Значит, надо описывать дистанционно. Так и родился подобный формат.
2017 год для Ярославского судостроительного завода вышел продуктивным на сдачу бонопостановщиков проекта А40-2Б-ЯР. Предприятие передало "Морспасслужбе", о флоте которого, кстати, мы уже писали, три судна подобного проекта - "Капитан Оходов", "Капитан Мишин" и "Спасатель Алексюк". Все они отправились на Дальний Восток: "Капитан Оходов" служит в порте Корсакова, "Капитан Мишин" - в Петропавловске-Камчатском, "Спасатель Алексюк" - в Ванино.
"Спасатель Алексюк" / Фото: "Ярославский судостроительный завод", ПАО |
Бонопостановщики типовые, на каждом стоит одно и то же оборудование, участвовали одни и те же контрагенты, что явно облегчило нашу задачу при подготовке статьи.
О проекте А40-2Б-ЯР
Изначально за разработку проекта взялась компания "Агат Дизайн Бюро". И буквально на начальном этапе работ фирма передала его в руки Ярославскому КБ при заводе. Об этом свидетельствует и название самого проекта.
Катера-бонопостановщики строятся на класс КМ Iсe2 R3 RSN Aut 3 oil recovery ship (>60°) РМРС. Они специализируются на транспортировке средств ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов в прибрежных морских, речных и озерных поисково-спасательных районах, а также в других акваториях. Помимо этого, бонопостановщики с помощью постановки боновых заграждений и построения нефтесборных ордеров локализуют распространения пролитых нефтепродуктов и ликвидируют разлив нефти. Могут производить поиск и подъем с воды плавающих людей и объектов.
Отметим, что в портовых условиях катера-бонопостановщики могут работать самостоятельно, а при разливе нефтепродуктов в море работают в связке с другим судном или катером.
Характеристики проекта А40-2Б-ЯР:
- Длина корпуса габаритная - 20,97 м;
- Ширина габаритная - 5,70 м;
- Осадка - 1,17 м;
- Скорость - около 20,0 узлов;
- Дальность плавания - 250 миль;
- Автономность - 3 суток;
- Количество и мощность ГД - 2х588 кВт;
- Водоизмещение - 51,6 т;
- Экипаж - 6 человек (капитан, старший механик, матрос и три специалиста ЛРН)
Что внутри бонопостановщиков ЯСЗ
Ярославские бонопостановщики проекта А40-2Б-ЯР в основном имеют импортное оборудование. В целом, игроки, принимающие участие в строительстве судов, довольно знамениты на рынке, и это далеко не первые их проекты. Но все же остановимся на отдельных контрагентах, которых сам завод назвал самыми активными.
Грузовое устройство и оборудование ЛРН
Три судна проекта А40-2Б-ЯР для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов были оборудованы продукцией финской компании Lamor Corporation Ab: восемь единиц бонов постоянной плавучести FOB высотой 900 мм секциями по 25 м на гидроприводной катушке Н1917 длиной 200 м, нефтесборщик LAM50 производительностью 50 м3/ч со встроенным винтовым насосом GTA70, гидравлический силовой агрегат LPP35 мощностью 35 кВт, а также плавающую баржу LSB вместимостью 25 м3 для временного хранения нефти.
Как отмечают представители компании Lamor, уникальным элементом поставленного комплекта оборудования является именно нефтесборщик LAM50, который оснащен жесткими щеточно-цепными конвейерами, способными, благодаря запатентованному очистителю щеток двойного действия, вращаться как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Производитель подчеркнул, что это инновационное техническое решение обеспечивает возможность сбора нефти и нефтепродуктов любой вязкости и высоковязких выветренных нефтяных эмульсий. При этом LAM50 может работать не только в стационарном, но и в мобильном режиме в составе судовой системы сбора нефти.
Заметим, что в качестве грузового устройства катера имеют складной гидравлический судовой кран-манипулятор PALFINGER типа PC2700MA с грузовой лебедкой. Кран имеет грузоподъемность 250 кг при вылете стрелы на 3,7 м.
Энергетическая установка
Силовая энергетическая установка на ярославских бонопостановщиках работает на двух гребных винтах с фиксированным шагом (ВФШ). Она представлена двумя дизель-редукторными агрегатами (ДРА), каждый из которых состоит из судового дизельного двигателя DI 16 42 M 10-73 шведской фирмы Scania мощностью 588 кВт при 2200 об/мин, реверс-редуктора фирмы Twin Disk (США) типа MGX 5136А с эластичной муфтой между двигателем и редуктором. Поставщиком выступила петербургская компания "СПБ Марин", которая заключила контракт на поставку двигателей еще в июне 2015 года.
К слову, на ГД навешены два генератора постоянного тока мощностью 3,9 кВт.
Помимо двигателей, на судах-бонопостановщиках установлен вспомогательный дизель-генератор EM28RDS мощностью 28 кВт, который поставила латвийская компания Rigas Dieselis.
В качестве вспомогательной установки на ярославских А40-2Б-ЯР стоит автоматизированный водогрейный котлоагрегат типа B-35 тепловой мощностью 29 кВт с дополнительным контуром фирмы Kаbola. Поставщиком выступила компания "Штандарт", которая как раз модернизировала оборудование под требования РМРС. Специалисты фирмы оказывают услуги по гарантийному ремонту, сервису и пусконаладочным работам по всей России.
Навигация и связь
За навигационное оборудование на бонопостановщиках "Морспасслужбы" отвечают два гиганта отечественного производства - компании "Транзас" и "Навис". Первые заключили договор с ЯСЗ на поставку комплекта оборудования в конце 2015 года.
По контракту "Транзас" поставил радио-, навигационное оборудование, пульты судовождения и внутрисудовой связи. Каждый бонопостановщик оснащен приемоиндикатором "ТРАНЗАС Т-701" и спутниковым компасом "ТРАНЗАС Т-702". Приемоиндикатор предназначен для круглосуточного всепогодного определения навигационных параметров и времени по открытым для потребителей радиосигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. А "ТРАНЗАС Т-702" - это комбинированный компас с системой позиционирования на базе GPS, который предназначен для навигации и использования в качестве дополнительного источника сведений о курсе, кроме магнитного или гирокомпаса.
Установленное на судах проекта радиооборудование "Транзас" ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии) для морского района А1 и А2 обеспечивает различные способы аварийной связи с использованием самых современных наземных, спутниковых и судовых систем радиосвязи.
Как объяснили нашей редакции представители "Транзаса", уникальность данного проекта заключалась в том, что, принимая во внимание ограниченные размеры ходового мостика на судах такого класса, потребовалась тщательная конструкторская проработка, позволяющая установить интегрированный пульт судовождения, который включает в себя все системы управления судном для обеспечения безопасности судовождения с сохранением эргономики судна.
"Транзас" отметил, что оборудование уже установлено и сдано в эксплуатацию на четырех судах проекта, а оснащение двух судов будет завершено в течение 2018 года. Успешное долгосрочное сотрудничество между "Транзасом" и Ярославским судостроительным заводом послужило основанием для заключения в декабре 2017 года договора на оснащение радионавигационным оборудованием "Транзас" еще двух судов-бонопостановщиков. Таким образом, "Транзас" оборудует все восемь судов проекта А40-2Б-ЯР.
Другая петербургская компания "Навис", которая сотрудничает с Ярославским СЗ более 10 лет, поставила для бонопостановщиков рулевую машину с системой управления, авторулевой Navis AP3000 и судовой машинный телеграф СМТ-11. Причем представители фирмы назвали наиболее важным элементом в отгрузке именно рулевую машину и авторулевую: "Наиболее важным элементом в нашей поставке на проекты А40-2Б-ЯР была поставка рулевой машины с системой управления и авторулевым. Особенностью продукции "Навис" является интеграция систем различного назначения между собой на уровне приборов, что приводит к реальному уменьшению состава оборудования, а значит - экономии средств судовладельца".
Вентиляция и кондиционирование
За эту часть на ярославских бонопостановщиках отвечало российское представительство польского производителя "Teknotherm". Компания может похвастаться достойным референс-листом и участием во всех ключевых стройках за последние годы.
На проектах А40-2Б-ЯР установлены система кондиционирования воздуха, вентиляторы, канальные нагреватели воздуха и противопожарные воздушные захлопки. Как отмечают представители "Teknotherm", несмотря на то, что суда небольшие, там представлена почти вся номенклатура фирмы.
Сотрудничество компании "Teknotherm" с Ярославским судостроительным заводом началось сравнительно недавно - с поставок продукции для проекта 745МБ в 2011 году. Следующим витком стал контракт на отгрузку оборудования СКВ для трех танкеров проекта RT18, а затем шести бонопостановщиков "Морспасслужбы". Заметим, что для этих заказов "Teknotherm" специально провела комплексную сертификацию производства и оборудования на класс РРР.
На связи капитан
Мы связались с капитаном бонопостановщика "Капитан Оходов" Алексеем Приходько и расспросили его о судне. Так как теплоходы серийны, уверены, что замечания и пожелания можно примерить на каждый.
Алексей не имел раньше в оперативном управлении суда подобного типа, но нареканий по работе с катером "Капитан Оходов" у него нет. По словам Алексея, у теплохода безупречная управляемость, хорошая мореходность, а маневренность не поддается критике. Он отметил, что при полной загрузке по запасам и установленном штатном оборудовании ЛРН использовать катер на максимальной скорости невозможно, потому что идет заваливание на корму.
На бонопостановщиках проекта А40-2Б-ЯР установлено преимущественно импортное оборудование, но это не вызывает трудностей в работе с ним у экипажа, который держит круглосуточную вахту в дежурстве АСГ (аварийно-спасательная готовность). Как нам рассказал капитан судна, в рамках исполнения основных функций бонопостановщик Сахалинский филиал "Морспасслужбы" использует не постоянно - больше периодически.
Но все же за год работы на "Капитане Оходове" Алексей выявил некоторые конструктивные пожелания к проекту. На катерах не хватает помещения для переодевания и просушки спецодежды, а также перегородок в цистернах (успокоителях), потому что при 50% запаса наблюдается валкость судна. По словам капитана, на катере плохая изоляция корпуса и надстройки судна, которая особенно ощущается в зимний период, а вспомогательный котел для отопления очень прожорлив. И последнее замечание Алексея Приходько касается недостаточных размеров рубки.
Что же касается кают, то они просторные, правда, недостаточно места для хранения документации и личных вещей. Алексей поделился, что крайне необходимо дооснащение бонопостановщика холодильной камерой для замороженных продуктов, потому что тот, что уже на борту, может вместить продукты на 2-3 дня. Если помимо экипажа на судне размещен спецперсонал, то все питаются сухим пайком и то недолго.
Причем капитан бонопостановщика настаивает, что есть острая необходимость в изменении цвета главной палубы: сейчас она покрашена в светлый цвет, очень маркая и трудно отмываемая.
Сейчас на стапелях Ярославского судостроительного завода строятся еще два бонопостановщика проекта А40-2Б-ЯР, которые были заложены 30 ноября 2017 года, правда, для другого заказчика - для компании "Транснефть-Прикамье". С мнением "Морспасслужбы" наша редакция познакомилась, и любопытно было бы узнать, что про работу с оборудованием и катерами скажут представители фирмы из Казани.
Уважаемые читатели, пользователи и все, кто интересуется темой отечественного флота! Вы - полноценные участники отрасли, поэтому просим вас оставлять в комментариях названия судов, с которыми хотели бы поближе познакомиться через призму наших материалов!
Материалы по теме:
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин - статья о спасательном катамаране "Игорь Ильин");
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги - статья о новом лоцместерском судне постройки Сосновского СЗ.