Канонерский судоремонтный завод завершает модернизацию научно-исследовательского судна Полярной морской геологоразведочной экспедиции "Профессор Логачев". По планам уже в начале 2017 года после прохождения всех испытаний обновленное судно должно выйти в свой первый рейс.
Напомним, НИС пришел на Канонерский завод в мае 2015 года и в рамках модернизации на судне были обновлены жилые помещения, установлено новое навигационное оборудование, заменены палубные механизмы, на вооружение полярникам поступил целый арсенал современной специальной научной техники.
Научно-исследовательское судно "Профессор Логачев" – представитель так называемых "Морских геологов", судов проекта 12883/12883М, серия которых строилась на Черноморском заводе с начала 80-х до начала 90-х годов. Проекты имели небольшое отличие, в основном касающееся специального оборудования на борту.
В основу "Морских геологов" был положен отработанный на Николаевском заводе БМРТ типа "Пулковский меридиан". По своим техническим характеристикам (водоизмещение около 5700 т, мощность ДРА на базе двух дизелей – 7000 л.с., скорость хода – около 16 узлов, дальность плавания – около 20 тыс. миль) он мог работать практически в любой точке мира. О мореходности "Пулковских меридианов" до сих пор ходят легенды.
В советское время отечественный научный флот был одним из самых внушительных и современных в мире. К 1990 году численность всех НИС достигла 375 единиц, что составляло практически 1/3 от общего количества судов этого типа в мире.
После распада СССР России отошло 329 различных научно-исследовательских судов, львиная доля которых была списана, утилизирована или переоборудована в суда другого назначения. И сейчас из 29 НИС неограниченного района плавания для поиска и исследования твердых полезных ископаемых в глубоководных районах пригодны только 4 судна пр. 12883 и 12883М, два из которых НИС "Академик Александр Карпинский" и "Профессор Логачев" находятся в ведении ПМГРЭ.
Еще в 2012 году "Корабел" писал о проблеме модернизации этих двух судов. В 2014 года "Александр Карпинский" прошел реконструкцию на заводе BLRT Grupp в Таллине, спустя год дошла очередь и до "Профессора Логачева".
"Профессор Логачев", постройки 1991 года – последний "Морской геолог", сошедший со стапелей Черноморского завода. Судно было оснащено специальным оборудованием для поиска месторождений глубоководных полиметаллических сульфидов на дне океана. Главные полезные компоненты сульфидных руд океана — медь и цинк, попутно – золото, серебро и другие элементы.
Как говорят некоторые ученые, постепенно основные объемы добычи нефти переместятся с континента на шельф, ровно таким же образом ситуация будет разворачиваться и с другими полезными ископаемыми. Изучение конкреций в мировом океане – это не прихоть России, это общемировой тренд, за месторождения уже идет нешуточная борьба среди главных морских держав. Борьба не силами солдат, пушек и ракет, а силами людей в белых халатах, лабораторий, роботов.
Оружие ученых – это не только передовая научная мысль, но и прежде всего оснащение и современная техника.
Еще в 2012 году, говоря о модернизации "Академика Александра Карпинского" и "Профессора Логачева", представители ПМГРЭ говорили о списке самого необходимого оборудования, чтобы не отставать от зарубежных коллег. Среди пожеланий значились и новые спуско-подъемные устройства для операций с подводным буровым станком, роботами и автономными необитаемыми аппаратами, новая лебедка большей грузоподъемности, новая сейсмокоса и т.д.
Пожелания плавсостава были совсем скромные. Капитан "Профессора Логачева" Евгений Рыбников:
"Модернизация должна касаться в основном научного оборудования. А нам бы только обновить электронную картографию, поставить ЛАГ, поменять стояночные дизель-генераторы. Потом, если будем продолжать работать с иностранцами, то однозначно необходимо переделывать каюты, за рубежом требования другие".
В 2015 году судно пришло на Канонерский судоремонтный завод. По масштабу запланированных работ обновление "Профессора Логачева" было сравнимо с новостроем. От старого "Морского геолога" остался лишь корпус, некоторые палубные механизмы, пропульсивный комплекс и главный двигатель – и то последний прошел капитальный ремонт.
Полностью были заменен жилой комплекс, это – две палубы, 59 кают, во всех установлена новая мебель, санитарные кабинки. Бытовые условия экипажа и научных сотрудников теперь мало отличаются от их зарубежных коллег на иностранных судах.
Новые пароконвектоматы и плиты появились на камбузе, а в провизионках поставлены новые холодильники, что позволило увеличить автономность судна по запасам провизии. Опреснительная установка новой конструкции увеличила автономность и по запасам пресной воды.
Три старых дизель-генератора сменили на более современные, к тому же более мощные на базе двигателя Volvo-Penta. Из-за возросшего потребления потребовался новый ГРЩ, прокладка других кабель-каналов.
Наконец на судне появилось новое подруливающее устройство. Источник постоянной головной боли "Карпинского" и "Логачева", особенно для судоремонтников, агрегаты подруливающего устройства ВПК-1.6 поменяли на одну носовую выдвижную поворотную колонку GRA1350 производства фирмы Dutch Thruster Group, мощностью 500 кВт. Причем новое устройство работает в составе так называемой системы динамического позиционирования, предназначенной для удержания судна в заданной позиции, куда также входит ГД, радионавигационный комплекс, спутниковая система, пропульсивная установка с ВРШ и т.д.
Не менее масштабно обновили палубное оборудование. "Профессор Логачев" обзавелся целым арсеналом кранов: один грузоподъемностью 12 тонн с вылетом стрелы 20 метров и еще один шарнирно-сочлененный телескопический поворотный кран г/п 5 тонн (при вылете 14 м).
Для операций с сейсмокосой в кормовой части судна были смонтированы две лебедки силовая и транзитная производства хорватской фирмы Adria Winch, для чего потребовалась новая гидростанция повышенной мощности.
В специальном отсеке располагается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат Sub-fighter 30k производства норвежской фирмы SPERRE Аппарат способен проводить работы, в том числе с помощью гидравлического манипулятора, на глубине до 6000 метров. Система движителей позволяет ему перемещаться в любой плоскости под водой, при необходимости зависать в требуемой точке. Электропитание 2500 В постоянного тока подается по кабель-тросу.
Документацию на модернизацию "Профессора Логачева" поставлял петербургский "Балтсудопроект".
Задача, стоявшая и перед проектантом, и перед исполнителем, усложнялась тем, что новое оборудование приходилось вписывать на уже готовое судно, причем старой конструкции.
И без творческого подхода тут было не обойтись. Судоремонт, как известно, вообще дело творческое, а при работе с научно-исследовательским флотом еще и ответственное.
Для канонерцев подобные работы не в новинку. Если обратиться к истории предприятия, то: в 1998 году на заводе проходило модернизацию сборочно-командное судно проекта "Космический старт" Sea Launch, совсем недавно, в 2015 году, перед своим первым кругосветным походом – океанографическое судно "Адмирал Владимирский". А если копнуть совсем глубоко, то наш знаменитый ледокол "Красин" перед операцией по спасению экспедиции Умберто Нобиле в 1928 году проходил подготовку на Канонерском заводе.
Конечно, в модернизации "Профессора Логачева" не обошлось без трудностей: от высокого курса доллара до повышенной трудоемкости работ – каждый новый механизм приходилось очень долго привязывать по месту.
Тем не менее, в актив канонерцев можно занести еще один выполненный проект. Сложный, интересный, который внушает гордость за свой труд. Обновленный руками судоремонтников Канонерского завода "Профессор Логачев" будет прославлять силу российской науки на просторах Мирового океана. А сила научной мысли всегда была эффективнее силы пушек и ракет.
Научно-исследовательское судно "Профессор Логачев" – представитель так называемых "Морских геологов", судов проекта 12883/12883М, серия которых строилась на Черноморском заводе с начала 80-х до начала 90-х годов. Проекты имели небольшое отличие, в основном касающееся специального оборудования на борту.
В основу "Морских геологов" был положен отработанный на Николаевском заводе БМРТ типа "Пулковский меридиан". По своим техническим характеристикам (водоизмещение около 5700 т, мощность ДРА на базе двух дизелей – 7000 л.с., скорость хода – около 16 узлов, дальность плавания – около 20 тыс. миль) он мог работать практически в любой точке мира. О мореходности "Пулковских меридианов" до сих пор ходят легенды.
В советское время отечественный научный флот был одним из самых внушительных и современных в мире. К 1990 году численность всех НИС достигла 375 единиц, что составляло практически 1/3 от общего количества судов этого типа в мире.
НИС "Профессор Логачев" / "НПП ПМГРЭ", ФГУ |
После распада СССР России отошло 329 различных научно-исследовательских судов, львиная доля которых была списана, утилизирована или переоборудована в суда другого назначения. И сейчас из 29 НИС неограниченного района плавания для поиска и исследования твердых полезных ископаемых в глубоководных районах пригодны только 4 судна пр. 12883 и 12883М, два из которых НИС "Академик Александр Карпинский" и "Профессор Логачев" находятся в ведении ПМГРЭ.
Еще в 2012 году "Корабел" писал о проблеме модернизации этих двух судов. В 2014 года "Александр Карпинский" прошел реконструкцию на заводе BLRT Grupp в Таллине, спустя год дошла очередь и до "Профессора Логачева".
Последний из "Морских геологов"
"Профессор Логачев", постройки 1991 года – последний "Морской геолог", сошедший со стапелей Черноморского завода. Судно было оснащено специальным оборудованием для поиска месторождений глубоководных полиметаллических сульфидов на дне океана. Главные полезные компоненты сульфидных руд океана — медь и цинк, попутно – золото, серебро и другие элементы.
Как говорят некоторые ученые, постепенно основные объемы добычи нефти переместятся с континента на шельф, ровно таким же образом ситуация будет разворачиваться и с другими полезными ископаемыми. Изучение конкреций в мировом океане – это не прихоть России, это общемировой тренд, за месторождения уже идет нешуточная борьба среди главных морских держав. Борьба не силами солдат, пушек и ракет, а силами людей в белых халатах, лабораторий, роботов.
Оружие ученых – это не только передовая научная мысль, но и прежде всего оснащение и современная техника.
Еще в 2012 году, говоря о модернизации "Академика Александра Карпинского" и "Профессора Логачева", представители ПМГРЭ говорили о списке самого необходимого оборудования, чтобы не отставать от зарубежных коллег. Среди пожеланий значились и новые спуско-подъемные устройства для операций с подводным буровым станком, роботами и автономными необитаемыми аппаратами, новая лебедка большей грузоподъемности, новая сейсмокоса и т.д.
Пожелания плавсостава были совсем скромные. Капитан "Профессора Логачева" Евгений Рыбников:
"Модернизация должна касаться в основном научного оборудования. А нам бы только обновить электронную картографию, поставить ЛАГ, поменять стояночные дизель-генераторы. Потом, если будем продолжать работать с иностранцами, то однозначно необходимо переделывать каюты, за рубежом требования другие".
Руками канонерцев
В 2015 году судно пришло на Канонерский судоремонтный завод. По масштабу запланированных работ обновление "Профессора Логачева" было сравнимо с новостроем. От старого "Морского геолога" остался лишь корпус, некоторые палубные механизмы, пропульсивный комплекс и главный двигатель – и то последний прошел капитальный ремонт.
Полностью были заменен жилой комплекс, это – две палубы, 59 кают, во всех установлена новая мебель, санитарные кабинки. Бытовые условия экипажа и научных сотрудников теперь мало отличаются от их зарубежных коллег на иностранных судах.
НИС "Профессор Логачев" на Канонерском судоремонтном заводе / Корабел.ру |
Новые пароконвектоматы и плиты появились на камбузе, а в провизионках поставлены новые холодильники, что позволило увеличить автономность судна по запасам провизии. Опреснительная установка новой конструкции увеличила автономность и по запасам пресной воды.
Три старых дизель-генератора сменили на более современные, к тому же более мощные на базе двигателя Volvo-Penta. Из-за возросшего потребления потребовался новый ГРЩ, прокладка других кабель-каналов.
Наконец на судне появилось новое подруливающее устройство. Источник постоянной головной боли "Карпинского" и "Логачева", особенно для судоремонтников, агрегаты подруливающего устройства ВПК-1.6 поменяли на одну носовую выдвижную поворотную колонку GRA1350 производства фирмы Dutch Thruster Group, мощностью 500 кВт. Причем новое устройство работает в составе так называемой системы динамического позиционирования, предназначенной для удержания судна в заданной позиции, куда также входит ГД, радионавигационный комплекс, спутниковая система, пропульсивная установка с ВРШ и т.д.
Не менее масштабно обновили палубное оборудование. "Профессор Логачев" обзавелся целым арсеналом кранов: один грузоподъемностью 12 тонн с вылетом стрелы 20 метров и еще один шарнирно-сочлененный телескопический поворотный кран г/п 5 тонн (при вылете 14 м).
Для операций с сейсмокосой в кормовой части судна были смонтированы две лебедки силовая и транзитная производства хорватской фирмы Adria Winch, для чего потребовалась новая гидростанция повышенной мощности.
В специальном отсеке располагается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат Sub-fighter 30k производства норвежской фирмы SPERRE Аппарат способен проводить работы, в том числе с помощью гидравлического манипулятора, на глубине до 6000 метров. Система движителей позволяет ему перемещаться в любой плоскости под водой, при необходимости зависать в требуемой точке. Электропитание 2500 В постоянного тока подается по кабель-тросу.
НИС "Профессор Логачев" на Канонерском судоремонтном заводе / Корабел.ру |
Документацию на модернизацию "Профессора Логачева" поставлял петербургский "Балтсудопроект".
Задача, стоявшая и перед проектантом, и перед исполнителем, усложнялась тем, что новое оборудование приходилось вписывать на уже готовое судно, причем старой конструкции.
И без творческого подхода тут было не обойтись. Судоремонт, как известно, вообще дело творческое, а при работе с научно-исследовательским флотом еще и ответственное.
Для канонерцев подобные работы не в новинку. Если обратиться к истории предприятия, то: в 1998 году на заводе проходило модернизацию сборочно-командное судно проекта "Космический старт" Sea Launch, совсем недавно, в 2015 году, перед своим первым кругосветным походом – океанографическое судно "Адмирал Владимирский". А если копнуть совсем глубоко, то наш знаменитый ледокол "Красин" перед операцией по спасению экспедиции Умберто Нобиле в 1928 году проходил подготовку на Канонерском заводе.
Профессор Логачев / Корабел.ру |
Конечно, в модернизации "Профессора Логачева" не обошлось без трудностей: от высокого курса доллара до повышенной трудоемкости работ – каждый новый механизм приходилось очень долго привязывать по месту.
Тем не менее, в актив канонерцев можно занести еще один выполненный проект. Сложный, интересный, который внушает гордость за свой труд. Обновленный руками судоремонтников Канонерского завода "Профессор Логачев" будет прославлять силу российской науки на просторах Мирового океана. А сила научной мысли всегда была эффективнее силы пушек и ракет.