"Взять подержанное судно, создать пассажиропоток..."

Круизное судоходство на Черном море умерло, констатируют специалисты. Но его вполне реально возродить уже с весны 2017 года — такого мнения придерживаются участники форума "Водный туризм", прошедшего в Санкт-Петербурге в конце октября. Для этого нужно купить подержанное судно и воссоздать Крымско-Кавказскую круизную линию. Подробности читайте в нашем материале.

К Олимпиаде 2014 года Россия превратила Сочинский порт в самый современный на Черном море, приспособив его под масштабную круизную программу. Однако сегодня его причалы пустуют, заявок на судозаходы нет и никаких иностранных круизных туристов в ближайшем будущем не предвидится. На форуме "Водный туризм" предложили разрешить эту проблему, возродив Крымско-Кавказскую круизную линию, рассчитанную на внутреннего российского туриста.

Ниже опубликована записанная корреспондентом "Корабел.ру" стенограмма той части рабочей сессии форума "Водный туризм", на которой развернулось обсуждение этого проекта. Предлагаем читателям самим познакомиться со всеми аргументами и оценить реальность проекта.
 
Форум "Водный туризм" / Корабел.ру

Игорь Глухов, генеральный директор компании "Интермарин Сервис Лтд": Добрый день, дамы и господа!

Я хотел бы провести презентацию проекта "Возрождение круизного судоходства на Черном море". Целью проекта является возрождение круизных программ и туристических маршрутов в рамках поручения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о восстановлении сообщения между морским портом Сочи и морскими портами Крыма Ялтой и Севастополем по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по транспорту, которое прошло 15 сентября этого года в городе Керчи.

Хочу дать небольшую историческую справку. Круизное судоходство по Черному морю насчитывает больше 150 лет. И началось оно в середине XIX века после образования нескольких крупных национальных операторов, таких, как РОПиТ и "Доброфлот". Надо сказать, что эти компании были созданы с государственным участием. В частности, "Доброфлот" — это вообще была программа строительства крейсеров, но тем не менее в силу такой комбинации военных и гражданских потребностей региона было начато пассажирское сообщение. На этой линии работали крупные грузопассажирские пароходы, такие как "Россия", "Петербург", "Москва", "Нижний Новгород". Начало же настоящего круизного судоходства было положено в августе 1877 года, когда в порты Одесса и Ялта зашел американский круизный пароход Quaker City.

Пассажирские перевозки на Черном море успешно развивались вплоть до Первой мировой войны. После революции в 1927 году введен в эксплуатацию пароход "Теодор Нетте" с возможностью работы на Крымско-Кавказской линии. После Великой Отечественной войны Крымско-Кавказская линия стала бурно развиваться. С 60-х годов на линии работали круизные суда типа "Киргизстан", "Иван Франко", "Белоруссия" и "Дмитрий Шостакович".

Надо отдельно отметить, что Крымско-Кавказская линия развивалась как комбинированный маршрут, ее нельзя назвать на сто процентов круизной. Туры начинались в Одессе, заканчивались, как правило, в Батуми, а потом шли в обратном направлении. Линия пользовалась бешеной популярностью среди советских граждан. К концу 80-х годов на ней работало 10 круизных пароходов, оборот был более 135 тысяч пассажиров в год.

Стоимость круизов зависела от класса кают, класса парохода. Самый дорогой круиз стоил в одну сторону, то есть от Одессы до Батуми, порядка 540 рублей, самый дешевый — 120 рублей. Это включало в себя питание и определенную развлекательную программу. На всех судах были так называемые палубные билеты, которые стоили порядка 20 рублей. Тем не менее, все, кто постарше, помнят, что линия была настолько популярна, что попасть на нее даже за такие большие деньги (а 500 рублей — это две зарплаты) было трудно. Требовалось приложить очень большие усилия или иметь очень серьезные связи.

Дальше произошел развал Советского Союза. И весь черноморский флот достался двум коммерческим пароходствам — Черноморскому морскому пароходству, которое отошло Украине, и Грузинскому морскому пароходству. И в течение 90-х годов, к сожалению, линия закрылась.
 
Игорь Глухов, генеральный директор компании "Интермарин Сервис Лтд" / Корабел.ру

Надо сказать, что по отчетам советских пароходств Крымско-Кавказская линия была убыточной. Ее рентабельность достигалась за счет сдачи в аренду иностранным фрахтователям наиболее новых круизных судов. Но с конца 80-х — начала 90-х годов строительство новых судов прекратилось. А когда суда оказались в руках наших коллег с Украины, большая их часть была перепродана, а потом потеряна. Тем не менее в 90-х годах пытались работать некоторые операторы. Например, пароход "Одесса Сан" ходил на линии Одесса — Хайфа — Лимасол — Стамбул — Сочи. "Укрферри" ставила пароход "Южная Пальмира", который проработал всего два года, поскольку был старым и неудобным в эксплуатации. В 2001 — 2003 гг. все крупные суда советской постройки были направлены на слом.

Перед Олимпиадой новую попытку возрождения Крымско-Кавказской линии предпринял петербургский оператор, который поставил круизный пароход Adriana 1972 года постройки. Круиз был назван "Шесть курортных столиц Черного моря". Компания хотела перевезти около 4 тысяч туристов и совершать по четыре захода в каждый из шести портов. Круиз имел коммерческий успех, но в 2014 году из-за известных событий на Украине, к сожалению, выпал порт Одесса, потом произошла чехарда с расписанием судна — пробовали ставить Стамбул, Крым. Все это привело к тому, что оператор закрыл линию, и судно вообще ушло с Черного моря.

В 2014 году была попытка поставить большой пароход "Изабелла-1" на 2 тысячи пассажиров с заходами в Стамбул, Батуми, Сочи. Но, к сожалению, в связи с рядом организационных и правовых проблем, а также санкционным режимом и давлением со стороны европейских владельцев судно отдали в чартер в Испанию, и проект закрылся. Стабильной работы на черноморском рынке силами частных компаний, как мы видим, так и не получилось.

Что мы сейчас имеем на Черном море? У нас есть на Черном море прекрасный порт Сочи, открытый для круизного судоходства с 1954 года. В лучшие советские времена там было больше 200 заходов круизных судов. В 90-е годы был сильный спад, а потом с помощью взаимодействия петербургских и сочинских предпринимателей была начата большая маркетинговая кампания, в том числе и на зарубежном рынке — прежде всего в США. Количество судозаходов было увеличено до 30, а потом и больше.

В самом морском порту Сочи была проведена реконструкция — строительство нового круизного центра. В результате у нас на Черном море имеется самый современный и самый хорошо оборудованный терминал, который может принимать до 10 тысяч пассажиров в день.

В крымских портах ситуация более сложная. Там достаточно хорошая инфраструктура, она была рассчитана и адаптирована под работу иностранных круизных судов. Мы знаем, есть прекрасный причал у Графской пристани, есть неплохо оборудованный причал в Ялте. Но Евросоюз, США и некоторые другие страны объявили о запрете захода своих судов в Крым.

Довершили картину большие теракты в Турции в 2015 году, после которых практически все крупные круизные операторы отменили судозаходы в Турцию и соответственно в Черное море. В результате круизное судоходство под иностранным флагом для иностранных пассажиров на Черном море снизилось в 10 раз. И с 2017 года, к сожалению, оно полностью прекратится. На следующий год не заявлено ни одного судозахода в порт Сочи. В порты Крыма — то же самое.

В данной ситуации, пожалуй, единственной возможностью возрождения круизного судоходства на Черном море в России является возрождение Крымско-Кавказской линии в ее усеченном виде. Присоединение Крыма не только вызвало кризис, но и дало новые возможности. В связи с тем, что Севастополь и Ялта стали территорией России, возникла совершенно понятная и разумная идея воссоздать Крымско-Кавказскую линию. Наша компания вместе с рядом заинтересованных инвесторов, министерством транспорта Крыма и городом Сочи активно занимается проработкой вопроса. Нами приняты экономические исследования окупаемости этого проекта и возможности использовании флота на этой линии.

В настоящее время есть два подходящих парохода, которые мы рассматриваем в качестве рабочего варианта для организации такого судоходства. Это пароход "Дельфин", наша бывшая "Белоруссия". Он абсолютно идеально подходит под инфраструктуру черноморских портов. В 1993 году его полностью передали в Германию. Пароход постройки 1971 года, тем не менее, он получил четыре звезды, у него великолепный пассажирский комплекс, пассажировместимость около 500 пассажиров.

Есть еще более масштабный вариант, который сейчас находится на рынке: пароход Ocean Gala, который раньше работал в Thomson Cruises на Карибах. Это очень серьезный пароход — 871 каюта, полная вместимость 1854 человека. И, конечно, его использование позволит закрыть потребности черноморских круизов на перспективу ближайших трех-пяти лет.

Нашими специалистами после консультации с министерством транспорта Крыма и заинтересованными туроператорами было предложено расписание по летней программе с заходами из порта Сочи в порт Синоп (Турция), потом — Севастополь, два дня Ялта, Новороссийск и Сочи. Продолжительность такого круиза будет 7 дней. Цена, если говорить о пароходе Ocean Gala, составит около 3 тысяч с человека в день с учетом питания. На "Дельфине" это будет порядка 5 тысяч.
 
Форум "Водный туризм" / Корабел.ру

На зимний период времени мы предлагаем сделать круизную программу из Сочи в Израиль с заходами в порты Турции. Можно работать как для российского, так и для израильского рынка, потому что там есть интерес к Черному морю, к Сочи и к России во взаимном безвизовом режиме. Этот круиз должен пользоваться достаточной популярностью.

Для непосредственной реализации проекта необходимо привлечь финансирование в расчете около 1 млрд рублей на 10 лет. Мы рассматриваем ряд рабочих вариантов в том числе с использованием структуры министерства транспорта Крыма или государственных предприятий, которые принадлежат субъектам Российской Федерации. Управлять проектом должна вновь созданная управляющая компания, зарегистрированная в России.

Единственное, здесь надо решить два вопроса. Первый — признание Турцией возможности захода судов после посещения Крыма в турецкие порты. Об этом сейчас идут переговоры на уровне Минтранса. Второй вопрос — путешествие по национальным российским паспортам. Мы таким образом сможем ориентироваться на ту часть российского рынка, которая по тем или иным причинам не может выезжать за границу, на тех туристов, у которых не оформлены загранпаспорта или которые не хотят получать визу.

С учетом логистики в перспективе на этой линии может работать до пяти круизных пароходов.

Одним из важных моментов в осуществлении программы является предоставление в каком-то виде государственной поддержки этому проекту, особенно на низкий сезон в течение первых трех-пяти лет работы.

Сергей Лесков, заместитель директора Департамента внешнеэкономической деятельности, привлечения частных инвестиция и поддержки экспорта Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, модератор рабочей сессии: Вам нужна финансовая поддержка на субсидирование туристических путевок?

И. Глухов: Да.

С. Лесков: То есть государство должно взять от нас от всех какие-то налоги и заплатить этому туристу, туроператору.

И. Глухов: Получается, что да. Такая практика в какой-то мере существовала и в советские времена. Мы должны не забывать про кумулятивный эффект. Каждое рабочее место на борту судна приносит пять дополнительных рабочих мест. Инвестиции пойдут, туризм станет развиваться. Еще один важный момент — это не постоянная субсидия, это нужно, чтобы запустить линию. Более того, в данном случае будет частно-государственное партнерство, где около 30 процентов денег будет привлечено через частного инвестора.

С. Лесков: Игорь Александрович, я к чему это говорю. Допустим, мы в Минфин напишем записку, где попросим дать два рубля (я условно говорю сумму). Обоснование: мы получим в бюджеты всех уровней восемь рублей. Это просчитано?

И. Глухов: Конечно. У нас все просчитано очень подробно.

С. Лесков: Ваше расписание, график заходов, который вы составляли, размещен на сайте Ростуризма? Вы предлагали им его?

И. Глухов: Мы сейчас ведем консультанции с Минтрансом и заинтересованными министерствами и ведомствами. Идея о том, чтобы включить Турцию, честно говоря, поступила от Минтранса. У нас до этого была сложная история с чисто каботажной линией. Сейчас мы в ближайшее время согласуем финальную версию бизнес-плана, подготовим все документы. И, безусловно, все происходит в сотрудничестве Ростуризмом, он в курсе, проводятся внутренние совещания по этому поводу. Я думаю, что всем миром мы эту инициативу поднимем и осилим.

С. Лесков: Спасибо! У нас есть еще один выступающий — Юлия Владимировна, пожалуйста.

Юлия Малороднова, и.о. начальника управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи: Игорь Александрович практически все рассказал, я немного добавлю.
 
Юлия Малороднова, и.о. начальника управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи / Корабел.ру

Итак, порт Сочи. К Олимпиаде была проведена реконструкция, теперь в гавани могут находиться два круизных лайнера длиной до 300 метров, рассчитанные на 3,5 тысячи пассажиров и пассажирский паром длиной до 135 метров. Также был построен новый пассажирский терминал пропускной способностью 1200 человек в час, который оснащен по последнему слову техники и не уступает лучшим зарубежным аналогам. Существующая акватория порта частично преобразована в марину вместимостью до 300 яхт и техническую зону.

Общий объем вложенных средств в строительство и реконструкцию порта составил 19 млрд рублей.

На сегодняшний день можно признать порт города Сочи одним из самых современных на Черном море. К тому же сам город развивается и является курортом международного уровня с развитой гостиничной инфраструктурой. В нем 1700 классифицированных объектов размещения, представлены отели, управляемые 12 ведущими мировыми цепочками, что говорит об уровне сервиса, предоставляемом нашим гостям. Город знаменит своими рекреационными объектами и природными памятниками, 80 процентов муниципального образования является особо охраняемой природной территорией. Перечень экскурсий и развлечений, который доступен гостям города, широк и разнообразен — от парков и набережных до развлекательных и экстремальных аттракционов, аквапарков, океанариумов, дельфинариев и самого Олимпийского парка.

В Сочи проводится большое количество мероприятий, которые привлекают на куррорт на круглогодичной основе очень большое количество туристов. В этом году мы ожидаем порядка 6 млн туристов.

В результате модернизации международного аэропорта и введения режима "открытого неба", который был в этом году продлен, созданы условия по привлечению международного туристического потока в Сочи и образованию нового туристского продукта, удобного для иностранных туристов.

В этом году большое внимание мы обратили на китайских туристов и хотим их привлекать в наш город. Было бы очень правильно продолжать развитие круизного туризма, создать продукт, при котором те же китайские туристы могли прилететь в Сочи, потом на круизном судне отправиться по городам Краснодарского края — Геленджик, Новороссийск, Анапа — и попасть в Крым. Но, к сожалению, такого флота пока нет. Поэтому предложение Игоря Александровича администрацией города Сочи воспринимается очень радушно, мы готовы помогать во всем и оказать административную и правовую поддержку. Денег, конечно, нет (улыбается), но все держатся!

Хочу предоставить слово специалисту, представителю порта.

Александр Белкин, руководитель направления круизных перевозок ОАО "Морской торговый порт Сочи": Когда идут разговоры о вложении федеральных денег в новые пирсы, я предупреждаю — вы аккуратнее посмотрите, потому что в один момент те 19 млрд рублей, которые были вложены в порт Сочи, оказались невостребованными. Это очень серьезная проблема, я говорю об этом с болью.
 
Александр Белкин, руководитель направления круизных перевозок ОАО "Морской торговый порт Сочи" / Корабел.ру

Чтобы было понятно, что произошло на Черном море, — существуют два документа. Это мартовская резолюция 2014 года Генассамблеи ООН о запрете признания Крыма и посещения Крыма иностранными круизными судами. В декабре 2014 г. вышел документ Евросоюза, по которому тоже запрещено — даже строчкой прописано — посещение круизными судами портов Крыма. И вообще сказано: сворачивайте там свои проекты, туристические в том числе.

Когда мы закончили Олимпиаду, на 2015 год у нас стояло в графике больше 120 судозаходов иностранных судов. На сегодняшний день мы сезон заканчиваем с четырьмя судозаходами — 1020 пассажиров. На такой инфраструктуре, понимаете! Поэтому порт Сочи сегодня активно лоббирует создание Крымско-Кавказской линии. Уже достаточно много людей вовлечены в эту программу — это и министерство транспорта Крыма, и Единая транспортная дирекция Крыма, и правительство Севастополя. Мы, наконец, дошли до нашего Минтранса, мы дошли до федерального агентства. Эта работа была проведена за 6 месяцев. Сегодня тот проект, который предлагает Игорь Александрович, он реальный, живой. 4 августа, в Москве по поручению Минтранса проводилось совещание с самыми крупными компаниями, которые занимаются продажей круизов по России. Там было очень много людей, которые двумя руками поддерживают этот проект.

Вот эти все разговоры, что вы не загрузите, вы не сможете работать — на чем они базируются, совершенно непонятно (горячится). Даже по упрощенным данным, 10 млн человек в этом году на Черноморском побережье были. Нам надо загрузить в сезон 35-40 тысяч — о чем мы вообще говорим, о чем?!

Это одна часть. Теперь самое интересное — многие очень удивятся тому, что я скажу. Пограничники нас убили напрочь. В апреле они вдруг заявили, что в наших портах российских, в международных пунктах пропуска просто не могут приниматься суда под российским флагом и работать с пассажирами российскими мы там не можем. Кто-нибудь вообще знает об этом? Нет! Видимо, кто-то, когда готовил документы, что-то недописал или переписал, а теперь уважаемые пограничники, когда читают документ, воспринимают так. Мы, узнав об этом, два дня смотрели в одну точку. О чем дальше говорить? Слава Богу, мы нашли понимание по этому вопросу в Минтрансе. Они сказали так — с "федералами" будут решать "федералы". Но сама по себе тема говорит о чем? О том, что нет государственной национально ориентированной политики в России.

С. Лесков: Вы так громко не заявляйте! Я как представитель федерального органа власти говорю, что у нас все-таки есть такая политика. Дайте конкретное предложение.

А. Белкин: Конкретное предложение: измените распоряжение правительства Российской Федерации № 907-р.
 
Сергей Лесков, представитель Минвостокразвития, модератор рабочей сессии / Корабел.ру

С. Лесков: Мы будем рекомендовать от форума.

Итак, мы можем на следующем форуме констатировать, что у нас линия на Черном море запущена, работает, загружена, и Игорь Александрович думает о приобретении еще двух судов. Я правильно говорю?

И. Глухов: Нет.

С. Лесков: Трех судов?

И. Глухов: У нас задача-то в чем состоит. Взять подержанное судно, создать пассажиропоток. А потом, пользуясь теми программами, которые уже есть в нашем законодательстве, построить новое судно.

С. Лесков: А где — уже выбрали?

И. Глухов: У нас есть ОСК, которой принадлежит верфь в Хельсинки. И у финнов есть компетенции...

С. Лесков: То есть все-таки будете строить за рубежом?

И. Глухов: Мы будем строить судно на отечественной верфи, которая находится в Финляндии.

С. Лесков: Большое спасибо за работу, большое спасибо всем выступающим! Всем всего доброго!
 
Подготовил Ренарт Фасхутдинов
 
Материалы по теме:
Визы, яхты, лайнеры и пирсы (о форуме "Водный туризм")
Чужие здесь не ходят (о планах Минтранса по развитию круизного судоходства на Черном море)
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Москва
+7 (495) 617-33-00
"Сочинский морской торговый порт", ОАО Сочи
+7 (8622) 627-698, 622-964



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025