Пока Россия и Норвегия не определятся с терминами, аресты российских траулеров будут продолжаться.
Российский траулер "Долгощелье" с 16 моряками на борту, задержанный норвежцами еще в конце ноября, вернулся в порт приписки — Мурманск. Капитану судна и руководству компании, которой принадлежит судно, выписаны штрафы по норвежскому законодательству. Но судовладелец с таким вердиктом не согласен и считает, что особых претензий к траулеру со стороны правоохранителей соседнего государства быть не должно. Эта история стала очередным эпизодом в долгой цепочке схожих событий, конца которой не видно.
Зубатка наносит ответный удар
О том, что в норвежском порту Варде томится российский ярусолов "Долгощелье", принадлежащий компании "Персей", стало известно лишь 2 декабря, когда жена одного из застрявших в Норвегии рыбаков пообщалась по телефону с редакцией мурманского информационного агентства "СеверПост". Выяснилось, что судно, ловившее рыбу в Баренцевом море, было задержано норвежской береговой охраной и отконвоировано в ближайший порт королевства. Капитана обвинили в нарушении правил промысла. Экипаж, впрочем, аресту не подвергся, россиянам разрешали сходить на берег, но вернуться на родину возможности не было — судовладелец решил не вывозить команду в Россию отдельно от траулера. На момент разговора с журналистами разбирательство шло уже неделю.
— Никакого криминала в этой ситуации нет, все в порядке, вопрос решается, — сообщили "Корабелу" в компании "Персей" 4 декабря.
Норвежцы обвинили капитана "Долгощелья" в нелегальном сбросе рыбы за борт. Траулер, который в этом рейсе был взят в аренду одной из архангельских компаний, вел разрешенную добычу в исключительной экономической зоне Норвегии. Направляясь в российскую зону, капитан действительно сбросил за борт некоторое количество пойманной рыбы — синей зубатки. Основным объектом промысла была треска и пикша, которые добывались согласно квотам, а зубатка являлась так называемым приловом — попутно попавшейся рыбой. Чтобы не везти домой лишний груз, не имеющий особой финансовой ценности, капитан отправил ее за борт. Российскими законами это разрешено, но норвежцы здесь более суровы — избавляться от уже пойманной рыбы запрещено по ряду причин, в частности, из экологических соображений. Александр Чумаков, глава компании "Персей", считает, что претензии норвежской стороны неоправданны — в море была сброшена живая рыба, что никому не нанесло никакого ущерба.
Для того, чтобы вызволить отконвоированный в Варде траулер, Росрыболовству пока пришлось пойти на уступки и согласиться дать гарантии оплаты штрафов, выдвинутых норвежцами. Капитану "Долгощелья" была предъявлена претензия на 50 тыс. крон (ок. 6 тыс. долларов), а компанию "Персей" оштрафовали на сумму стоимости улова – 1,196 миллиона крон (ок. 140 тысяч долларов). За судно внесли залог, после чего траулер смог вернуться к родным берегам. В среду, 9 декабря, ярусолов смог наконец приступить к выгрузке многострадального улова в порту Мурманска. История на этом не закончена, поскольку директор "Персея" Александр Чумаков намерен нанять адвоката и через суд добиваться снижения суммы штрафа.
— Российские суда периодически задерживаются норвежцами. В одних случаях есть явные нарушения, в других виновато немного разное понимание ситуации между нами и соседями. Что там конкретно произошло с "Долгощельем", я пока сказать не могу, поскольку еще идет расследование. Информации мало, поэтому не буду бросаться фразами, чтобы не попасть потом в неприятную ситуацию, — говорит гендиректор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.
Компанию "Персей" в Союзе хорошо знают, долгое время она была активным участником этой ассоциации. Александр Чумаков не только был владельцем двух ярусоловов "Котоярви" и "Долгощелье", что для мурманских компаний уже серьезно, но и продвигал идею необходимости постройки новых судов, причем на отечественных верфях. Еще в 2011 году совместно с судостроительным заводом "Пелла" создал предприятие, которое должно было заняться выпуском серии судов проекта PL-475 длиной 47,5 м, шириной 12 м, осадкой 5 м и объемом грузового морозильного трюма в 500 кубометров. Тогда планировалось выпускать по два-три судна в год, однако дело застопорилось. А два года назад "Персей" был исключен из Союза рыбопромышленников Севера. Причины не уточняются.
Не брать пример с "Электрона"
Тем не менее, каковы бы ни были конкретные детали ситуации с траулером "Долгощелье" и самой компанией "Персей", уникальным сам факт задержания российского рыболовного судна норвежской береговой охраной не является. И это мягко сказано. Примеров много, но рассмотрим только один, который является практически копией последнего случая.
В 2014 году по аналогичной причине в норвежской экономической зоне был задержан еще один мурманский траулер "Новоазовск". Норвежский патруль обвинил капитана Василия Пащенко в незаконном сбросе рыбы за борт и отконвоировал судно в порт Тромсе. Капитан в свою очередь заявил, что это был "случайный штучный смыв рыбы за борт в связи с поломкой предохранительной решетки шпигата правого борта". Норвежская сторона не приняла во внимание это объяснение и назначила штраф Василию Пащенко в 30 тыс. норвежских крон (ок. 5 тыс. долларов), а судовладельцу, компании "Архангельский траловый флот", еще в 100 тыс. крон (ок. 16 тыс. долларов). Как тогда сообщали эксперты, причиной случившегося стала разница в российской и норвежской трактовках понятия "выброс рыбы". Норвежская сторона обычно склонна считать сознательным "выбросом" любое попадание пойманной рыбы за борт вне зависимости от причин и объемов. Формальным поводом для задержания судна может стать даже порванный трал, даже случайное выпадение в море нескольких рыбин через ячею.
До "Новоазовска" в 2013 году в Норвежском море по той же схеме был арестован российский траулер "Борис Зайцев". Можно вспомнить и весьма широко освещенный в СМИ инцидент с траулером "Сапфир-2". И это все только наиболее громкие случаи — норвежские инспекторы стабильно задерживают по несколько российских судов в год.
Была надежда, что ситуацию изменит работа Cмешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, куда еще в конце 2013 года был представлен отчет рабочей группы, выработавшей определение понятия выбросов. Изначально планировалось, что отчет будет рассмотрен в течение года и конкретные меры примут на ближайшей сессии комиссии — в октябре 2014 года. Однако достигнуть полного взаимопонимания тогда не удалось, и вопрос перенесли на следующую сессию, которая прошла в Астрахани в октябре 2015 года.
|
Сессия Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству в октябре 2015 г. / "Росрыболовство" |
В этом году история повторилась — по итогам очередного заседания Комиссии стороны отчитались о целом ряде достигнутых успехов в области определения объемов ресурсов, подлежащих вылову в 2016 году. Но понятие "выброс рыбы" по-прежнему осталось камнем преткновения, к согласию россияне и норвежцы так и не пришли, а это значит, что инциденты с российскими траулерами так и будут происходить с завидной регулярностью. Очередное задержание судна за сброс рыбы, как мы видим, не заставило себя ждать — уже в ноябре в норвежский порт был уведен траулер "Долгощелье".
Сколько еще ждать, когда потенциальная почва для подобных конфликтов будет ликвидирована на какой-нибудь особенно удачной сессии российско-норвежской комиссии, сказать не может никто. На всякий случай, "Корабел" поинтересовался у руководителя Центра морского права, доктора юридических наук, профессора Василия Гуцуляка, как стоит вести себя капитанам судов при задержании норвежцами.
— Самая главная рекомендация заключается в том, что ни в коем случае не нужно повторять судьбу "Электрона". Если помните, капитан этого судна Валерий Яранцев предпринимал все усилия для того, чтобы уйти от береговой охраны норвежцев. Это было связано с возможными негативными последствиями для экипажа и для самого судна. Мне кажется, такого рода действия абсолютно бесперспективны и могут привести только к ухудшению ситуации. Поэтому если это уже случилось, нужно действовать корректно, не поддаваться на провокации и ни в коем случае не пытаться уйти от погони, — говорит эксперт. — В первую очередь, нужно информировать российского консула, находящегося в соответствующем районе. В соответствии с консульским уставом, это тот человек, который обязан оказывать всяческое содействие и помощь судну, находящемуся под флагом данного государства. Поэтому капитан каждого судна вправе рассчитывать на помощь консула. И, конечно, не менее важный шаг — сообщить судовладельцу о проблеме, а судовладелец уже примет все соответствующие меры с тем, чтобы урегулировать ту или иную ситуацию без чрезмерных задержек. Ведь задержка и простой любого судна связаны с очень большими расходами.