В августе 2012 года Россия после многолетних международных переговоров официально вступила во Всемирную торговую организацию. С трудом подписанный и ратифицированный Госдумой договор о вступлении в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенно-тарифной политики РФ в отношении импортных товаров, снижение заградительных пошлин, отмену части преференций российским производителям и льгот резидентам особых экономических зон.
Негативные последствия некоторых мер россияне ощутят не сразу. Планируемая сторонниками вступления в ВТО последовательность шагов – сначала откроем границы, а экономика сама модернизируется – представляется очень жестокой по отношению к малым и средним предприятиям реально изготавливающим продукцию. Надо было сначала повысить конкурентоспособность отечественной экономики, а потом уже открывать рынки.
Негативные последствия некоторых мер россияне ощутят не сразу. Планируемая сторонниками вступления в ВТО последовательность шагов – сначала откроем границы, а экономика сама модернизируется – представляется очень жестокой по отношению к малым и средним предприятиям реально изготавливающим продукцию. Надо было сначала повысить конкурентоспособность отечественной экономики, а потом уже открывать рынки.
Без создания условий для продвижения малых и средних предприятий на зарубежных рынках отечественное приборостроение, которое в настоящее время выживает только за счет внутреннего рынка, не выдержит конкуренции с дешевыми товарами мировых лидеров в области сельскохозяйственной продукции, перерабатывающей промышленности и приборостроения. Очевидно, что ради создания благоприятных условий для сырьевых монополистов были принесены в жертву интересы отечественных малых и средних предприятий, в которых трудятся миллионы российских граждан. Если предприятия естественных монополий, традиционно работающих на мировых рынках, могут без особых проблем продолжить свою внешнеторговую деятельность, получая дополнительные доходы, то предприятия перерабатывающей промышленности и приборостроения для своего развития столкнутся с проблемами нормативно-правового характера. Действующее Европейское законодательство стоит на страже своих производителей и пользователей и войти на их рынки не так просто, несмотря на условно открытые границы ВТО.
В Европейском Союзе с 2010 года вступило в силу новое законодательство по некоторым отраслям производства продукции, которое призвано обеспечить более высокую степень безопасности потребителя. Надзорные органы за внутренним рынком и таможенные органы могут более эффективно выполнять свои функции по контролю за соответствием продукции в девяти Директивах, в частности:
Новая законодательная база предназначена для улучшения функционирования внутреннего рынка в странах ЕС, повышения уровня безопасности потребителя и снижения возможности поставки продукции, не отвечающей требованиям, определяющим нанесение на продукцию знака СЕ (CE Mark).
Европейский ЕС Сертификат Соответствия, ЕС Декларация Соответствия (EC Declaration of Conformity, EC Declaration of Compliance) и результаты испытаний продукции, проведенные в одной из стран Европейского Союза, признаются всеми странами ЕС. В большинстве стран, входящих в ВТО, протоколы испытаний, Сертификаты Соответствия ЕС и ЕС Декларации Соответствия, выпущенные в странах Европейского Союза на основании соответствующих испытаний, признаются без каких-либо ограничений.
Для получения необходимых знаков «CE» есть два пути:
Стоит учитывать, что отсутствие достаточного опыта работы на внутреннем рынке усложнит получение признания европейских контролирующих организаций.
Процесс создания современного Испытательного Центра значительно упростится, если не изобретать велосипед, а использовать потенциал действующих в РФ Испытательных Центров. Может возникнуть вопрос – почему же Испытательные Центры сами не могут заняться модернизацией, повышением своего статуса и соответственно, повысить свою эффективность. Могу предположить, что на территории РФ уже действуют испытательные центры, по результатам испытаний которых выдают Сертификаты Соответствия ЕС или других классификационных обществ, признающихся на территории ВТО. Такой опыт может оказаться бесценным как для государственных структур, осуществляющих разработку гражданской морской техники, так и для коммерческих структур, рассчитывающих поставлять свою продукцию на новые рынки ВТО. За неимением другого, предлагаю рассмотреть эту проблему на опыте Испытательного Центра «Мортест».
Испытательный центр «МОРТЕСТ» был создан в Санкт-Петербурге в 2004 году руководителями ЗАО «Транзас» с учетом постоянных потребностей компании в сертификационных испытаниях своей продукции, реализуемой для береговых объектов и судов морского и речного транспорта, а также для организации нового вида конвенционных испытаний – проверка электромагнитной совместимости (ЭМС) оборудования, расположенного в районе мостика вновь строящихся судов. Таким образом, за счет того, что Испытательный Центр «Мортест» имел гарантированного заказчика работ в лице крупной компании «Транзас», имелась возможность развиваться и вести взвешенную маркетинговую политику. Помещения, специалисты, измерительное оборудование и проверочные стенды совместно использовались как для разработок и отладки новой продукции, так и для проведения испытаний. В результате ИЦ «Мортест» получил признания в Системе сертификации ГОСТ-Р, Ространснадзора, Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) и Российского Речного Регистра (РРР) на проведение сертификационных испытаний судового и берегового оборудования.
На сегодняшний день ИЦ «Мортест» располагает необходимым для работы персоналом и испытательным оборудованием, но деловые отношения с крупным заказчиком «Транзас» прекратились ( «Транзас» предпочел иметь дело с вновь созданной лабораторией «ТРАНС-ТЕСТ») в связи с чем, в зависимости от поступающих заявок, вынужден привлекать дополнительных испытателей, измерительное и испытательное оборудование, на что уходит большая часть зарабатываемых средств. Накопленный опыт и ресурсы позволяют обеспечивать качественное выполнение традиционных видов испытаний, но на большее рассчитывать не приходится.
Для достижения Европейского признания результатов испытаний ИЦ «Мортест» потребуется закупить современное оборудование, расширить штат постоянных сотрудников и, соответственно, увеличить производственные площади, что потребует определенных вложений.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю производителям или поставщикам оборудования или материалов, имеющим производственные площади и инженерно-технический персонал, осуществляющий разработку или тестирование продукции, требующей сертификационные или периодические испытания, рассмотреть мое предложение о создании современного испытательного центра с перспективой признания его Европейским Сообществом, что стало особо актуальным в условиях вступления РФ в ВТО.
Реализация проекта потребует порядка 4-х млн. рублей инвестиций (при условии предоставления необходимых производственных площадей) и около года, после чего можно рассчитывать на возврат вложенных средств в течение 3-х лет и дальнейшее развитие при соответствующей маркетинговой поддержке.
Являясь учредителем и единственным акционером ЗАО «Мортест», я готов обсудить условия сотрудничества, включая передачу акций в счет обеспечения инвестиций.
С уважением,
Генеральный директор ЗАО «Мортест»
Капитан дальнего плавания М.А.Кирилин
В Европейском Союзе с 2010 года вступило в силу новое законодательство по некоторым отраслям производства продукции, которое призвано обеспечить более высокую степень безопасности потребителя. Надзорные органы за внутренним рынком и таможенные органы могут более эффективно выполнять свои функции по контролю за соответствием продукции в девяти Директивах, в частности:
- Директивы 2006/42/EC по машинам и оборудованию;
- Директива 2006/95/EC низковольтное оборудование ;
- Директива 2004/108/EC электромагнитная совместимость;
- Директива 94/9/EC ATEX оборудование и защитные системы.
Новая законодательная база предназначена для улучшения функционирования внутреннего рынка в странах ЕС, повышения уровня безопасности потребителя и снижения возможности поставки продукции, не отвечающей требованиям, определяющим нанесение на продукцию знака СЕ (CE Mark).
Европейский ЕС Сертификат Соответствия, ЕС Декларация Соответствия (EC Declaration of Conformity, EC Declaration of Compliance) и результаты испытаний продукции, проведенные в одной из стран Европейского Союза, признаются всеми странами ЕС. В большинстве стран, входящих в ВТО, протоколы испытаний, Сертификаты Соответствия ЕС и ЕС Декларации Соответствия, выпущенные в странах Европейского Союза на основании соответствующих испытаний, признаются без каких-либо ограничений.
Для получения необходимых знаков «CE» есть два пути:
- Обратиться в одну из Европейских лабораторий или в Международный Центр Сертификации и Качества . Эксперты всегда готовы дать подробную консультацию и провести процедуру сертификации продукции для экспорта на рынок Европейского Союза. Такие испытания будут стоить десятки тысяч ЕВРО, при этом стоит учитывать затраты времени и средств на препровождение оборудования до зарубежной лаборатории, оформление на таможне и то, что оборудование может вернуться с замечаниями, и по исправлении их, процедуру придется повторить.
- Или создать современный испытательный центр в России, с перспективой признания его Европейским Союзом. При этом рыночная стоимость аналогичных испытаний в РФ на порядок ниже, чем в Европейских лабораториях. Для этого потребуется приобрести и разместить оборудование, найти квалифицированных специалистов в области проведения сертификационных испытаний. Подать заявку на право проведения испытаний на соответствие стандартам ЕС. Подтвердить на практике способность работать на должном уровне.
Стоит учитывать, что отсутствие достаточного опыта работы на внутреннем рынке усложнит получение признания европейских контролирующих организаций.
Процесс создания современного Испытательного Центра значительно упростится, если не изобретать велосипед, а использовать потенциал действующих в РФ Испытательных Центров. Может возникнуть вопрос – почему же Испытательные Центры сами не могут заняться модернизацией, повышением своего статуса и соответственно, повысить свою эффективность. Могу предположить, что на территории РФ уже действуют испытательные центры, по результатам испытаний которых выдают Сертификаты Соответствия ЕС или других классификационных обществ, признающихся на территории ВТО. Такой опыт может оказаться бесценным как для государственных структур, осуществляющих разработку гражданской морской техники, так и для коммерческих структур, рассчитывающих поставлять свою продукцию на новые рынки ВТО. За неимением другого, предлагаю рассмотреть эту проблему на опыте Испытательного Центра «Мортест».
Испытательный центр «МОРТЕСТ» был создан в Санкт-Петербурге в 2004 году руководителями ЗАО «Транзас» с учетом постоянных потребностей компании в сертификационных испытаниях своей продукции, реализуемой для береговых объектов и судов морского и речного транспорта, а также для организации нового вида конвенционных испытаний – проверка электромагнитной совместимости (ЭМС) оборудования, расположенного в районе мостика вновь строящихся судов. Таким образом, за счет того, что Испытательный Центр «Мортест» имел гарантированного заказчика работ в лице крупной компании «Транзас», имелась возможность развиваться и вести взвешенную маркетинговую политику. Помещения, специалисты, измерительное оборудование и проверочные стенды совместно использовались как для разработок и отладки новой продукции, так и для проведения испытаний. В результате ИЦ «Мортест» получил признания в Системе сертификации ГОСТ-Р, Ространснадзора, Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) и Российского Речного Регистра (РРР) на проведение сертификационных испытаний судового и берегового оборудования.
На сегодняшний день ИЦ «Мортест» располагает необходимым для работы персоналом и испытательным оборудованием, но деловые отношения с крупным заказчиком «Транзас» прекратились ( «Транзас» предпочел иметь дело с вновь созданной лабораторией «ТРАНС-ТЕСТ») в связи с чем, в зависимости от поступающих заявок, вынужден привлекать дополнительных испытателей, измерительное и испытательное оборудование, на что уходит большая часть зарабатываемых средств. Накопленный опыт и ресурсы позволяют обеспечивать качественное выполнение традиционных видов испытаний, но на большее рассчитывать не приходится.
Для достижения Европейского признания результатов испытаний ИЦ «Мортест» потребуется закупить современное оборудование, расширить штат постоянных сотрудников и, соответственно, увеличить производственные площади, что потребует определенных вложений.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю производителям или поставщикам оборудования или материалов, имеющим производственные площади и инженерно-технический персонал, осуществляющий разработку или тестирование продукции, требующей сертификационные или периодические испытания, рассмотреть мое предложение о создании современного испытательного центра с перспективой признания его Европейским Сообществом, что стало особо актуальным в условиях вступления РФ в ВТО.
Реализация проекта потребует порядка 4-х млн. рублей инвестиций (при условии предоставления необходимых производственных площадей) и около года, после чего можно рассчитывать на возврат вложенных средств в течение 3-х лет и дальнейшее развитие при соответствующей маркетинговой поддержке.
Являясь учредителем и единственным акционером ЗАО «Мортест», я готов обсудить условия сотрудничества, включая передачу акций в счет обеспечения инвестиций.
С уважением,
Генеральный директор ЗАО «Мортест»
Капитан дальнего плавания М.А.Кирилин