“Вымпел”: в планах строительство катеров и крупнотоннажных судов

Судостроительному заводу “Вымпел” пришлось пережить непростой период, смену собственников и директоров, уменьшение загрузки. Но, несмотря на это, было модернизировано производство, и сегодня рыбинские судостроители полны решимости не только вернуть утраченные позиции, но и занять новые ниши. Планами на будущее с нами поделился генеральный директор ССЗ “Вымпел” Евгений Норенко.
Генеральный директор ССЗ “Вымпел” Евгений Норенко / Фото: ССЗ “Вымпел”
– Евгений Иванович, после службы в отдельной бригаде пограничных сторожевых кораблей вы работали в судоходной компании, на Хабаровском судостроительном и Находкинском судоремонтном заводах, были заместителем директора Ливадийского ремонтно-судостроительного завода. Какие первые впечатления произвел на вас “Вымпел”? 

Действительность превзошла ожидания: завод произвел абсолютно положительное впечатление, коллектив в боевом состоянии, хотя трехлетнее отсутствие заказов не могло не сказаться. Работники “Вымпела” задавали много вопросов, но главный: “Будут ли новые заказы?”. Общее состояние завода, фондов, производственных мощностей не оставляло сомнений, что можно ставить новые цели по строительству кораблей и достигать их. Вымпел на Военно-морском флоте это флаг, который поднимается на мачте во время кампании. И поэтому “Вымпел” не может быть на вторых ролях. Завод с таким и именем должен быть и будет в передовиках судостроительной промышленности. 
В эллинге ССЗ “Вымпел” / Фото: ССЗ “Вымпел”
Приход на завод нового директора можно сравнить с появлением нового тренера в футбольной команде, когда очень важен кредит доверия со стороны владельцев клуба и “команды”. Если на верфи три года не закладывались корабли, ждать мгновенного успеха не стоит, но что вам уже удалось сделать? 

19 октября 2020 года я был назначен управляющим директором “Вымпела”. 18 декабря мы заложили для Департамента береговой охраны (ДБО) Пограничной службы ФСБ России катер проекта 03050 шифр “Гюйс”. Считаю это определенным достижением. Здесь как раз и был использован кредит доверия со стороны заказчика. Недавно мы заключили контракт с Министерством обороны на строительство катера специального назначения проекта 21980 “Грачонок”.  Критическая масса переговоров, которые мы активно проводим, к августу-сентябрю должна вылиться в получение новых заказов. Я уверен в этом. 
ПСК проекта 03050 шифр “Гюйс” / Фото: ССЗ “Вымпел”
Если продолжить параллель с футбольной командой, то у любого коллектива есть свои особенности, тем более у такого большого предприятия. Моя первая задача была: погрузится в производство, понять, как выстроены процессы, и потом начинать перемены. Первые месяцы я присматривался, наблюдал, как ведут себя заводчане. Можно было закрутить гайки до упора и сорвать резьбу. У меня подход другой: определиться на местности, выявить проблемы и начинать реализовывать нововведения, которые есть в планах и которые диктует время. 


Нужно отметить, что в марте при поддержке губернатора Ярославской области Дмитрия Юрьевича Миронова Вымпел” стал участником федерального проекта “Повышение производительности труда”. Мы единственное предприятие на территории Ярославской области, получившее расширенную квоту: год активной работы экспертов проекта и три года поддержки. Эта программа поможет коллективу пересмотреть своё отношение к работе и будет способствовать повышению производительности труда. 

О контрактах, которых ждёте осенью, говорить ещё рано? 

На сегодняшний день проведено много переговоров. С заказчиком в лице Департамента береговой охраны ПС ФСБ у завода сложилось конструктивное взаимодействие. Под руководством ДБО была проведена глубокая модернизация проекта 1496М1 для соответствия современным требованиям заказчика. Определенные трудности есть с заказчиками, отношения с которыми не настолько сильно развиты. Те три года, когда “Вымпел” не закладывал новых кораблей, сыграли свою негативную роль. Думаю, семи-восьми месяцев переговорного процесса должно хватить на то, чтобы поменять отношение потенциальных заказчиков к заводу. 

В конце марта Рыбинск посетил глава ОСК. Какие планы у корпорации в отношении завода? 

Алексей Львович Рахманов видит много синергетических эффектов в интеграции “Вымпела” в ОСК. Он оценил производственную базу и оснащенность завода. Планы следующие: продолжать строительство катеров и развивать компетенцию производства крупнотоннажных судов, освоенную заводом.
Визит генерального директора ОСК Алексея Рахманова на ССЗ “Вымпел” / Фото: ССЗ “Вымпел”
Сегодня мы находимся на этапе вхождения в ОСК. Полная интеграция еще не осуществлена. Мы взаимодействуем, и этот процесс будет продолжаться. Полное понимание по всем вопросам появится месяца через два-три. ОСК – достаточно серьезная структура, прохождение и решение всех рабочих вопросов – процесс, который требует времени. 

Вы знаете, что вхождение в ОСК стало следствием помощи предприятию со стороны государства. Но даже после адресной поддержки еще остались проблемы, которые необходимо решить.

“Вымпел” исторически развивался по двум направлениям ГОЗ и военно-техническое сотрудничество. В последние годы стала делаться ставка и на гражданское судостроение (в 2015 году его доля составляла 1%). На чем завод фокусируется сегодня? Какой гражданский флот способны и планируете строить?

Мы готовы строить гражданские суда тех размерений, которые позволяют пройти через гидротехнические сооружения на Волге: шириной до 17 метров. Акцент пока будет делаться на гособоронзаказ. Если говорить о гражданской продукции, то нам однозначно нужно сохранять и развивать компетенцию по работе с легким металлом. Три “Кометы” завод построил, две сейчас в работе. Эта компетенция востребована, и мы будем двигаться в направлении строительства пассажирского скоростного флота. Всем понятно, что ценообразование ГОЗ и коммерческих заказов разное. Необходимо внести коррективы, чтобы быть конкурентоспособными в этом направлении.
СПК “Комета”120М / Фото: ССЗ "Вымпел"
Какие ближайшие шаги предполагаются по “Кометам”?

Уже полтора года ведутся переговоры о постройке “Комет” для Индии. Сейчас активно прорабатываем вопрос опытной эксплуатации, но пандемия сказывается на процессе. Планируем передать Индии одну “Комету” для опытной эксплуатации и по ее итогам заключить контракты на строительство судов на подводных крыльях. Полагаю, что заказы на “Кометы” могут появиться и в рамках реализации инициативы президента России Владимира Владимировича Путина об организации скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне. 

На предприятии создано собственное конструкторское бюро. Каков его состав и какие задачи оно призвано выполнять? 

Сегодня в КБ работает порядка 20 человек. Они занимаются техническим сопровождением наших проектов для пограничников: ранее морским 03050 “Гюйс”, сейчас речным 1496М1 “Ламантин”. Конструкторы вносят изменения в документацию по указанию заказчика. Есть еще два небольших проекта, которые мы продвигаем. Также КБ занимается разработкой конструкторской документации по другим направлениям. 
Отдел перспективного судостроения – собственное КБ “Вымпела” / Фото: ССЗ "Вымпел"
– В каком положении находится композитное судостроение? 

Это направление в режиме ожидания. Есть мощности, оборудование, специалисты, но вплотную этим вопросом пока не занимались из-за более важной задачи: обеспечить завод заказами. Когда процесс пойдёт, а заказчики, удовлетворённые качеством работы, будут повторно размещать у нас заказы, тогда сможем приступить к новым проектам. Это непростой вопрос. 
Композитное производство / Фото: ССЗ “Вымпел”
– В последнее десятилетие завод приобрёл новые компетенции в строительстве более габаритных судов: модернизировал спусковое устройство, построил новую причальную стенку.  Стремление строить большие корабли сохраняется? 

Мало того, что сохраняется, оно будет развиваться. Второго июня мы завершили операцию по спуску морского транспорта вооружения проекта 20360М заводской №01551 “Геннадий Дмитриев”. Это самое большое судно, построенное “Вымпелом”. Спусковой вес 2200 тонн. Для продольных спускоподъемных устройств это технически сложная операция. Отмечу, что все заказчики внимательно за этим следили. Подтвердилось, что “Вымпел” способен выстроить технологическую цепочку операций от закладки корабля до спуска на воду. Впереди у нас проведение швартовных, ходовых испытаний и сдача корабля заказчику.
Спуск на воду морского транспорта вооружения проекта 20360М “Геннадий Дмитриев” / Фото: ССЗ "Вымпел"
Строим ещё один морской транспорт вооружения заводской №01552 “Владимир Пялов”. В следующем году состоится его спуск на воду. Реакция заказчиков, думаю, не заставит себя ждать. 

Есть ясность по совместным проектам с “Верфью братьев Нобель” и Рыбинской верфью? 

Это вопрос перспективы. Когда завод уходил в ОСК, состоялся разговор с Дмитрием Валерьевичем Тарасовым (генеральным директором ГК “Калашников” прим. ред.). Когда появятся заказы, а это, думаю, произойдет в этом году, кооперация с той же Рыбинской верфью будет реализована. Есть проекты, которые верфь не сможет реализовать без нас, а в других случаях мы не сможем обойтись без них. 

– Каковы отзывы о работе катеров с отечественными двигателями? 

С российскими двигателями мы выпускали пожарно-спасательный катер “Морж” проекта 1496МП, три проекта для пограничников: скоростной патрульный катер проекта 12150 “Мангуст”, 1496М1 “Ламантин”, ПСКР 03050 “Гюйс”. В целом, эксплуатация нормальная. К тем же двигателям “Звезды” все привыкли, понимают их сильные и слабые стороны. По ярославским дизелям, которые установлены на “Гюйсах”, серьезных нареканий тоже не было. Всё в рамках статистической погрешности. 
Скоростной патрульный катер проекта 12150 “Мангуст” Фото: / Фото: ССЗ “Вымпел”
“Корабелка” ранее обучала студентов прямо на территории “Вымпела”. Какова ситуация сегодня? 

– По договору с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом завод обучил 45 своих сотрудников без отрыва от производства. Сейчас тесно сотрудничаем с Нижегородским государственным техническим университетом, в 2019 году выпустили группу магистров. В этом году завершают образование по специальности “Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры” две группы бакалавров. Взаимодействуем с Рыбинским профессиональным колледжем по подготовке рабочих судостроительных профессий. На “Вымпеле” реализуется программа дуального образования: теорию студенты изучают в колледже, а практику проходят на заводе. Приток молодых рабочих и инженерно-технических кадров на завод есть, но не в том объеме, в котором хотелось бы.  

Какова сегодня численность предприятия и средняя зарплата? 

Сейчас на заводе работает порядка 1400 человек. Средняя зарплата по предприятию 40 тысяч рублей. 

Каковы ближайшие перспективы предприятия? 

Можно вспомнить слова легендарного Павла Степановича Нахимова: “У моряка нет трудного или легкого пути, у него один путь – славный”. Перспективы у нас будут такими, какими мы их сформируем.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости