Второй одесский герой - сухогрузное судно проекта RSD49

Британское Королевское общество корабельных инженеров RINA (Royal Institution of Naval Architects) 8 апреля опубликовало список и описания лучших судов 2012 года (Significant Ships of 2012). В числе 50-ти лучших судов различного типа и назначения вошли и два головных судна,  спроектированных Морским Инженерным Бюро: «ВФ танкер — 1» проекта RST27 и «Нева-Лидер-1» - RSD49. Танкер RST27 на портале «Korabel.ru» активно обсуждался в статьях: «Обновление отечественного флота. Суда проекта RST27», «А Баба-Яга все ворчит и ворчит» и «Танкер проекта RST25 – сравнительный анализ». Второй одесский герой номинации - сухогрузное судно проекта RSD49, о котором сегодня и будем говорить.
Суда серии RSD49 имеют второй ограниченный район плавания РМРС и  предназначены для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых, крупногабаритных грузов, а также опасных грузов классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 МК МПОГ и Приложения В Кодекса ВС в Каспийском, Средиземном, Черном, Балтийском, Белом и Северном морях, включая зимние рейсы вокруг Европы. По классификации МИБ проект относится к "Волго-Дон макс" классу.  Конструктивные особенности позволяют эксплуатировать суда на внутренних водных путях. И, несмотря на свои достаточно большие габариты (по водоизмещению суда проекта RSD49  являются на сегодняшний день самыми большими из сухогрузных судов, удовлетворяющих габаритам Волго-Донского судоходного канала), суда могут заходить в шлюзы Волго-Балта, канала имени Москвы и Волго-Донского канала (ВДСК).

При характерной для ВДСК осадке 3,60 м в реке дедвейт составляет около 4520 т, наибольший дедвейт в море при осадке 4,70 м - 7143 т.
Длина наибольшая составляет 139,95 м, ширина габаритная - 16,70 м, без учета привальных брусьев - 16,50 м, высота борта - 6,00 м.
Вместимость грузовых трюмов 10920 куб. м.

Таблица 1: Характеристики судна проекта RSD49
 
Параметр Величина






1
Главные размерения
Длина максимальная, м 139.95
Длина между перпендикулярами, м 135.74
Ширина расчетная, м 16.50
Высота борта, м 6.00
L x B x H 139.95 x 16.50 x 6.00 = 13 855
2 Осадка, м (в море / в реке) 4.70 / 3.60
3 Дедвейт, т (в море / в реке) 7154 / 4518
4 Автономность, сут. 20
5 Объем грузовых трюмов, м³ 10920
6 Количество трюмов 3
7 Класс Российского Морского Регистра Судоходства КМ Ice2 R2 AUT1-C
8 Мощность и тип ГД, кВт 2 x 1200, (6L20 "Wartsila")
9 Винто-рулевое устройство 2 ВФШ + 2 руля
10 Подруливающее устройство, кВт 200
11 Вспомогательные ДГ+ Аварийно-стояночный ДГ 3 х 292 кВт+90 кВт
12 Экипаж / мест, чел. 10//12
13 Скорость (при осадке 4.7 м и 85% МДМ) 11//05

Все трюмы судна ящичной формы, гладкостенные, удобные для проведения грузовых работ и размещения груза без штивки. Размеры грузовых трюмов 26,0х12,7 м (трюм N1), 52,0 х 12,7 м (трюм N2) и 27,3 х 12,7 м (трюм N3) при высоте 8,4 м.
Грузовые трюмы оборудованы складывающимися люковыми закрытиями типа «Folding» фирмы «Cargotech», обеспечивающими 100%-е раскрытие трюмов. Наличие большого среднего трюма длиной 52.0 м, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные проектные грузы, повышает коммерческую эффективность судна.

В составе СЭУ используются два среднеоборотных дизеля мощностью 1200 кВт каждый, работающие на тяжелом топливе вязкостью до 380 сСт. Запасы тяжелого топлива размещаются в диптанках в районе носовой переборки МО, отделенных от забортной воды двойными дном и бортами. Винто-рулевой комплекс состоит из двух винтов фиксированного шага (ВФШ) диаметром 2500 мм и двух рулей. Также имеется носовое подруливающее устройство мощностью 200 кВт.

Суда строятся на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» в Шлиссельбурге и Астраханском заводе «Лотос»:

Таблица 2: Список строящихся и построенных судов проекта RSD49 по верфям 
 
Строительный № IMO Строительный номер Дата закладки Дата спуска Дата сдачи
«Невский судостроительно-судоремонтный завод»
Нева-Лидер 1 9598816 401 14.12.10 20.05.12 26.11.12
Нева-Лидер 2 9598828 402 20.04.11 26.06.12 12.11.12
Нева-Лидер 3 9618721 403 15.08.11 10.10.12
Нева-Лидер 4 9598842 404 24.10.11
Нева-Лидер 5 9598854 405 20.12.11
Нева-Лидер 6 9598866 406 18.05.12
Нева-Лидер 7 9598830 407 23.08.12
Нева-Лидер 8 9598878 408 31.10.12
Нева-Лидер 9 9598880 409 15.01.13
Астраханский судостроительный завод "Лотос"
Владимир Захаренко 9618719 301 27.01.11 26.02.13
302 27.01.11

Рабочий проект для «Невского завода» был разработан ООО «Петробалт» (Санкт-Петербург).
«Количество недочетов в документации было небольшим, поскольку ее передача  осуществлялась в два этапа», - сообщает представитель «Невского ССЗ».

На первом этапе документация проекта поступила в конструкторско-технологический отдел «Невского завода» для рассмотрения и согласования, где после проработки были сформированы пожелания и замечания. В том числе свои коррективы внес Заказчик. Специалисты ЗАО "Морское инженерное бюро-дизайн-СПб" внесли возможные изменения в документацию согласно замечаниям. После согласования изменений с РС комплект документов был снова направлен на завод.

«Уже на этапе участия в тендере на строительство данной серии судов учитывались технологические моменты и возможности производственных мощностей «Невского ССЗ», которые были признаны полностью соответствующими необходимым для выполнения данного заказа. При разработке РКД учитывалось также то, что на заводе есть автоматизированная линия сборки и сварки плоских секций производства концерна «IMG», способная производить до 1000 т готовой металлопродукции в месяц. Изготовление секций на линии производится поточно-позиционным способом. Транспортировка изделия от портала к порталу осуществляется цепными транспортёрами. Указанная структура и компоновка линии значительно увеличивает производительность работ», - продолжает представитель НССЗ. О технологии работы линии «IMG» портал «Korabel.ru» писал в материале «Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные судостроительные и судоремонтные верфи».
Сухогрузное судно проекта RSD-49 / ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод"
«Суда проекта RSD49 полностью технологичны и никаких сложностей  во время их строительства не возникало. Кроме того, эти суда хорошо подходят к условиям и производственным возможностям «Невского завода», и необходимости в приобретении дополнительного оборудования специально для этой серии не возникло.
На протяжении всего времени строительства судов на заводе организовано тесное взаимодействие с представителями Заказчика, что позволяет своевременно рассматривать их предложения по изменению или модернизации оборудования и помещений, которые способны привести к улучшению условий эксплуатации судна. В случае принятия заводом положительного решения о внесении изменений, проводилась соответствующая процедура разработки и согласования документации.

После сдачи головного судна Заказчику было получено всего лишь одно замечание от портового надзора касательно расположения репитеров гирокомпаса, которое было устранено и на головном, и на всех последующих судах серии. Проект, разработанный Морским Инженерным Бюро, полностью подходит технологиям судостроения, используемым на заводе
», - объясняет технологические особенности представитель завода.

Строительство судов на заводе ОАО «ССЗ «Лотос» финансируется по лизинговой схеме. Рабочая документация для строительства разрабатывалась по договору между заводом и ООО «МИБ-Дизайн-СПб», при этом фактическим разработчиком РКД является ООО КБ «Петробалт». Также по этому договору ООО «МИБ-Дизайн, СПб»/ООО КБ «Петробалт» осуществляют техническое сопровождение строительства судов. Трудоемкость работ оценена заводом «Лотос» в размере 360 000 н/ч.

О ходе строительства судов проекта RSD 49 рассказал Иванов Валерий Николаевич — технический директор завода «Лотос»: «При строительстве судов применялась современные способы и технологии, в частности, использовалась 3D модель судна для разработки проектной и технологической документации. Это позволило отказаться от изготовления сложной и дорогой технологической оснастки для постройки сложных лекальных частей носовой и кормовой оконечностей судна, которые изготавливались по современной технологии «вверх килем». Также в 3D формате проектировались системы судовых трубопроводов, поэтому части трубопроводов изготавливались в цеховых условиях с последующим их монтажом на судне с минимальными доработками.

При строительстве судов разработанная ООО КБ «Петробалт» РКД уточнила некоторые моменты проектной документации, которые не были отражены и детализированы в проекте. В настоящее время завод «Лотос» и МИБ находятся на стадии подписания договора на предмет оказания техподдержки заводу, а также помощи в согласовании отступлений от Проекта и в проведении опыта кренования головного судна.

Также в ходе строительства учитывались пожелания Заказчика в части использования и/или установки на судне одобренного им оборудования, отделки и комплектации судовых помещений с целью создания комфортных условий работы и отдыха экипажа, а также обеспечения безопасности мореплавания.

В процессе разработки РКД корректировалась и согласовывалась заводом на предмет учета в чертежах технических возможностей и ограничений завода. Так, например, на заводе используется листовой прокат размером 2,4х10,0 м, в связи с этим все чертежи были переделаны под этот габарит листа. Также при строительстве судов были учтены технологические возможности завода, позволяющие работать с блоками судовых конструкций весом до 100 т при стапельной сборке корпуса судна.

Хотелось бы отметить и некоторые проблемы, с которыми завод столкнулся в процессе строительства, а именно: задержка или несвоевременная передача РКД, затянутые сроки поставки деталей винто-рулевого комплекса, кабельной продукции и судового оборудования по импорту и т. п.

Но, несмотря на все проблемы, завод делает все возможное, чтобы построить и передать Заказчику суда с хорошим качеством и обеспечением всех технических характеристик предусмотренных Проектом
».

Заказчик в лице ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) начало эксплуатировать два судна проекта RSD49 в ноябре 2012 года. Суда «Нева-Лидер 1» и «Нева-Лидер 2» выполняли рейсы по перевозке металла из Санкт-Петербурга и портов Прибалтики в порты Западной Европы. Сегодня они перевозят зерновые грузы в портах южных и северных морей. Всего за 3,5 месяца двумя теплоходами было совершено 11 рейсов и перевезено свыше 60 тыс. тонн грузов.
Сухогрузное судно проекта RSD-49 / ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод"
Судоводители СЗП особо отмечают удачную компоновку рубки, из которой открывается хороший обзор, что делает судно идеально управляемым и максимально безопасным при плавании в любой акватории. Также Заказчик ставит в плюс высокую грузоподъемность судна - почти в два раза выше судов проектов «Сормовский», «Сибирский», «Волго-Балт», «Балтийский» и на 25% выше грузоподъёмности теплоходов проектов «Волга» и «Волго-Дон», построенных в 80-90-е годы прошлого века и использовавшихся до недавнего времени на перевозках аналогичных грузов.
Способность новых судов доставлять большие грузовые партии и проходить маршрут в минимальные сроки благодаря скорости 11,5 узлов оценили и фрахтователи.

В конце мая 2013 года ОАО «СЗП» планирует принять в эксплуатацию третий теплоход «Нева-Лидер». Более подробные результаты эксплуатации судов и заключения эксплуатационников будут ясны по завершению навигации 2013 года. 

 ***
Пока статья готовилась к публикации, стало известно, что ОАО ССЗ «Лотос», возможно, продолжит серийное строительство сухогрузов проекта RSD-49. «Интерес со стороны заказчиков есть», - подтвердил в ходе беседы с председателем Военно-промышленной правительственной комиссии Дмитрием Рогозиным генеральный директор ОАО «ССЗ «Лотос» Иван Клементьев.  
Владислав Букин
"Проектно-конструкторское бюро "Петробалт", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 644-56-86, +7( 812) 644-56-88
"Судостроительный завод "Лотос", АО Нариманов
+7 (8512) 29-00-34
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Шлиссельбург
+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70
"Морское Инженерное Бюро", ООО Одесса
+38(0482)347-928, +38(0482)748-06-96, +38(0482)714-92-72
Северо-западное речное пароходство Санкт-Петербург



Комментарии   29.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К.
15.04.2013, 11:45
Не берусь судить за корабелов, но с эксплуатационной точки зрения это хорошо. Что касается визуальной сложности обзора, если таковые имеют место, например, при заходе в шлюз. Это разрешимо хотя бы с помощью дополнительной оптики.
У меня в институте был подобный дипломный проект, я проектировал судно 4000 т. грузоподъемности, или нетто-регистровой вместимости, и одновременно обсчитывал его на линии Унжа (круглый лес с воды) - Норчепинг (Швеция) - Гданьск (Польша) - Таллин (Эстония) - Кострома. "Сормовские" тогда еще не строили. Рассчитывал все, в том числе делал судовые тяговые расчеты.
Большое значение имеют размерения судна, с точки зрения портовых сборов и плат. С экономической точки такие суда себя неплохо оправдывали.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
15.04.2013, 14:27
Поздравляем коллег из МИБ с заслуженной оценкой их работы!
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
16.04.2013, 09:59
Кукушка (RINA) хвалит Петуха (МИБ в лице Г.Егорова, члена RINA), за то, что тот хвалит Кукушку
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.04.2013, 10:12
Постараюсь быть объективным, т.к. никак не связан в МИБ. Считаю что МИБ - это удачный опыт создания современного и эффективного КБ с нуля. Все остальные носители традиций минсудпрома, все эти мега- и гипер- КБ с сотнями клерков (не инженеров) и 500% накладных расходов давно отстали от жизни. Они или отомрут как динозавры, или будут существовать в заповеднике ОСК.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
16.04.2013, 15:29
Подавляющее количество судов, строящихся на предприятиях, входящих в ОСК, строится по проектам МИБ. Возникает вопрос: кто на самом деле находится в "заповеднике ОСК"? Я не думаю, что в российском филиале МИБ работают какие-то другие инженеры, чем в остальных отечественных КБ. Скорее всего, это те же самые инженеры. Объективность у вас какая-то однобокая получается. Больше похоже на обиду на что-то... Только вот на что?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.04.2013, 16:30
Насчет "подавляющего" думаю Вы погорячились... А то что время крупных КБ, состоящих из специалистов по рисованию книц прошло - так это очевидно.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
16.04.2013, 17:04
На Корабеле регулярно приводится статистика заложенных и сданных судов. Там по крупным судам в графе "проектант" никого кроме МИБ не найдешь (речь, естественно, не о военных судах, о гражданских). В последнем номере газеты "Водный транспорт" статья Г.Е. Егорова "Новые заказы жизненно необходимы, практически, для всех наших заводов" приведена статистика: в 2012 году  на российских верфях было сдано заказчикам 28 судов, спроектированных МИБ. Из них 16 танкеров, 4 сухогруза, 3 буксира, 1 аварийно-спасательное судно (АПС), 1 морское водолазное судно, 2 судна снабжения, 1 пассажирское судно. На заводе "Красное Сормово" строится 10 танкеров (сдано 9 будет еще 5) в Навашино - сдано 10 сухогрузных судов проекта МИБ, заказаны и строится 15 танкеров (сдано 5 спущен еще 1). На Невском ССРЗ строится 10 сухогрузов, сдано 1 АПС, строится еще 3. На "Нобеле" (бывшая "Володарка" - Рыбинск) сдан головной танкер, в постройке еще 2, в Зеленодольске построено 2 на Лотосе 2 сухогруза, 2 танкера и далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.04.2013, 17:15
Так я же и говорю, остается только порадоваться за успехи коллег.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
16.04.2013, 17:24
Ну так мы все и радуемся... Разве нет? Только вот как-то странно: вроде бы возрождаем российский флот, а проектирует все заграничная организация... Это какой-то "Мистраль" получается.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.04.2013, 17:31
А как иначе? Потому что собственные КБ - структуры, пригодные в основном для отмыва денег.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
16.04.2013, 18:01
Это слишком категорично. Я не думаю, что на Украине КБ как-то по-другому устроены. Да и во всем мире, как показывает современный экономический опыт (возьмите Кипр) эти принципы в почете. Просто в одном случае зарубежное КБ успело на праздник жизни, а другому не удалось. Вот оно и обижается...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.04.2013, 18:42
А Вы публикуйте по 50 статей в год, как Егоров - может и у вас получится :)
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 19:51
Уважаемый Михаил Эрнстович!
Вы пишете:
"Только вот как-то странно: вроде бы возрождаем российский флот, а проектирует все заграничная организация... "
А стоит задача возрождения отечественного флота или отечественных проектных организаций? И что отечественным проектировщикам мешает сделать лучше?
-0+
#Воронков Дмитрий Вячеславович
16.04.2013, 08:55
Проект очень хороший но если бы Вы знали как его строили!!!!! ОБАЛДЕТЬ!!!! Электронасыщение переделывали практически на 20-30 % плюс Ленинградцы "долбили" крышки трюмов
-0+
#Букин Владислав
16.04.2013, 10:14
Некоторое уточнение к статье: МИБ, к сожалению, отказался от сотрудничества с редакцией по подготовке данного материала ,в связи с появлением на портале критических статей и комментариев одного из самых почетных читателей "Korabel.ru" Алексея Викторовича Рыбакова. Жаль, что столь заслуженное (бесспорно) конструкторское бюро отказалось от диалога и доказательства своей точки зрения, предпочтя не отвечать на обоснованные аргументы Алексея Викторовича. Альтернативный взгляд полезен всем, в том числе и МИБу. Надеемся, что ситуация в этом направлении изменится. Спасибо.
-0+
#Дубский Евгений Александрович
16.04.2013, 15:57
Обиделись что ли?)))
-1+
#Рыбаков Алексей Викторович
16.04.2013, 11:23
Мне кажется, не корректно сравнивать данный проект с другими упомянутыми проектами, особенно Заказчику, что говорит о его (Заказчика) некомпетентности. Что могут, куда могут и сколько возить суда типа «Сормовский», «Волго-Балт», «Волго-Дон» для грамотного Заказчика не является секретом и тут, если сравнивать в этом, результат будет негативный для проекта RSD-49. И если Заказчик не правильно использует имеющий у них флот (не на тех линиях) это ни в коем образе не говорит о преимуществе одного судна перед другим. Это может говорить только о некомпетентности последнего.
-0+
#Дубский Евгений Александрович
16.04.2013, 15:57
МИБовские суда очень технологичны, т. е. их легко строить. Об остальном хорошо сказал Алексей Викторович. Интересно мнение судовладельца Донского о данных судах.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
16.04.2013, 17:57
Евгений Александрович!
Вы глубоко заблуждаетесь на счет Донского. Ему до судовладельца, как пешком до Пекина. Он всего лишь обыкновенный клерк, позиционирующий себя как заказчик. Где-то однажды промелькнуло. что он работает в техфлоте, но это не проверенная информация.
-0+
#Дубский Евгений Александрович
16.04.2013, 19:47
Ну, человек сам себя так позиционирует, вот, и хотелось бы услышать его мнение.
Кстати, Алексей Викторович, в комментариях к Вашим статьям об этих судах вычитал, что топливо для двигателей рассматриваемых судов стоит очень дешево, таким образом получается, что расход топлива в денежном выражении не так уж велик. Что Вы можете сказать по этому поводу?
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
17.04.2013, 15:56
Евгений Александрович, суда работают, как сейчас в большинстве принято, на двух видах - дизельном и моторном, а потому от других ничем не отличаются. Дело все в расходе этого топлива на единицу перевезенного груза отнесенного на единицу длины пути. А стоимость расходуемого топлива и зарплата экипажа являются основными статьями расхода судна в эксплуатации.
-0+
#Дубский Евгений Александрович
23.04.2013, 20:31
Может, я неправильно выразился... Вопрос, собственно, был о стоимости этих видов топлива: дизельного и тяжелого.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 19:43
Уважаемый Евгений Александрович!
Как я сказал, напрямую с данными судами я пока не работал, а по общему впечатлению и имеющейся информации могу сказать следующее:
1. Радует большой морской дедвейт. Это существенно увеличивает, коммерческие возможности.
2. Длинный второй трюм также идет на пользу. Проектные грузы, особенно в направлении Европа-Каспий, часто длинномерные и не всегда хорошо грузить их на палубу. Боксовая форма трюмов для судов река-море также положительна.
3. Использование тяжелого топлива безусловно приносит экономический эффект. На сегодняшний день разница по цене 1 тонны дизельного топлива и IFO-380 составляет порядка USD 300 в СПб.
Одновременно, использование этой категории топлива в реке для двигателей Вяртсиля, вызывает у меня настороженность. Я не уверен, что на реке, особенно при частых бункеровках, можно обеспечить должное качество топлива. Его просто могут не смешивать как следует, некому там это делать. А эти движки и системы топливоподготовки требовательны к качеству мазутов. Могут вылезти серьезные эксплуатационные доп.расходы. далее...
-0+
#Дубский Евгений Александрович
30.04.2013, 01:23
Уважаемый Алексей Владимирович!
Благодарю за комментарий!
Низкая стоимость постройки... Я даже догадываюсь, сколько.) Да, мне нравится то, что суда технологичны: большая цилиндрическая вставка, небольшая номенклатура проката используется для корпуса и прочее. Да и эксплуатационные характеристики воодушевляют, правда, я не могу их оценить.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.04.2013, 11:35
Алексей Викторович!
"Позиционировать себя" можно в ванне, за столом или на диване (в т.ч. в "2-х местной каюте Проектанта" которую Вы, со скрытой нежностью к себе, рисуете на предлагаемых Вами схемах общих расположений).
А Судовладелец и Заказчик - это юридические понятия, имеющие четкие определения, которым можно либо соответствовать, либо нет.
Впрочем, Вам, как человеку имеющему крайне смутные представления о судоходстве, простительно все это не знать ))))
-0+
#Дубский Евгений Александрович
30.04.2013, 01:32
Позиционировать себя можно и в качестве кого-то, чего-то.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.04.2013, 11:41
Я напрямую с данными судами пока не "сталкивался", но постараюсь чуть позже написать комментарий по общим впечатлениям.
-0+
#Букин Владислав
18.04.2013, 20:20
Алексей Владимирович, было бы здорово услышать отзывы. СЗП обещало собрать мнения капитанов и выслать, но когда это будет - пока неизвестно.
-0+
#Борщ Александр Викторович
02.07.2013, 14:59
Красивое судно. Интересно, сколько сейчас стоит постройка такого сухогруза?
Свежие новости