Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин и президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Олег Белозёров обсудили на рабочей встрече важные для округа и всей страны вопросы реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода (СШХ). Кроме того, на встрече был рассмотрен проект соглашения между ОАО "РЖД" и правительством ЯНАО, в котором будут прописаны права и обязанности сторон, темпы и особенности строительства СШХ на всех его участках. Об этом сообщает пресс-служба администрации ЯНАО.
По данным Port News, в ходе рабочей встречи представителей ОАО "РЖД" и Ямало-Ненецкого автономного округа, которая прошла 22 сентября 2016 года в Москве, были определены конкретные совместные действия по реализации проекта СШХ.
Отмечается, что такие стратегически важные инициативы, как "Создание и эксплуатация новой железнодорожной линии необщего пользования Бованенково – Сабетта", "Создание и эксплуатация железнодорожного Северного широтного хода", по предложению Ямала были включены в рабочую версию перечня приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны РФ.
Распоряжением правительства РФ в марте 2016 года мост через Обь – как объект СШХ – был включен в Перечень крупных проектов с государственным участием. Федеральное агентство железнодорожного транспорта уведомило правительство ЯНАО о подготовке бюджетных проектировок на 2017-2019 годы по финансированию объекта за счет федерального бюджета с учётом обеспечения реализации проекта в намеченные сроки.
"Северный широтный ход – очень сложный и серьезный проект. Но он необходим стране, а Ямалу и ямальцам он нужен, как воздух", - сказал губернатор ЯНАО, отметив, что округ со своей стороны делает все возможное для реализации проекта. Так, уже сформированы реальные предложения по инвестициям: регион готов софинансировать в 2017 году и плановом периоде строительство моста через Обь в сумме более 2 млрд руб.
В ОАО "РЖД" также подтвердили свои намерения по реализации стратегического проекта. Президент ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозёров сделал акцент на значимости и необходимости проекта СШХ для Российской Федерации.
Стороны выразили уверенность в том, что встреча будет способствовать ускорению решения практических вопросов строительства.
Строительство Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) является важным условием транспортного обеспечения освоения богатейших месторождений Северного Урала. Проект позволяет сформировать стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике. Реализация проекта базируется на гарантированной и подтвержденной грузовладельцами грузовой базе железнодорожных перевозок. В настоящий момент имеется подтверждение на планируемый объем перевозок по Северному широтному ходу в объеме около 25 млн тонн в год.
В состав Арктического транспортного коридора, входят шесть звеньев. Первое звено – мост через реку Надым (в сентябре 2015 года введен в эксплуатацию автомобильный мостовой переход). Второе – линейный участок Северного широтного хода от Надыма до Салехарда (есть проект и договорённости с заинтересованными сторонами). Третье – мост через Обь в районе Салехарда (проект разработан, положительное заключение Главгосэкспертизы России получено). Четвертое – путь от станции Обская до станции Бованенково, которая сейчас является конечной точкой железной дороги, которую "Газпром" построил в начале этого века для освоения Бованенковского месторождения. Пятое звено – участок железной дороги от Бованенково до морского порта Сабетты (проект разработан). И, наконец, шестое звено – сам новый морской порт Сабетта, открывающий путь всей России в Мировой океан, - уже обеспечивает половину всего грузооборота Северного морского пути.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин акцентирует внимание на том, что Арктический транспортный коридор откроет стране кратчайший выход к Севморпути, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, надежно обеспечит геополитические и макроэкономические позиции страны в Арктике.