От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Вызовы ушедшего 2014 года

7 6315 3 мин
Прошедший 2014 год был богат на события, которые наверняка отразятся на отечественном морском бизнесе, как и на всей экономике России. От того как мы отреагируем на них, на мой взгляд, зависит наша судьба на много лет вперед.
В очередной раз, как и в 1998 и 2008 годах, российский рубль заметно обесценился. С одной стороны, конечно же, неприятно, что зарплаты в долларовом эквиваленте сильно снизились. Но с другой стороны, это означает и то, что российские товары и услуги стали дешевле, а значит и привлекательней для покупателей на мировом рынке и внутри страны. Главное, чтобы эти товары и услуги были предложены в нужном ассортименте и хорошем качестве. В конце года на собрании Ассоциации судоремонтных заводов было отмечено, что объем заказов на 2015 год достаточен для полной загрузки предприятий. И не в последнюю очередь этому способствовал подешевевший рубль – ремонтироваться у нас стало заметно дешевле, чем в Эстонии, Польше, Корее, Норвегии, Турции или Китае. В то же время, ни для кого не секрет, что по таким параметрам как сроки ремонта, возможности замены иностранного оборудования, а иногда и качеству ремонта нашим верфям соперничать с зарубежными коллегами, мягко говоря, сложно. Производители комплектующих, оборудования и материалов тоже с воодушевлением смотрят в будущее. Продукция их иностранных конкурентов либо заметно подорожала, либо и вовсе стала малодоступной вследствие санкций. А значит, и они ждут увеличения объемов заказов. И вот здесь первая «развилка».

Сложившуюся ситуацию можно использовать как возможность «по-легкому денег подзаработать», ничего кардинально в своей деятельности не меняя. Спокойно производить то же, что и сейчас, потихоньку повышая цены, пока они не приблизятся к ценам конкурентов. А потом опять начинать рассказывать всем, что нужна господдержка и надо любить отечественного производителя. А можно отвоевать хотя бы родной российский рынок у иностранных конкурентов. Но для этого надо сделать свою продукцию привлекательной не только по цене. А если это удастся сделать, то наверняка появятся и иностранные заказчики. И это уже другой уровень. Другими словами предлагаю исключить из лексикона звучащее сейчас целеуказание на импортозамещение, а ввести в оборот цель – выход на мировой рынок. Тогда вопрос о существовании отечественного судостроения будет снят на многие годы.

Есть и еще вопрос, который не дает мне покоя. Уже не первый год из разных источников звучат призывы об ускоренном освоении Арктики. Здесь и Северный морской путь, и освоение арктического шельфа с его углеводородными запасами, и обеспечение территориальной безопасности страны. Наверняка все они справедливы, ведь не зря же уже более 200 лет российское, потом советское, а теперь снова российское государство упорно пытается осваивать этот регион. Более того, несмотря на потерянные для освоения Арктики несколько десятилетий, мы продолжаем пользоваться тем, что сделали там наши отцы и деды. Это и «Норильский никель», и нефтяные и газовые месторождения, и золото Колымы и многое другое.

Утвержденная в феврале 2013 года «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» предусматривает развитие транспортной системы и береговой инфраструктуры. В частности, к 2015 году предполагается создание десяти комплексных аварийно-спасательных центров, на строительство которых выделено 910 миллионов рублей. Основные силы предполагается разместить в Нарьян-Маре, Дудинке, Певеке, Архангельске, Тикси, Надыме, Анадыре и ПГТ Провидения. Много говорится, в том числе и в прессе, о модернизации портов крайнего севера.

Одновременно, в рамках изучения вопроса о скоростных пассажирских перевозках по воде, мы в прошедшем году пообщались с наиболее заметными операторами скоростного флота. Как не трудно догадаться, это были перевозчики не с черноморского побережья или с Волги. Там народ перемещается по дорогам на автобусах и электричках. А вот на севере пассажирский флот - зачастую единственная возможность попасть из точки А в точку Б. Не считая, естественно, авиации. Так вот, и генеральный директор ООО «Ленатурфлот» (г. Якутск) Бало Е.А., и генеральный директор ОАО «Северречфлот» (ХМАО) Макаров В.Н., и генеральный директор ООО «Пассажирское райуправление» (Якутия) Соколов С.В. в один голос говорят о том, что перевозки по северным рекам находятся в упадочном состоянии. Единственным источником их поддержки являются местные власти. Уровень этой поддержки таков, что позволяет только содержать флот и линии в каком-то более или менее жизнеспособном состоянии. Вопрос о развитии практически не стоит так как средств на него просто нет. Приятным исключением является приобретение за счет местного бюджета ХМАО судов А-145 для ОАО «Северречфлот». Но это действительно исключение, далеко не в каждом субъекте РФ есть деньги на такие приобретения.

Вот и вопрос – как можно ускоренно осваивать север и спокойно смотреть на умирающую инфраструктуру жизнеобеспечения. Ведь транспорт там - это не столько поездки к родным в соседнее село, но и доступность образования, медицины, государственных услуг. Какое-то раздвоение сознания. У меня в голове это не укладывается.
"Агат Дизайн Бюро", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 243-92-46
"Северречфлот", АО Ханты-Мансийск
+7(34673)3-94-77
"Пассажирское райуправление", ООО Якутск
(4112) 31-73-96
"Ленатурфлот", ООО Якутск
+7 (4112) 42-51-51



Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
19.01.2015, 18:15
Пока всё "освоение" Арктики выражается в усилении военного присутствия. Никакие существенные задачи расширения хозяйственной деятельности и повышения активности населения не ставятся. Поскольку никто на северное побережье России нападать не собирается, всё сведётся к очередным бессмысленным затратам средств на вооружение и массовому пьянству на военных базах от безделья...
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович
20.01.2015, 22:28
Ну почему нам не помогают высшие силы? Ведь любому здравому специалисту понятно, что так как это делается сейчас, к Арктике относится нельзя. Однобокость подхода так налицо, что даже сказать нечего. Ну кому нужны эти СКЦ если больше ничего не будет? Грустно до слез, простите, но "прокакаем" и Арктику, как и все остальное
-0+
#Пашинин Александр Петрович
21.01.2015, 08:28
Деньги - управляют Миром. Деньгами - управляет тот, кто ими распоряжается. Распоряжается ими тот, у кого их очень много ...  Рыночная экономика называется!..  Все - логично. Все - укладывается!
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
21.01.2015, 09:56
насчет повышения конкурентоспособности благодаря ослаблению рубля - это в точку и это надо использовать. Ну а по северным перевозчикам, если они убыточны, то собственникам нужно сменить менеджмент.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
21.01.2015, 10:51
Не поможет – «а вы, друзья, как не садитесь – все в музыканты не годитесь».
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
26.01.2015, 08:52
я не говорю сделать ротацию
-0+
#Донской Алексей Владимирович
21.01.2015, 22:20
Чтобы ответить на последний вопрос можно сделать следующее:
1. На сайте каждого из северных (и не только) округов выложены госпрограммы этих округов, включающие данные по финансированию развития и поддержания водного транспорта и его инфраструктуры. Причем с разделением на финансирование федерального и местного бюджетов. Программы как правило до 2020 года.
2. Корабел мог бы провести анализ данных по этим программам, их структуре и объемам финансирования. А также по составу решаемых за эти деньги задач. Из результатов данного анализа будет ясно что и как в каждом из округов финансируется в разделе водного транспорта и в каком объеме.
4. Соответственно будет ясно кто и что гробит, а кто нет. Можно будет провести дискуссию на портале о разумности/глупости заявленных задач для каждого из регионов.
Если анализ покажет, что есть задачи, финансируемые во вполне разумном объеме, у посетителей портала "имеющих, что предложить" будет возможность это предложение сформулировать, а у остальных покритиковать или одобрить. далее...
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025