Привет с "Балтийского завода"
Напомним, что в декабре в топ отраслевых новостей вырвались две связанные темы — транспортировка углеводородов по Северному морскому пути и строительство атомных ледоколов. Терминами месяца можно смело признавать "Ямал СПГ", "порт Сабетта", "проект 22220", "ледокол ЛК120", "Севморпуть", "Кристоф де Маржери" и т.д.
Здесь немало "дров в топку" подкинул международный форум "Арктика: настоящее и будущее", который в начале декабря прошел в Санкт-Петербурге. "Корабел.ру" достаточно подробно осветил его ход в целом и обсуждение вопросов развития Северного морского пути в частности. Но на самый высший уровень эту тематику вывел, конечно, президент страны Владимир Путин, который 8 декабря прилетел в порт Сабетту и собственноручно дал старт первой отгрузке партии сжиженного природного газа в рамках масштабного и долгосрочного проекта "Ямал СПГ".
Так что вполне логично прямая линия после двух часов общения губернатора с народом в конце концов "вырулила" к судостроению. Причем довольно эффектным образом. На экран в павильоне "Первого Арктического", где шла съемка, вывели видеозапись, сделанную телевизионщиками накануне. Оказывается, в ходе подготовки к эфиру журналисты побывали на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге и пообщались с его генеральным директором Алексеем Кадиловым.
Глава верфи поздравил Дмитрия Кобылкина с выходом проекта "Ямал СПГ" на новый, уже собственно рабочий этап.
— Здравствуйте, Дмитрий Николаевич! Мы с вами в последний раз встречались в 2013 году и обсуждали вопросы строительства ледокольного флота, производства жидких углеводородов и, в целом, развития региона и высокоширотной железнодорожной магистрали, — обратился Алексей Кадилов к руководителю Ямала. — В первую очередь хотел бы поздравить вас с первой отгрузкой! Я считаю, что это колоссальная победа всех тех, кто участвовал в этом и в том числе вас лично.
Дальше он немного рассказал о том, как идет строительство ледоколов проекта 22220, и добавил пару слов о еще более мощных грядущих ледоколах — 120-мегаваттных "Лидерах":
— Мы ведем достройку первого ледокола, который называется "Арктика". Второй ледокол — "Сибирь" — мы спустили на воду в сентябре этого года. И вчера погрузили на него первый атомный реактор. Дальнейшее развитие региона, как я понимаю, будет связано с производством жидких углеводородов. И мы обязаны в срок закончить строительство ледокольного флота. В настоящее время решается вопрос строительства еще двух таких ледоколов. А самое главное — это строительство больших ледоколов ЛК120 и магистральная дорога на восток круглогодично. Хочется верить, что это будущее и вашего региона, и "Балтийского завода". Давайте постараемся вместе решить эту сложную инженерную, политическую и организационную проблему!
В ответ Дмитрий Кобылкин сообщил, что, по последним данным, уже есть принципиальное решение по строительству даже не двух, а трех ледоколов:
— Это как раз одна из тем, которая была поднята президентом Российской Федерации на последнем совещании в Сабетте. Не два ледокола, а три уже! Мне очень хотелось, чтобы Владимир Владимирович своими глазами увидел, что он сделал. Я рад, что он побывал на Сабетте, посмотрел, с коллективом пообщался. Это же огромное количество специалистов, которых мы произвели за эти пять лет для страны!
Что касается атомохода ЛК120 проекта "Лидер", то потребность в нем велика. Ему предстоит сопровождать танкеры-газовозы класса "Ямалмакс" при отправлении груза в восточном направлении в зимние периоды.
— Мы не понимали, что такое будет СПГ-танкер, который мы произведем, — пояснил Дмитрий Кобылкин. — Мы понимали его габариты, но не совсем понимали, как он будет идти в Азиатско-Тихоокеанский регион, кто будет его сопровождать? Потому что ширина наших ледоколов меньше, чем ширина этого огромного танкера. Поэтому "Кристоф де Маржери" и следующие танкеры строились как корабли-ледоколы. Они ходят самостоятельно.
Но, по его словам, все 12 месяцев в одиночку возить грузы на восток они не смогут. И именно поэтому для проекта "Ямал СПГ" жизненно важны ледоколы-гиганты.
— ЛК120 будут как раз в ширину СПГ-танкеров, будут пробивать лед, не снижая скорости движения этих крупных судов. Это очень важно, потому что один танкер — практически авианосец. Чтобы вы понимали — три футбольных поля! Вдруг сильная минусовая температура и припаянный лед или какой-то сложной конфигурации айсберг встретится на пути... Ледокол должен сопровождать это судно, потому что время доставки — это непотеря рынка, очень важный момент! — подчеркнул глава региона.
Ладонь президента
Проект "Ямал СПГ", как известно, обрел стратегическую важность в 2013 году, когда в рамках Петербургского международного экономического форума российский "Новатэк" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация договорились о поставках в КНР не менее 3 млн тонн СПГ в год. Ресурсной базой для этого должно стать Южно-Тамбейское месторождение, которое, по предварительным оценкам, содержит 907 млрд кубометров газа.
Для того чтобы запустить этот проект, предстояло провести огромную предварительную работу — построить не только сам завод "Ямал СПГ" мощностью 16,5 млн тонн газа в год, но и транспортную инфраструктуру, включающую знаменитый теперь порт Сабетта, аэродром, а также перевалочный пункт в бельгийском Зебрюгге. Мало того, специально под эту "сделку века" "Совкомфлотом" было построено уникальное судно "Кристоф де Маржери" — танкер класса "Ямалмакс". Он имеет дедвейт 80 200 тонн, длину 299 метров, ширину 50 метров, высоту борта 26,5 метра, максимальную осадку 11,8 метра, скорость хода 19,5 узлов, грузовместимость 172,6 тыс. м³.
Заказ на строительство газовоза получила южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), "собаку съевшая" на танкерах. Он был спущен на воду осенью 2016 года и на сегодня явлется единственным в мире газовозом, способным самостоятельно проходить Северный морской путь. Ледовый класс категории Arc7 позволяет ему проходить льды толщиной до 2,1 метра.
Во время предварительных ледовых испытаний, которые состоялись с 19 февраля по 8 марта в Карском море и море Лаптевых, газовоз успешно продемонстрировал свои "бойцовские" качества. Кормой вперед он двигался в полутораметровом льду со скоростью 7,2 узла, а носом — со скоростью 2,5 узла. При том, что плановые показатели были соответственно 5 узлов и 2 узла.
Этого должно хватить, чтобы в одиночку возить газ в восточном направлении, через Берингов пролив, в течение шести месяцев. В остальное время правая часть Севморпути слишком сурова, лед для судов такого класса становится непреодолимым. Но как раз на этот случай и строится база в Зебрюгге — западное направление транспортировки более длинное, зато доступно для "Кристофа де Маржери" круглогодично.
8 декабря 2017 года именно этому танкеру выпала честь принять на борт первую партию сжиженного газа, производства свежезапущенного завода "Ямал СПГ". Событие настолько значимое, что ради него в Сабетту прибыл практически весь федеральный "бомонд" — профильные министры и депутаты Госдумы во главе с президентом России Владимиром Путиным, а также правительственные делегации Китая (участника проекта и главного потребителя добываемого здесь СПГ) и Франции (французской компания Total тоже инвестор проекта). Компанию им составил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии.
Историческая погрузка на танкер "Кристоф де Маржери" началась после отмашки президента. Причем в буквальном смысле — Владимир Путин поднес ладонь к специальному датчику на подставке, и это стало сигналом к запуску операции.
— Это мегапроект! Он имеет большое значение для страны в целом, — отметил президент чуть позже на отдельном совещании, которое прошло сразу после отгрузки СПГ на танкер. — Является еще одним подтверждением статуса России как одной из ведущих мировых энергетических держав, способствует укреплению экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего с нашими ключевыми партнерами в этом регионе, с компаниями из Китайской Народной Республики. Является примером успешной международной кооперации с Францией, Италией, Германией, целым рядом других европейских государств. Конечно, число таких перспективных проектов нужно увеличивать. По оценкам экспертов, мировой спрос на газ к 2040 году увеличится более чем на 40%, и что особенно важно, наиболее активно будут развиваться поставки именно сжиженного газа. Здесь рост может достигнуть порядка 70%. Россия способна и должна занять на этом рынке достойную нишу.
Понятно, что свое отражение эти события нашли и в ходе прямой линии губернатора Дмитрия Кобылкина, проведенной 19 декабря. Собственно с комментариев по поводу Сабетты и проекта "Ямал СПГ", глава региона и начал свое общение:
— Такие события, на мой взгляд, происходят раз в триста лет. Россия прорубила окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, вышла в Мировой океан. Это произошло на огромной ресурсной базе углеводородного сырья в Ямало-Ненецком автономном округе. Мы сегодня говорим о пяти миллионах тонн перевалки в Сабетте, но этот порт сможет переваливать до 100 млн тонн. Если сравнивать с самыми крупными российскими портами, то Усть-Луга — 90 млн, а здесь — 100 млн!
А не замахнуться ли на Черное море?
Но не одной Сабеттой живет судоходная отрасль Ямала. Социально-экономическая жизнь региона сильно зависит от эффективности речных перевозок. При этом местный пассажирский флот, как и практически везде в России требует серьезной модернизации и обновления. Этой теме губернатор тоже уделил часть своего эфира:
— Новая команда "Северречфлота" начала поднимать речные перевозки. За последние три года из 162 миллионов убытков компания выведена в плюс, модернизировано большое количество судов, кое-что заменили.
При этом, как признал Дмитрий Кобылкин, проблема все еще не решена, и на то есть объективные причины:
— Невозможно заменить сразу все. Этим судам более сорока лет, есть по 50 лет, они сделаны на иностранных верфях — в Германии, в Польше. Мы испытываем сегодня тревогу за их эксплуатацию. И, естественно, нам нужны новые "Кометы", новые "Ракеты", то, чего раньше в Советском Союзе было много. После развала СССР до сегодняшнего дня мы поставили на крылья всего одну "Комету". Представляете, да? В принципе, это ничего.
Исправить ситуацию, по его словам, призвана новая стратегия развития "Северречфлота", разработанная до 2030 года. Компания сегодня обеспечивает потребности двух регионов – не только Ямала, но и Ханты-Мансийского автономного округа. В ее стратегии обозначены перспективные маршруты, но их требуется обеспечить новыми теплоходами. Поэтому "Северречфлот" готов сотрудничать с российскими верфями, размещая долгосрочные заказы на суда типа "Рассвет 120Р", "Валдай 45Р", "Луч", "Вояж 85МТ" и другие теплоходы.
Более детальных подробностей об этой стратегии пока нет, но, видимо, предполагается государственное участие в этих заказах в рамках софинансирования. По крайней мере, уже известно, что свою заинтересованность высказала "Государственная транспортная лизинговая компания" — инструмент Минтранса.
— Для того чтобы загрузить ту или иную верфь Российской Федерации, нужна длинная цепочка заказов. Мы пошли на этот шаг — непростой по деньгам и по срокам. Это четыре-пять лет реализации. Рассматриваем несколько заводов — верфи Петрозаводска, Нижнего Новгорода, возможно, Зеленодольска, — рассказал Дмитрий Кобылкин.
С презентацией этой стратегии 18 декабря, накануне прямой линии губернатор с целой делегацией из Ямала побывал на совещании у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Во встрече участвовали замминистра Олег Бочаров, вице-губернаторы Алексей Ситников и Дмитрий Артюхов, генеральный директор авиакомпании "Ямал" Василий Крюк, генеральный директор АО "Северречфлот" Сергей Шептун, генеральный директор ПАО "Государственная транспортная и лизинговая компания" Сергей Храмагин.
Сайт "Северречфлота" об итогах этой поездки сообщает коротко: рассмотрели стратегию. Сам Дмитрий Кобылкин тоже высказался в том духе, что конкретные цифры инвестиций пока раскрывать не будет. Зато он поделился "инсайдом" о дальнейших планах "Северречфлота".
— После совещания мы поговорили с министром. Он был восхищен нашей командой, удивлен, увидев молодых речников. В России их не так много, — пояснил зрителям прямой линии губернатор. — Особенно, когда Сергей Николаевич сказал: "Я сам из Крыма родом, и мне очень хотелось бы осуществлять круглогодичные перевозки по Азово-Черноморскому побережью и по глади!"
Как было сказано далее, на такое предложение министр ответил: "Если вы сможете это сделать, я готов вам отдать и Балтийское море".
Материалы по теме:
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Еще ледоколы, больше ледоколов! (о том, какие ледоколы строятся и проектируются в России)
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |