Изобретение советским конструктором Ростиславом Алексеевым судов на подводных крыльях, одним из которых является широко известный «Метеор», открыло новые возможности для пассажирского флота. Однако уже в 90-х подобные перевозки резко потеряли популярность.
Причинами послужили как общая потеря платежеспособности населения, традиционно пользовавшегося судами, так и снижение рентабельности за счет повышения стоимости дизтоплива, моторного масла, запчастей. Как следствие, суда выводились из эксплуатации или продавались сторонним организациям для переоборудования под бары и рестораны. Функционирующие суда, в свою очередь, требуют поддержания работоспособности путем ремонта устаревающего оборудования, что составляет значительную часть расходов.
Владельцем наибольшего количества судов, находящихся в эксплуатации - "Северо-Западным морским пароходством", было принято решение о модернизации проекта 24 Э типа №237 с целью повышения экономической эффективности судна при дальнейшей эксплуатации. Исполнителем проекта была выбрана Группа компаний "Морская Техника".
Начав свою деятельность в 1997 году со снабжения судов запчастями, ГК "Морская Техника" впоследствии перешла к предоставлению комплексных услуг: проектированию, поставке нового оборудования и сопровождению проекта, включая пуско-наладку и гарантийные обязательства. Накопленный опыт позволил специалистам Группы компаний подобрать правильное решение для проекта переоборудования "Метеора" - замену главной энергетической установки с сохранением основных пропульсивных качеств.
Менеджеры судостроительного подразделения Группы компаний работали над проектом более 9 месяцев. В процессе согласования переоборудования СПК привлекались не только проектировщики "Морской Техники", а также ведущие КБ Петербурга и конструкторы завода-производителя дизелей MAN Nutzfahrzeuge.
В результате был подобран 12-цилиндровый дизель мощностью 809 кВт при 2100 об/мин производства MAN, максимально соответствующий исходному в части ТТХ, но обладающий значительно лучшими экономическими показателями. В конструкции ДРА вместо реверс-муфты с ресурсом несколько сотен моточасов был применен реверс-редуктор, а для сохранения жесткости корпуса разработана стальная рама, так как старый двигатель крепился к корпусу напрямую. Валолиния также не осталась прежней. Все процессы и элементы переоборудования прошли тщательный контроль в Российском Речном Регистре и были одобрены.
Результаты сравнения характеристик переоборудованного "Метеора" с изначальными:
- сократился расход топлива более, чем на 50 литров/час (с 225,3 л/ч до 180,3 л/ч),
- полностью отсутствует расход масла (ранее - 2400 л/сезон),
- увеличилась максимальная скорость на 4 узла,
- сократился уровень шума на открытой палубе и вибрация,
- улучшилась маневренность судна на низкой частоте вращения дизеля (швартовка и отход судна).
Невидимый внешне, но не менее важный фактор - соответствие нового дизеля всем ужесточениям правил Регистра в части охраны окружающей среды.
Другими словами, "Метеор" получил современный, эффективный и высоконадежный дизель: гарантийная наработка до переборки составляет не менее 20 000 моточасов (у прежнего дизеля - 3500 моточасов). Экономическая эффективность модернизации такова, что расходы, понесенные на переоборудование, окупаются в течение нескольких сезонов, причем, только за счет снижения эксплуатационных издержек. В начале августа 2010 года через день после проведения пуско-наладочных работ "Метеор" вышел на линию Санкт-Петербург - Петергоф.
Потребность в пассажирском флоте сейчас растет вместе с ростом благосостояния населения: происходит расширение туристических маршрутов Санкт - Петербурга, Петрозаводска, Нижнего Новгорода. Также становится популярным использование "Метеоров" во время саммитов в Самаре и других городах.
Техническое решение для возвращения "второй жизни" судам на подводных крыльях уже найдено и проверено - "Морская Техника" и MAN гарантируют успех!