Британское Королевское общество корабельных инженеров RINA (Royal Institution of Naval Architects) 8 апреля опубликовало список и описания лучших судов 2012 года (Significant Ships of 2012). В числе 50-ти лучших судов различного типа и назначения вошли и два головных судна, спроектированных Морским Инженерным Бюро: «ВФ танкер — 1» проекта RST27 и «Нева-Лидер-1» - RSD49. Танкер RST27 на портале «Korabel.ru» активно обсуждался в статьях: «Обновление отечественного флота. Суда проекта RST27», «А Баба-Яга все ворчит и ворчит» и «Танкер проекта RST25 – сравнительный анализ». Второй одесский герой номинации - сухогрузное судно проекта RSD49, о котором сегодня и будем говорить.
Суда серии RSD49 имеют второй ограниченный район плавания РМРС и предназначены для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых, крупногабаритных грузов, а также опасных грузов классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 МК МПОГ и Приложения В Кодекса ВС в Каспийском, Средиземном, Черном, Балтийском, Белом и Северном морях, включая зимние рейсы вокруг Европы. По классификации МИБ проект относится к "Волго-Дон макс" классу. Конструктивные особенности позволяют эксплуатировать суда на внутренних водных путях. И, несмотря на свои достаточно большие габариты (по водоизмещению суда проекта RSD49 являются на сегодняшний день самыми большими из сухогрузных судов, удовлетворяющих габаритам Волго-Донского судоходного канала), суда могут заходить в шлюзы Волго-Балта, канала имени Москвы и Волго-Донского канала (ВДСК).
При характерной для ВДСК осадке 3,60 м в реке дедвейт составляет около 4520 т, наибольший дедвейт в море при осадке 4,70 м - 7143 т.
Длина наибольшая составляет 139,95 м, ширина габаритная - 16,70 м, без учета привальных брусьев - 16,50 м, высота борта - 6,00 м.
Вместимость грузовых трюмов 10920 куб. м.
Таблица 1: Характеристики судна проекта RSD49
№ |
Параметр |
Величина |
1 |
Главные размерения |
Длина максимальная, м |
139.95 |
Длина между перпендикулярами, м |
135.74 |
Ширина расчетная, м |
16.50 |
Высота борта, м |
6.00 |
L x B x H |
139.95 x 16.50 x 6.00 = 13 855 |
2 |
Осадка, м (в море / в реке) |
4.70 / 3.60 |
3 |
Дедвейт, т (в море / в реке) |
7154 / 4518 |
4 |
Автономность, сут. |
20 |
5 |
Объем грузовых трюмов, м³ |
10920 |
6 |
Количество трюмов |
3 |
7 |
Класс Российского Морского Регистра Судоходства |
КМ Ice2 R2 AUT1-C |
8 |
Мощность и тип ГД, кВт |
2 x 1200, (6L20 "Wartsila") |
9 |
Винто-рулевое устройство |
2 ВФШ + 2 руля |
10 |
Подруливающее устройство, кВт |
200 |
11 |
Вспомогательные ДГ+ Аварийно-стояночный ДГ |
3 х 292 кВт+90 кВт |
12 |
Экипаж / мест, чел. |
10//12 |
13 |
Скорость (при осадке 4.7 м и 85% МДМ) |
11//05 |
Все трюмы судна ящичной формы, гладкостенные, удобные для проведения грузовых работ и размещения груза без штивки. Размеры грузовых трюмов 26,0х12,7 м (трюм N1), 52,0 х 12,7 м (трюм N2) и 27,3 х 12,7 м (трюм N3) при высоте 8,4 м.
Грузовые трюмы оборудованы складывающимися люковыми закрытиями типа «Folding» фирмы «Cargotech», обеспечивающими 100%-е раскрытие трюмов. Наличие большого среднего трюма длиной 52.0 м, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные проектные грузы, повышает коммерческую эффективность судна.
В составе СЭУ используются два среднеоборотных дизеля мощностью 1200 кВт каждый, работающие на тяжелом топливе вязкостью до 380 сСт. Запасы тяжелого топлива размещаются в диптанках в районе носовой переборки МО, отделенных от забортной воды двойными дном и бортами. Винто-рулевой комплекс состоит из двух винтов фиксированного шага (ВФШ) диаметром 2500 мм и двух рулей. Также имеется носовое подруливающее устройство мощностью 200 кВт.
Суда строятся на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» в Шлиссельбурге и Астраханском заводе «Лотос»:
Таблица 2: Список строящихся и построенных судов проекта RSD49 по верфям
Строительный № |
IMO |
Строительный номер |
Дата закладки |
Дата спуска |
Дата сдачи |
«Невский судостроительно-судоремонтный завод» |
Нева-Лидер 1 |
9598816 |
401 |
14.12.10 |
20.05.12 |
26.11.12 |
Нева-Лидер 2 |
9598828 |
402 |
20.04.11 |
26.06.12 |
12.11.12 |
Нева-Лидер 3 |
9618721 |
403 |
15.08.11 |
10.10.12 |
– |
Нева-Лидер 4 |
9598842 |
404 |
24.10.11 |
– |
– |
Нева-Лидер 5 |
9598854 |
405 |
20.12.11 |
– |
– |
Нева-Лидер 6 |
9598866 |
406 |
18.05.12 |
– |
– |
Нева-Лидер 7 |
9598830 |
407 |
23.08.12 |
– |
– |
Нева-Лидер 8 |
9598878 |
408 |
31.10.12 |
– |
– |
Нева-Лидер 9 |
9598880 |
409 |
15.01.13 |
– |
– |
Астраханский судостроительный завод "Лотос" |
Владимир Захаренко |
9618719 |
301 |
27.01.11 |
26.02.13 |
– |
– |
– |
302 |
27.01.11 |
– |
– |
Рабочий проект для «Невского завода» был разработан ООО «Петробалт» (Санкт-Петербург).
«Количество недочетов в документации было небольшим, поскольку ее передача осуществлялась в два этапа», - сообщает представитель «Невского ССЗ».
На первом этапе документация проекта поступила в конструкторско-технологический отдел «Невского завода» для рассмотрения и согласования, где после проработки были сформированы пожелания и замечания. В том числе свои коррективы внес Заказчик. Специалисты ЗАО "Морское инженерное бюро-дизайн-СПб" внесли возможные изменения в документацию согласно замечаниям. После согласования изменений с РС комплект документов был снова направлен на завод.
«Уже на этапе участия в тендере на строительство данной серии судов учитывались технологические моменты и возможности производственных мощностей «Невского ССЗ», которые были признаны полностью соответствующими необходимым для выполнения данного заказа. При разработке РКД учитывалось также то, что на заводе есть автоматизированная линия сборки и сварки плоских секций производства концерна «IMG», способная производить до 1000 т готовой металлопродукции в месяц. Изготовление секций на линии производится поточно-позиционным способом. Транспортировка изделия от портала к порталу осуществляется цепными транспортёрами. Указанная структура и компоновка линии значительно увеличивает производительность работ», - продолжает представитель НССЗ. О технологии работы линии «IMG» портал «Korabel.ru» писал в материале «Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные судостроительные и судоремонтные верфи».
|
Сухогрузное судно проекта RSD-49 / ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" |
«Суда проекта RSD49 полностью технологичны и никаких сложностей во время их строительства не возникало. Кроме того, эти суда хорошо подходят к условиям и производственным возможностям «Невского завода», и необходимости в приобретении дополнительного оборудования специально для этой серии не возникло.
На протяжении всего времени строительства судов на заводе организовано тесное взаимодействие с представителями Заказчика, что позволяет своевременно рассматривать их предложения по изменению или модернизации оборудования и помещений, которые способны привести к улучшению условий эксплуатации судна. В случае принятия заводом положительного решения о внесении изменений, проводилась соответствующая процедура разработки и согласования документации.
После сдачи головного судна Заказчику было получено всего лишь одно замечание от портового надзора касательно расположения репитеров гирокомпаса, которое было устранено и на головном, и на всех последующих судах серии. Проект, разработанный Морским Инженерным Бюро, полностью подходит технологиям судостроения, используемым на заводе», - объясняет технологические особенности представитель завода.
Строительство судов на заводе ОАО «ССЗ «Лотос» финансируется по лизинговой схеме. Рабочая документация для строительства разрабатывалась по договору между заводом и ООО «МИБ-Дизайн-СПб», при этом фактическим разработчиком РКД является ООО КБ «Петробалт». Также по этому договору ООО «МИБ-Дизайн, СПб»/ООО КБ «Петробалт» осуществляют техническое сопровождение строительства судов. Трудоемкость работ оценена заводом «Лотос» в размере 360 000 н/ч.
О ходе строительства судов проекта RSD 49 рассказал Иванов Валерий Николаевич — технический директор завода «Лотос»: «При строительстве судов применялась современные способы и технологии, в частности, использовалась 3D модель судна для разработки проектной и технологической документации. Это позволило отказаться от изготовления сложной и дорогой технологической оснастки для постройки сложных лекальных частей носовой и кормовой оконечностей судна, которые изготавливались по современной технологии «вверх килем». Также в 3D формате проектировались системы судовых трубопроводов, поэтому части трубопроводов изготавливались в цеховых условиях с последующим их монтажом на судне с минимальными доработками.
При строительстве судов разработанная ООО КБ «Петробалт» РКД уточнила некоторые моменты проектной документации, которые не были отражены и детализированы в проекте. В настоящее время завод «Лотос» и МИБ находятся на стадии подписания договора на предмет оказания техподдержки заводу, а также помощи в согласовании отступлений от Проекта и в проведении опыта кренования головного судна.
Также в ходе строительства учитывались пожелания Заказчика в части использования и/или установки на судне одобренного им оборудования, отделки и комплектации судовых помещений с целью создания комфортных условий работы и отдыха экипажа, а также обеспечения безопасности мореплавания.
В процессе разработки РКД корректировалась и согласовывалась заводом на предмет учета в чертежах технических возможностей и ограничений завода. Так, например, на заводе используется листовой прокат размером 2,4х10,0 м, в связи с этим все чертежи были переделаны под этот габарит листа. Также при строительстве судов были учтены технологические возможности завода, позволяющие работать с блоками судовых конструкций весом до 100 т при стапельной сборке корпуса судна.
Хотелось бы отметить и некоторые проблемы, с которыми завод столкнулся в процессе строительства, а именно: задержка или несвоевременная передача РКД, затянутые сроки поставки деталей винто-рулевого комплекса, кабельной продукции и судового оборудования по импорту и т. п.
Но, несмотря на все проблемы, завод делает все возможное, чтобы построить и передать Заказчику суда с хорошим качеством и обеспечением всех технических характеристик предусмотренных Проектом».
Заказчик в лице ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) начало эксплуатировать два судна проекта RSD49 в ноябре 2012 года. Суда «Нева-Лидер 1» и «Нева-Лидер 2» выполняли рейсы по перевозке металла из Санкт-Петербурга и портов Прибалтики в порты Западной Европы. Сегодня они перевозят зерновые грузы в портах южных и северных морей. Всего за 3,5 месяца двумя теплоходами было совершено 11 рейсов и перевезено свыше 60 тыс. тонн грузов.
|
Сухогрузное судно проекта RSD-49 / ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод" |
Судоводители СЗП особо отмечают удачную компоновку рубки, из которой открывается хороший обзор, что делает судно идеально управляемым и максимально безопасным при плавании в любой акватории. Также Заказчик ставит в плюс высокую грузоподъемность судна - почти в два раза выше судов проектов «Сормовский», «Сибирский», «Волго-Балт», «Балтийский» и на 25% выше грузоподъёмности теплоходов проектов «Волга» и «Волго-Дон», построенных в 80-90-е годы прошлого века и использовавшихся до недавнего времени на перевозках аналогичных грузов.
Способность новых судов доставлять большие грузовые партии и проходить маршрут в минимальные сроки благодаря скорости 11,5 узлов оценили и фрахтователи.
В конце мая 2013 года ОАО «СЗП» планирует принять в эксплуатацию третий теплоход «Нева-Лидер». Более подробные результаты эксплуатации судов и заключения эксплуатационников будут ясны по завершению навигации 2013 года.
***
Пока статья готовилась к публикации, стало известно, что ОАО ССЗ «Лотос», возможно, продолжит серийное строительство сухогрузов проекта RSD-49. «Интерес со стороны заказчиков есть», - подтвердил в ходе беседы с председателем Военно-промышленной правительственной комиссии Дмитрием Рогозиным генеральный директор ОАО «ССЗ «Лотос» Иван Клементьев.
Владислав Букин