Совет Европейского Союза (European Council, далее - Совет ЕС) согласовал очередной, 11-й пакет санкций против России, который предусматривает комплекс мер, направленных на противодействие обхода ранее введенных санкций (далее - "11-й пакет"). Он включает в себя ряд законодательных актов Совета ЕС (постановления и решения) и вступил в силу 23.06.2023 г. (опубликован в Официальном журнале ЕС, том 66, № LI 159/1 от 23.06.2023).
Как следует из пресс-релиза, размещенного 23 июня 2023 на официальном сайте Совета ЕС, "11-й пакет" включает положения запретительного характера в отношении транзита расширенного перечня товаров и технологий, которые могут востребованы в России как в оборонной сфере, так и в сфере обеспечения государственной безопасности.
Не обошлось в новом пакете санкций без ограничений и запретов в сфере морского транспорта и морских перевозок. Анализ сложившейся за последние 6 месяцев практики и способов обхода введенных ранее антироссийских санкций, введенных по программе "предельной цены" (Price Cap), позволил разработчикам санкционных мер выработать формы и методы выявления таких способов, что нашло свое отражение в этом новом "11-м пакете", которым уточняются и конкретизируются положения более раннего постановления Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 г., являющегося базовым.
В рассматриваемом случае, вышеуказанные меры, которые вошли в "11"-й пакет, предусмотрены следующими нормативно-правовыми актами ЕС:
Постановление Совета ЕС № 2023/1214 от 23.06.2023 (Council Regulation (EU) 2023/1214; пункты 31-37 Вводной части, и, пункт 10 статьи 1, которым Постановление Совета ЕС № 833/2014 дополнено статьями 3eb и 3ec);
Решение Совета ЕС № 2023/1217 от 23.06.2023 (Council Decision (CFSP) 2023/1217; пункты 29 - 33 Вводной части, и, пункт 13 Статьи 1, которым дополняются положения Решения Совета ЕС № 2014/512/CFSP от 31.07.2014 в части статей 4hb и 4hc).
Вышеприведенными положениями указанных правовых документов Совета ЕС предусматриваются, в частности, следующие меры, которые конкретизируют применение антироссийских санкций в области международного морского судоходства:
Запрет на доступ в порты ЕС для судов, которые осуществляют перевозки с судна на судно, подозреваемые в нарушении запрета на импорт российской нефти или предельных цен, установленных Коалицией G7.Запрет на доступ судов в порты ЕС, если судно не уведомляет компетентный орган по крайней мере за 48 часов о перевалке нефти "борт-в-борт", происходящей в пределах исключительной экономической зоны Государства-члена ЕС или в пределах 12 морских миль от исходной линии побережья этого Государства-члена ЕС.Запрет на доступ в порты ЕС судам, которые манипулируют своей навигационной системой слежения или отключают ее при транспортировке российской нефти и нефтепродуктов, подпадающих под действие запрета на импорт нефти или ограничения цен, введенных Коалицией G7.
Очевидно, что практическая реализация вышеуказанных запретительных мер будет во многом связана с использованием систем глобального мониторинга перемещения судов отражающихся в электронно-цифровых базах данных ЕС (SafeSeaNet) в соответствии с Директивой № 2002/59/EC от 27.06.2002, при участии Европейского Агентства Морской безопасности (European Maritime Safety Agency (EMSA)).
Но это техническая сторона данного аспекта, хотя и она немаловажная, поскольку именно в этой части будет формироваться доказательственная основа принятия решений на запреты и применение принудительных мер в случае их нарушений.
Что же касается юридической составляющей, то из межстрочного пространства и сфокусированного смысла, заложенного в данном разделе пресс-релиза Совета Европы усматривается, что для этих целей разработчики "11 пакета" применили давно и широко распространяемый на такой случай механизм презумпции вины.
В частности, решения о запретах на доступ в порты ЕС будут основываться на "разумных основаниях подозревать", что судно либо нарушает запрет на импорт российской сырой нефти и нефтепродуктов морским путем в ЕС, или осуществляет транспортировку российской сырой нефти или нефтепродуктов, закупленных выше предельной цены, согласованной Коалицией G7.
Такой же механизм будет применяться и в случаях, когда у компетентных органов ЕС будут основания подозревать, что судовладельцы, морские перевозчики, операторы судов или фрахтователи - вмешиваются, отключают или иным образом выводят из строя их навигационную систему при транспортировке российской сырой нефти и нефтепродуктов в нарушение международных соглашений, правил и стандартов, регламентирующих сферу судоходства.
В этом отношении еще дальше пошла Эстония, по предложению которой, запрет на заход в порты Финского залива распространяется и на якорные стоянки за пределами юрисдикции портов (пункт 36 Вводной части Постановления Совета № 2023/1214 и пункт 32 Вводной части Решения Совета № 2023/1217 от 23.06.2023).
Не исключено, что и в этом случае для целей практического применения мер, предусмотреных "11-м пакетом", будут разработаны специальные руководства, предусматривающие алгоритмы, процедуры и методы для осуществления таких мер, а также, критерии, по которым будут формироваться основания для "разумных подозрений" и иных всевозможных поводов для незаконного и политически мотивированного ограничения и вмешательства в сферу международного морского судоходства, за свободу которого так часто ратуют сами США, не упуская при этом возможности подкрепить декларируемые устремления привлечением своего ВМФ.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |