По данным Международной морской организации (IMO), нехватка морских кадров в мире составляет около 10%.
Ректор Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. С. О. Макарова Сергей Барышников рассказал «Деловому Петербургу», как живет крупнейший морской ВУЗ страны, насколько востребованы российские моряки на мировом рынке и другие выпускники на берегу.
– Сколько человек обучаются в ВУЗе и по каким программам?
– Сегодня ГУМРФ им. адм. С. О. Макаров – крупнейший профильный ВУЗ страны. У нас обучаются более 14 тысяч курсантов и студентов, включая восемь филиалов – средние профессиональные заведения в Архангельске, Мурманске, Котласе, Великом Устюге, Петрозаводске, Печоре, Воронеже. Недавно к ним добавилась Московская государственная академия водного транспорта. Есть среднее профессиональное заведение и в Санкт–Петербурге – это объединенный колледж ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, который появился на базе бывшего Речного училища на Двинской улице и Морского училища. Часть курсантов после обучения в средних специальных заведениях переходит в университет. Ранее была возможность приема курсантов из колледжей и техникумов с предоставлением отсрочки от службы в армии. Сейчас отсрочка предоставляется только один раз, поэтому курсантам приходится прерывать обучение на год. Но ситуация меняется. В 2018 году восстановили военную кафедру, поэтому ребята могут продолжить получать высшее образование без потери года.
– Есть ли сегодня потребность в моряках на рынке?
– По данным Международной морской организации (IMO), нехватка морских кадров в мире составляет около 10%. Интерес к нашим выпускникам проявляют и сами судоходные компании. В прошлом году в университете при участии «Росатома» и «Атомфлота» открылся центр арктических морских компетенций: установлены современные тренажеры, в том числе пять мостиков с атомного ледокола проекта 22220. Одновременно пять операторов могут отрабатывать навыки работы во льдах. Сейчас мы единственное гражданское учебное заведение, в котором существует подготовка флотских специальностей по ядерным энергетическим установкам. С «Атомфлотом» у нас заключен договор по подготовке кадров. Кроме того, мы имеем давние отношения с другими крупными российскими судовладельцами, такими как «Совкомфлот», «Росморпорт» и «Новошип». Ежегодно значительная часть наших выпускников устраиваются на работу именно в эти компании. Многие говорят, что судов в России не так много, в основном наши выпускники уходят в иностранные фирмы. На самом деле ситуация с флотом во многом меняется: за последние 10 лет введены в строй сотни новых судов. Что касается российского флага на судне или иностранного – тут есть разные точки зрения. Если компания находится в России, как и сам капитал, в ней работают граждане РФ, то цвет флага уже не так важен. В конечном счете вопрос в том, что судовладельцу необходимо заплатить огромные деньги, чтобы присвоить плавсредству иностранной постройки российский флаг. Пусть моряк зарабатывает деньги в иностранных фирмах на флоте под удобным флагом, но его семья тратит их здесь, в России.
– Работаете ли вы с круинговыми компаниями и фирмами по подбору персонала?
– Мы на регулярной основе проводим ярмарки вакансий, куда приглашаем и иностранные фирмы. Работа со многими круингами у нас идет в режиме онлайн. С некоторыми из них даже подписаны договоры: если они берут нашего выпускника, то возвращают всю сумму, потраченную на его образование. Сейчас много говорят об экспорте российского образования, у нас это работает уже давно.
– Насколько востребованы выпускники ваших береговых специальностей, в частности портовики, гидротехники, судостроители?
– С портовым направлением все отлично. Перевалка растет, ей требуется все больше людей, там все хорошо с условиями труда, социальными программами, да и зарплаты высокие. С гидротехниками сложнее. Хотя в последнее время администрации бассейнов стараются давать молодым специалистам жилье и соцпакет. Что касается судостроителей, то наши специалисты работают и на предприятиях, и в проектных организациях. Но все же мы в основном готовим практиков – специалистов, которые работают непосредственно в цехах и на верфях, судоремонтных заводах.