейчас это бессмысленная трата денег, времени и сил. Сегодня мы участвуем вместе с заводами, у которых есть шанс получить этот заказ, и то не всегда - даже многие крупные заводы иногда не могут пробиться. Даже несмотря на то, что наше предложение технически лучше. Решение принимается не поэтому. Проигрыш в тендере у нас в стране — это не показатель.
У вас достаточно небольшой коллектив, не планируете как-то расширяться?
У нас, как я говорю, не небольшая фирма, а компактная. Есть возможности для привлечения субподрядчиков. Мы работаем с несколькими компаниями в России, Украине. Когда есть необходимость увеличить мощности, мы можем это всегда сделать. Кадровый вопрос он у всех стоит остро. Мы много лет строили иллюзии: возьмем молодого специалиста, обучим его и он будет у нас работать. И полностью разочаровались в этом, потому что все они потом уходят. Переходят на более выгодное место. Мы нуждаемся в кадрах, но теперь всех подряд не берем. К тому же, кризисные времена еще не совсем прошли, поэтому говорить о возможности расширения пока рано. Мы пока нормально со всем справляемся.
А каково вообще, по вашему мнению, состояние на рынке? Возникают ли трудности? Как с ними справится небольшим фирмам?
Нет непреодолимых трудностей. Общая трудность одна сегодня — нечестный рынок. В других условиях трудностей было бы меньше. Если была бы справедливая конкуренция, все бы развивалось нормально. Все остальное можно пережить. Работать надо — никуда не деться. Да, были моменты, когда заканчиваешь проект и нечем больше заняться. И люди есть, и надо что-то делать. Тогда я ставил задачу — сделать определенный проект, в никуда, просто берем и делаем. Работаем месяц-полтора, я плачу зарплату людям, за это время приходит заказ и жизнь, можно сказать, налаживается. А потом, со временем, оказывается, что и эта работа была сделана не зря. Приходит запрос, а у нас есть подобный проект и уже почти готовый. Просто надо понимать, во что вкладываться. Надо просто работать.
Беседовала Анастасия Судникова