Научные сотрудники Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - "Ледокол "Красин" подготовили выставку к 100-летию спасения ледокольного парохода "Соловей Будимирович" ледоколом "Святого"/"Красин".
Как сообщает экипаж ледокола "Красин", на выставке представлены предметы из фондов музея - документы, фотографии, книги, картины. Познакомиться с выставкой можно будет после открытия музея. Подробнее о спасательной операции читайте ниже.
В 1912 году Великобритания построила ледокольный пароход "Брюс". Через три года Российская Империя его приобрела, и переименовало в честь былинного богатыря "Соловей Будимирович". Во время Гражданской войны, в августе 1918 года, в Северной Двине затопили ледокол "Святогор" (с 1927 года "Красин"), чтобы перекрыть проход судам интервентов. Ледокол подняли, и увели в Великобританию.
В начале 1920 года Архангельск был окружен большевиками. Войска интервентов оставили белогвардейское правительство генерала Миллера. Продуктов в городе стало не хватать. В конце января в продовольственную экспедицию в Белушью Губу отправили "Соловья Будимировича". Пароход сдавило льдом в пяти милях от устья реки Индиги и очень быстро понесло в Карское море. На судне закончился уголь. Белогвардейское правительство бежало на ледоколе "Козьма Минин" из окруженного города, бросив экипаж и пассажиров "Соловья Будимировича". Интервенты не стали оказывать помощь.
21 февраля войска Красной армии вошли в Архангельск, и узнали о проблеме парохода "Соловей Будимирович". У новой власти не было действующих мощных ледоколов, их увели заграницу. Остался сломанный ледорез "Канада" (переименовали в "III Интернационал"). Большевики начали принимать меры для спасения бедствующих людей. В западноевропейских газетах архангелогородцы распространили воззвание о спасении пассажиров затертого во льдах парохода. Для этих целей советское государство арендовало ледокол "Святогор" при условии, что на судне будет находиться норвежский экипаж. По просьбе большевистского государства капитаном стал известный полярный исследователь Отто Свердруп, начальником экспедиции – Людвиг Брейтфус.
В ночь на 12 июня "Святогор" получил первую телеграмму с "Соловья Будимировича", в которой просили ледокол скорее прийти на помощь. 14 июня советское правительство отправило спасательную экспедицию на отремонтированном ледорезе "III Интернационал".
15 июня капитан Рекстин отправил радиограмму, в которой говорилось, что судно дрейфует и его сильно уносит течением. 16 июня на пути "Святогора" образовались плотные льды, и судно стало ждать лучшей ледовой обстановки. 19 июня в 2 часа утра подошли к "Соловью Будимировичу" ледокол "Святорог" и в 4 часа "III Интернационал". На борт "Святогора" перешли белые офицеры и иностранец.
На следующий день суда отправились в Архангельск. По пути в Карских Воротах "Святогор" сел на банку, с полной водой его удалось благополучно снять. 25 июня пришли на Новую Землю, на базу "Святогора". С базы перегрузили оставшееся продовольствие и одежду на "Соловей Будимирович". Арендованный ледокол ушел в Норвегию. 3 июля "Соловей Будимирович" с "III Интернационалом" прибыл в Архангельск.