Некоторое время назад, в беседе, Анна Лебедева, руководитель "Маринетек Спб", посетовала, что развитию водного туризма в России мешает разобщенность "плавающего сообщества" - владельцев как парусных, так и моторных лодок. Яхтенный порт «Геркулес» был приведен в качестве примера показательного «клубного» заведения для ценителей парусного спорта.
Признаться, никогда не была поклонницей парусного спорта. Но по результатам поездки скажу: пожалуй, где бы я и согласилась выйти первый раз на воду, так это здесь. Для начала - на "Оптимисте". Если помещусь, конечно.
Клубу всего три года, он вырос из подзаброшенной стоянки в Лахте и нереализованных во время строительства яхт-клуба "Терийоки" в Зеленогорске идей Владимира Любомирова. Хотя формально гавань находится в черте города, и до центра здесь рукой подать, все же прямо за молом начинается Финский залив, это чувствуется в порывах ветра и рекомендациях для судоводителей.
Говорят, что имя новой гавани дал старенький сейнер с гордым именем древнегреческого героя - «Геркулес», единственное судно, стоявшее у стенки, когда новый владелец осматривал пустующую стоянку. К слову, и теперь, переделанный в шхуну и обновленный, «Геркулес» стоит на почетном месте у причала Яхтенного порта.
Сегодня в клубе около 300 членов. Акватория порта - 3,2 Га - позволяет вместить до 200 лодок с осадкой до 3 метров. Интерес к клубу только растет, так что амбициозный проект комплекса со отелем, школой и расширенной гаванью, который пока есть только на бумаге, пожалуй, будет воплощен в жизнь.
За последний год силами клуба было проведено более 20 регат, основные чемпионаты также проходят здесь. С подготовкой клубу активно помогает "Газпром" - спонсирует призовые фонды, помогает с формированием флота, дает средства на проведение детских соревнований. Кстати, буквально под боком станции сейчас идет большая стройка - там вырастет Лахта-центр. Может быть, офисные клерки летом тоже начнут приезжать на работу на катерах - кто знает?
Клуб не ограничивается только регатами и стоянкой для лодок. Так, свою новую жизнь начала в Лахте популярная в Петербурге серфстанция Green House, до этого много лет работавшая у гостиницы «Прибалтийская» - это из ее шатра между порывами ветра доносится музыка. В здании Центра парусного спорта, находящегося на территории порта, работает парусная школа для детей и взрослых, школа виндсерфинга и кайтсерфинга, школа судоводителей ("Санкт-Петербургские Мореходные классы"), Авиационный учебный центр для желающих обучиться навыкам управления гидросамолетом. С десяток парусов для виндсерфинга подпрыгивают на волнах под наблюдением инструктора на лодке - это детская группа проходит очередное занятие.
Детей в клубе, и правда, очень много. Они бесстрашно носятся и по земле, и по воде, управляются с парусами и досками для серфинга. Мальчики и девочки, из школ и детдомов, постоянно тренируются, выигрывают гонки, получают денежные призы, которые тратят на экипировку, чтобы снова выйти под парусом. Наш гид, Александр Иванов, вполголоса просит не фотографировать пару девочек, готовящих к спуску очередную яхту: это "подающие надежды", недавно выигравшие очередное соревнование, и от лишнего внимания прессы их может "зазвездить". То ли дело мальчишки - чуть не сбив с ног фотографа, они проносятся мимо, к раздевалкам.
В главном корпусе спорт-клуба относительно тихо - будний день. В раздевалках и сауне никого, главный зал пуст, не слишком востребованный летом бар - на территории работает летний ресторан с хорошим кофе - зияет пустыми полками. Парусная яхта - не тот вид спорта, который можно заниматься "после работы, вечерком". Но точно известно, что на выходных тут опять будет аншлаг - если, конечно, будет хороший ветер. Собственная метеостанция клуба ежеминутно выдает данные о погоде на сайт - технологии на службе капризной матушки-Природы.
Приятно, что регаты собирают десятки судов из разных стран. Парусный спорт заставляет человека думать, учиться, совершенствоваться, общаться. Жаль, правда, что спортсмены часто застревают на границе - так и на первый этап Russian Dragon Open, которая проходила здесь неделю назад, успели далеко не все "Драконы". Но проблемам взаимоотношения яхт и проверяющих органов будет посвящен следующий материал.
Абрамова Анна