Яхты не для Абрамовича

0 5883 6 мин
На отчетно-выборной конференции Санкт-Петербургского Парусного союза в феврале этого года президентом организации был переизбран Сергей Павлович Алексеев. Выборы прошли на безальтернативной основе, недовольных таким положением не было — рулевой надёжный, курс верный, штормит всё меньше как внутри, так и снаружи. О своём видении ситуации с парусным спортом в Санкт-Петербурге вновь избранный президент поделился с читателями "Корабела".
С.П. Алексеев родился 16 октября 1947 года в Ленинграде.

Окончил Ленинградский горный институт имени Г.В. Плеханова по специальности "инженер-геолог" и Ленинградскую высшую партийную школу, бизнес-курсы в Гамбурге (Германия) и в Осаке (Япония).

С 1986 года по 2012 год – Генеральный директор ОАО "Ленэкспо", с 2012 года является Вице-президентом компании "ЭкспоФорум".

Награжден орденом Почета, Кавалерским крестом ордена "За заслуги" (Польша), медалью "В память 300-летия Санкт-Петербурга", Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Почетной грамотой Минэкономразвития России, Почетной грамотой губернатора Санкт-Петербурга, Знаком отличия "За заслуги перед Санкт-Петербургом".

Вице-президент Всероссийской Федерации парусного спорта.

15 февраля 2014 года во второй раз подряд избран президентом Санкт-Петербургского Парусного союза.



Почему возглавил Санкт-Петербургский Парусный союз
Занимаясь парусным спортом с 1975 года, я прошёл путь от матроса до яхтенного капитана. После окончания Ленинградского горного института имени Г. В. Плеханова начал работать, сил на яхты просто не оставалось. Я редко ходил в походы и не "капитанил".

В 2011 году случилась критическая ситуация с Союзом – не стало ни офиса, ни документации, ничего. Ко мне, как к профессиональному управленцу, обратились яхтсмены, необходимо было возродить организацию. На выборах из двух кандидатур моя оказалась более предпочтительной. Уверен, что парусный спорт в России сегодня становится доступным и понятным людям. Надо было с чего-то начинать.
 

C. П. Алексеев на Балтийском морском фестивале

Портрет в цифре:

  • По состоянию на 19 марта этого года в списке индивидуальных членов СППС числится 363 человека, коллективных – 7.
  • Сумма ежегодных взносов для индивидуальных членов союза, физических лиц – 1000 рублей, военнослужащих срочной службы, инвалидов, пенсионеров, студентов дневных отделений ВУЗов, независимо от гражданства – 500 рублей.
  • В структуре совета постоянно работают семь комитетов и один тренерский совет.

Проблемы и трудности
Средний возраст яхт основного флота давно перешагнул за 25 лет. У нас есть маленькие верфи, которые делают одну-две яхты в год, но это, как "капля в море". Новых поступлений судов мало, это большая проблема, яхты стареют.

Крупные предприятия отрасли не заинтересованы в покупке материальной части. За границей яхт-клубы покупают суда. А у нас финансирование самого существования яхт-клубов происходит очень проблематично. Поэтому мы пока не можем найти модель развития.

У частных лиц нет денег, как, например, в Финляндии, где каждая третья семья имеет яхту или катер. Большие проблемы как с таможенным оформлением, так и с регистрацией яхт. Новые таможенные правила не дают купить судно – "работает" 40% пошлина на ввоз яхты. Правила регистрации такие, что на яхту длинной более 6 метров необходимо чуть ли не радиолокатор устанавливать, а для управления судном заканчивать Макаровку.

Ещё одна проблема – у нас негде хранить лодки. Навигация короткая, яхт-клубов мало. Нет охраняемых или тёплых стоянок, поэтому многие хорошие яхты хранятся за рубежом – в Финляндии, Голландии, Швеции.

Необходимо правила регистрации и дипломирования судоводителей некоммерческого флота отдать на рассмотрение яхтенного сообщества. Мы – представители любительского спорта, не профессионалы и свои яхты в коммерческих целях не используем.
 

Судейское судно "Триумф" / пресс-служба регаты Nord Stream Race


Новый закон – новые требования
Здесь и далее имеется ввиду закон о "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" – Прим. ред.

Законодателями созданы такие правила регистрации маломерного флота, которые препятствуют развитию парусного спорта в нашей стране. Писали этот закон люди, которые не имеют отношения к парусным судам, а если имеют, то очень отдалённое.

К примеру, появилось правило – регистрировать суда в Российском морском Регистре судоходства. По его требованиям яхты должны быть моложе 25 лет, а у нас практически весь флот старше. Эксперты Регистра в яхтенном вопросе не специалисты, им не ясно – у этой яхты отвалится киль или не отвалится, у неё гнилые шпангоуты или нет?

Во всём мире пригодность судна определяют сами яхтсмены. А у нас этим занимаются административные органы. И естественно инспекторы боятся, потому что, во-первых, у них нет времени, чтобы достаточно всё проверить, во-вторых, они не специалисты, я это называю синдром "Булгарии". Они боятся ответственности.

Нужно всё вернуть, как было, чтобы сами яхтсмены имели свой спортсудорегистр. Они могли бы своими техническими комиссиями проверять яхты, как это сделано в Финляндии. В Петербурге несколько тысяч яхт и естественно Морской регистр не справится с этим вопросом – у них нет столько людей. ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) по закону такого права не имеет. Получается ерунда, РМРС (Российский морской регистр судоходства) не может физически осуществлять контроль, ГИМС нельзя по закону. Сегодня все наши яхты находятся в подвешенном состоянии. Другое дело, если они используются профессионально, для коммерческих целей.

За 50 лет в Санкт-Петербурге государственными спортивными комитетами выдано 400 капитанских дипломов. По новым правилам, они незаконны. Для того, чтобы их заменить, требуется пройти тест, включающий в себя абсолютно не нужные вопросы, к примеру морской юриспруденции. Спортсменам это знать совсем не обязательно.

Дела Союза за последние 2 года
Сегодня Парусный союз развивается. На данный момент в нём состоят порядка 400 человек. У нас работают комитеты – технический и спортивный, работает PR-служба, мы раскручиваемся.
 

Яхтенный порт "Геркулес" 


Крепнут и наши клубы. На севере яхтенный клуб "Геркулес", на юге – "Балтиец". В этих двух клубах есть прогресс – туда идут люди, там создана академия парусного спорта. Проблемы есть у Речного яхт-клуба, у ВУЗовских клубов – их практически не осталось. Когда-то ЛКИ (теперь СПбГМТУ) обладал 10 яхтами. Как могут студенты-корабелы, не зная азов, не ходя на яхтах, стать талантливыми инженерами? Кораблестроение – это не только наука, техника. Это искусство, которое можно постичь на практике. Секции при институтах прекратили своё существование. Сейчас задача руководства вузов обязательно возродить их.
 

Регата "Оптимисты Северной столицы" 


Спортивная программа активно работает – мы проводим около 60-ти гонок в год. Постепенно количество лодок растёт. Также очень быстро развивается кайтинг, серфинг, буер и тут уже есть результаты – недавно наша ученица заняла третье место на мировом первенстве.

От "Оптимиста" до "Крузенштерна"
Ребёнок приходит и садится на "Оптимист". Он вырастает, переходит на олимпийские виды – швертботы, катамараны, становится олимпийским чемпионом, возвращается и уже ходит на наших крейсерских яхтах.

Другой вид – суда для подготовки профессиональных моряков, учебные парусники, как "Мир", "Крузенштерн", "Седов". Это совершенно отдельная часть, дорогое удовольствие, во всём мире они принадлежат учебным заведениям.

Кроме того есть ещё и парусный туризм, здесь люди не участвуют в гонках, это скорее образ жизни. Туристы путешествуют, проводят в море целое лето и таких яхт миллионы. Как в Америке, где вдоль парусной марины, полностью "упакованной" яхтами, можно идти несколько часов.

Вот один яркий показатель, характеризующий ситуацию с морским туризмом – у нас это дело настолько запущено, что за прошлый год в Петербург пришло всего 300 зарубежных яхт, в Таллинн – 6000.

Такие регаты, как Nord Stream Race, дают нам возможность привлекать сюда профессиональных людей из яхтенного мира, они ходят, гоняются, открывают для себя новые горизонты, им нравится у нас.

Я надеюсь, что по их стопам пойдут другие иностранцы и Санкт-Петербург, как в прежние времена, станет парусной столицей.

Не лишним будет сказать, что в этом году, кроме Nord Stream Race в наш город впервые придёт и ещё одна регата высочайшего международного уровня – Extreme Sailing Series. Кроме того мировое первенство в классе SB20 тоже пройдёт на акватории Финского залива, о других яхтенных событиях парусной навигации читайте здесь.

      

 

 Яхта "Haspa", "Nord Stream Race 2014" / пресс-служба регаты Nord Stream Race


Простое, вечное, доброе
Все люди в душе романтики, у них это сидит где-то в подкорке. Наше время тяжёлое, вместо лозунга "Человек человеку друг, товарищ, брат", мы часто слышим "Человек человеку волк", поэтому люди соскучились по простому, честному, доброму. Всё такое приземлённое, все говорят о деньгах, готовы только за деньги сделать. Но на яхте не все возможно сделать за деньги. Можно купить судно, но без команды, энтузиастов, фанатов ничего не получится. Люди соскучились по романтике, отношениям, просторам, морю, солнцу.

Кроме того, у нашего города большие морские традиции. Первый яхт-клуб в мире был создан в Петербурге. Такая богатая яхтенная история крепко засела в головах горожан.


О "парусной культуре"
Если даже ты не джентльмен, заходя на классическую парусную яхту, ты им становишься. Я имею ввиду настоящий парусный спорт, люди у которых есть негативные черты: корысть, эгоизм, жадность – не могут заниматься парусом. Это коллективный спорт, он требует таких качеств, как честность, добросовестность, умение работать в команде. У нас превратное отношение к этому делу, мы привыкли считать, что яхта, это как у Абрамовича. Я знаю, что это абсолютно не так. Люди, которые ходят на яхте – это фанаты дела, они как о собственном ребёнке заботятся о ней. Яхтсмены – большие эстеты.

Один шведский миллионер сказал как-то, что знает в жизни три самых прекрасных вещи, это – женщина, скачущие лошади и парусные яхты.

По-моему, культура, это ещё и хорошая морская практика. А в ней очень большое значение имеет определённый опыт, знание традиций, правил поведения на парусном судне. Ни на одних курсах, где людей учат управлять яхтой, вы таких навыков не получите. Есть множество негласных правил, только на практике, ходя в море с опытными капитанами, можно познать их.

Беседовала Ирина Акимова




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Астраханской области действует восемь инженерных классов судостроительного профиля
13:05 , 25 Января 2025 / образование
рекламаПодписка 2025