Все документы и папки с бумагами собраны на полках. На мостике полный порядок, стоят горшки с цветами. Первым человеком, кто меня встретил в рубке "Арго", была невысокая, приветливая женщина в форме моряка с золотыми нашивками на погонах.
- Заходите, что вы как не родной! - заговорила женщина. - Снимайте рюкзак, присаживайтесь. Чувствуйте себя как дома. Меня зовут Святская Инна Михайловна.
Инна Михайловна - старший помощник капитана буксира "Арго". Бойкая и жизнерадостная женщина прошла далеко нелегкий карьерный путь, чтобы сейчас рассказывать историю о том, как попала на буксир компании "Нева-Чартер".
- Моя семья родом из Баку. Когда началась перестройка, мы поняли, что жить в Азербайджане невозможно - мама русская, папа армянин – нужно было уезжать.Тогда отец работал в Астрахани, в компании "КасРыбХолодФлот", поэтому вопросов о месте переезда не было.
У старшего помощника "Арго" два образования: первое - красный диплом газоэлектросварщика по специальности "Техник-технолог газоэлектросварочного производства", второе уже профильное, морское.
- По окончанию Волгоградского Индустриально-Педагогического техникума меня отправили по распределению на Курчатовскую атомную электростанцию, но проработала я там два месяца. Представьте, конец 80-х, в стране нет ничего, магазины пустые, мы занимали очередь за хлебом еще в 3 часа ночи. А в Курчатове было все! Но потом я поняла, что это все для иностранцев: поляков, венгров, работающих на АЭС. Моему ребенку еще не было полтора года, и поэтому у меня свободный диплом. Я уволилась и уехала в Астрахань.
Путь моряка
Инна закончила Астраханское речное училище. Пойти в море было понятным решением - все-таки отец моряк со стажем. Тем более Инна призналась, что она больше папина дочка: отец на вахте, а она ковыряется в машине с инструментами. Старший помощник вырос среди морской молодежи, которая работала с папой в "КасРыбХолодФлоте".
- Когда сказала отцу, что пойду работать в море по его стопам, папа устроил большой скандал: мол, чтобы его дочь пошла в море - да никогда, и даже думать об этом запретил. У себя же в конторе "КаспРыбХолодФлот" предупредил кадровиков, чтоб меня не брали на работу. Папа ушел в рейс, я прошла медкомиссию и в кадры, а там руками от меня отмахиваются: "Инночка, мы тебя не возьмем, отец запретил". Я четыре часа уговаривала начальника кадров, благо у меня фамилия была уже другая, по мужу. Уговорила.
Вокруг нас с Инной Михайловной уселись рядом капитан "Арго" и второй помощник капитана. Все внимательно слушали историю своего старшего помощника, словно и незнакомы с ним.
Из-за скандала с отцом Инну не желали брать на флот. Отдел кадров отказывался оформлять ее документы. Но Инна не собиралась сдаваться: она поменяла в браке фамилию и по ней оформилась на флот, попросив работников не говорить, что она уже приходила устраиваться. После четырех часов упорных уговоров Инна Святская смогла сломать кадровиков, и те дали добро на работу.
- Сначала я пошла на судно в должности - камбузница. Работа по приниципу "подай, принеси, не мешай". После первого рейса, он длился длился 28 дней, меня "списали".
- За что?
- За драку.
- С кем?!
- С капитаном.
Этот факт из жизни Инны, видимо, удивил только меня, потому что остальные слушатели сидели невозмутимо: позитивная женщина и в неравную драку с капитаном? Но плавсостав знаком со старшим помощником лучше меня.
- Я вернулась на берег. В конторе все ухмыльнулись, дали неделю на отдых. Устроили на другое судно, правда, уже поваром. Отработала четыре месяца - опять подралась. Снова списали. Пришла в отдел кадров, чтобы объяснить, что у меня технический диплом, пускай направляют на соответствующую должность на флот или на производство, а не за кастрюлями и ложками следить. В результате меня определили в Астраханский рыбвтуз (ныне Астраханский государственный технический университет) на переобучение. Там я прошла курсы по переквалификации и села на судно мастером по обработке рыбы судно (РДОС) "Приволжский" , а ныне "Капитан Кузнецов". Это судно сейчас на Дальнем Востоке.
Что с буксиром "Арго", что с любым сухогрузом или рыболовецким судном, я могу выполнять все операции. Без проблем. И у меня уже был опыт управления судами, заменяя капитана на борту.
На РДОСе Инна проработала два года, пока не начались сокращения. А кого сокращают первыми? Женщин. Такую причину назвала старший помощник "Арго". Недолго думая, Инна поступила в Каспийское мореходное училище, на заочное отделение, судоводителей. После двух лет учебы в училище начались разговоры о том, что якобы по окончании всем выдадут дипломы в рыбном порту, с которым, к слову, можно работать только на "рыбаках".
В этот раз старший помощник тоже не дожидалась финала истории и перевелась в Астраханское речное училище . По окончании его Инна получила два диплома: речной и морской, но долго не могла получить рабочий диплом, так как старые дипломы "доживали свой век", и их уже не выдавали, а на получение диплома нового образца, требуют пройти курсы ГМССБ.
- По меркам того времени, в 2000 году, обучиться на ГМССБ стоило 900 долларов. Даже тогда это было дорого, а я содержала практически всю семью - родители были на пенсии. В результате я пошла на флот в роли дублера старшего помощника, хотя на деле выполняла все прямые обязанности. Во время движения судна по каналу ВКМСК, при радиосвязи и докладе о месте положения судна, капитан порта услышал женский голос. Насколько ему было известно, никакой женщине он диплом не выдавал.
У Инны не было на руках диплома нового образца. Начались проверки. Но все решилось благополучно: старший помощник тогда еще теплохода "Экватор" за сутки получила диплом старого образца, который действовал еще два года, и ушла работать в море . Инна проработала с таким дипломом два года, затем все же отучилась на ГМССБ.
Длительный перерыв
Женщина рассказывала свою историю, изредка отвлекаясь на просьбы второго помощника заварить кофе. В ее морской карьере был длительный перерыв в 9 лет по семейным обстоятельствам (уход за родителями). После этого Инна не бросила работу на флоте - вернулась, но в качестве второго штурмана, и все опять заново по служебной лестнице. Хотя, по ее словам, до перерыва она фактически стала старшим помощником.
Морской стаж Инны Святской составляет 17 лет - 10 лет на рыболовецком флоте и 7 лет на сухогрузах. На "Арго" старшим помощником практически отходила год. Инна выполняет стандартные задачи старпома на буксире, а также работает с матросами на палубе по заводке буксирной линии.
- Что с буксиром "Арго", что с любым сухогрузом или рыболовецким судном, я могу выполнять все операции. Без проблем. И у меня уже был опыт управления судами, заменяя капитана на борту.
Что капитан, что сама Инна отметили - главным пробелом в работе Святской считают недостаточные знания английского языка. По их мнению, неподкованность в этом мешает уйти под флаг. "Арго" регулярно выполняет международные рейсы, так или иначе сталкиваешься с иностранцами и англоязычными документами, поэтому язык, безусловно, необходим. И Инна старается.
Но зато Инна открылась в другом: во время работы на буксире "Нева-Чартер" старший помощник обнаружила в себе талант художника. Она посетила всего один мастер-класс в Санкт-Петербурге, когда "Арго" был на стоянке, и научилась писать картины маслом.
Рукописными шедеврами Инна украшает все каюты и кают-компанию буксира, на котором работает.
- В далекой молодости я не плохо рисовала, а потом как-то все ушло на второй план из-за работы, дома, семьи, родителей. Сейчас стараюсь писать картины, как только выпадает возможность, даже во время рейсов. Темами себя не ограничиваю - пишу все, что по душе.
Весь экипаж с удовольствием принимает подарки от Инны, поддерживает ее и помогает в начинаниях. Она подчеркивает, что команда на "Арго" очень дружелюбная и отзывчивая.
- К каждому моему замечанию прислушиваются, "наматывают на ус". Ко мне хорошо относятся, и это не потому, что я женщина. Меня ценят как профессионала. Я не выполняю на буксире обязанности, которые в нашем обществе принято считать женскими, но за беспорядок могу устроить хорошую взбучку, а порой веду себя как мама в семье.
На вопрос "От кого или чего зависит слаженность экипажа и обстановка на судне?", Инна ответила пословицей: - Знаете выражение: рыба гниет с головы? А когда с головой рыбы все в порядке, то и в остальном все получается отлично. Так и у нас руководство в компании грамотное, люди работают доброжелательные, адекватные, каждый делает свою работу, а капитан на судне – настоящий профессионал, поэтому и экипаж на "Арго" хороший.
Откровение старшего помощника
Такое отношение экипажа к Инне, которое она встретила на "Арго", было далеко не везде. По словам старшего помощника, на флоте в целом к женщинам относятся плохо.
- Мой путь от старшего помощника до капитана зависит не только от меня - во многом он зависит от того плавсостава, где работаешь. В большинстве своем - от капитана судна. 80% капитанов, с которыми мне приходилось работать - завистливые, часто пьющие или в кодировке. Все они обременены паранойей, что их обманут или подставят, поэтому сильно мешают работать не только мне но и всему экипажу. Им не дает покоя тот факт, что "женщина может", из-за этого они всячески стараются ставить палки в колеса. Лишний раз стараются унизить женщину. А оставшиеся 20% - грамотные и здравомыслящие профессионалы. Очень жаль, но и они уходят под флаг. Единственное замечу, что в вопросах оплаты нет никакой дискриминации между мужчинами и женщинами - любой другой старший помощник мужчина получал бы такие же деньги.
Капитан и старший помощник "Арго" сошлись в одном: это комплексы. Но непонятно - ведь гораздо приятнее и удобнее работать, когда экипаж становится второй семьей, где каждый друг друга выручает и помогает: "Экипаж должен быть экипажем, а не простым набором людей".
А что дальше?
Инне осталось отходить год, чтобы дипломироваться на капитана. Она убеждена, что у нее все получится, потому в компании "Нева-Чартер" все сошлось: и прекрасное судно, и великолепный экипаж, и хорошее руководство компании.
- Российский флот староват. И, как я уже говорила, часть капитанов мало уделяет внимание работе и самому судну, на котором работают. На буксире "Арго" я нашла себя. Для меня было приятным шоком встретить подобную фирму на судоходном рынке России. Меня даже мысль о смене работы не посещает, потому что здесь все так, как мне нравится!
Рыба гниет с головы. А когда с головой рыбы все в порядке, то и в остальном все получается отлично. Так и у нас руководство адекватное, поэтому и экипаж на "Арго" хороший.
- Не понимаю притеснений женщин на судах, недоверие к ним со стороны капитанов. Я считаю, что это один из показателей твоего профессионализма, воспитать из штурмана - женщины – женщину капитана!, - добавляет капитан судна "Арго", Андрей Вдовченко.
У Инны есть свои переживания по поводу получения диплома капитана. Она привыкла к тому, что вечно стакливается с различными мешающими обстоятельствами и барьерами перед желаемым.
- Но я их обязательно преодолею. Я буду капитаном, и это даже не обсуждается!
Материалы по теме:
Даменовский "Арго" для российских рек и морей (статья о буксире "Арго")
"Море не предаст, всегда протянет руку и поможет подняться" (интервью с капитаном буксира "Арго")
"Рабочие лошадки" российского флота (интервью с генеральным директором компании "Нева-Чартер").
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |