В первом номере журнала "WWW.KORABEL.RU" за 2017 год №1(35) мы показали грузовой флот смешанного плавания, который был построен за последние 17 лет для отечественных заказчиков. Данные о том, что с 2000 года судовладельцы ввели в строй более 320 единиц грузовых самоходных судов типа "река-море", которые мы привели в материале, стали для многих специалистов неожиданностью.
Однако грузовые суда – это только один сегмент новостроя. Еще есть не менее многочисленный вспомогательный флот, и там статистика тоже впечатляющая. Только за 7 лет по рекам и акваториям портов России стали ходить около 150 новых вспомогательных судов различного назначения: от рабочих катеров и буксиров до ледоколов и судов-спасателей. Плюс в постройке находятся еще около 25 единиц судов на разных заводах.
Поэтому специально к этому номеру мы совместно со специалистами Федерального агентства морского и речного транспорта подготовили обзор вспомогательного флота, который построили отечественные заводы, начиная с 2010 года, не беря во внимание небольшие катера и суда двойного назначения, которые сдавались для различных силовых ведомств и ВМФ.
БЕЗ ГОСПРОГРАММ НИКУДА
Во многом на развитие вспомогательного флота повлияла федеральная государственная программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Программа затрагивала все виды транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный. Развитие водного транспорта в ФЦП затрагивают две подпрограммы: "Морской транспорт" и "Внутренний водный транспорт". По последней редакции текста документа от 29 февраля 2017 года по подпрограмме "Морской транспорт" предусмотрено выделение 227223,6 млн руб. средств из федерального бюджета и 409484,9 млн руб. из внебюджетных источников.
По подпрограмме "Внутренний водный транспорт" 195002,4 млн руб. из средств федерального бюджета и 39268,40 млн руб. из внебюджетных источников соответственно. В рамках подпрограммы "Морской транспорт" с 2010 года построено 35 судов различных классов: 4 единицы водолазных судов пр. SDS08, которые производил Ярославский судостроительный завод, 6 бонопостановщиков пр. А40-2Б (постройки ООО "Верфь братьев Нобель"), еще один катер-бонопостановщик, 10 водолазных катеров проекта А160 (на заводе "Нижегородский теплоход"), 4 самоходных баржи DCV47 (на Сосновском судостроительном заводе).
Невский судостроительный завод сдал 4 аварийно-спасательных судна пр. MPSV07, еще 2 аналогичных судна по другому проекта MPSV06 сдал Nordic Yards, одно многофункциональное судно "Балтика" проекта Р-70202 (ПСЗ "Янтарь"), Выборгский СЗ передал 3 ледокола пр. 21900. В 2017-2020 годах по ФЦП планируется построить еще 11 судов различного назначения: 4 многофункциональных буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт по модифицированному проекту MPSV12 (Невский ССЗ), 2 лоцмейстерских судна ледового класса, 2 специализированных гидрографических катера, 1 морской теплоход-площадку с аппарельным устройством г/п до 360 тонн, 2 специализированных гидрографических катера, 2 лоцмейстерских судна, одно грузопассажирское судно для обеспечения сообщения Командорских островов и города Северо-Курильска с Петропавловском-Камчатским. Плюс до 2020 года еще планируется сдать дизель-электрический ледокол ЛК-25 "Виктор Черномырдин", который строит Балтийский завод.
Кроме того, в рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" в апреле 2016 году "Судоремонтно-судостроительная корпорация" в Городце начала строительство несамоходного земснаряда производительностью 1000 м3/час по проекту РЦПКБ "Стапель" для ФБУ "Администрация Ленского бассейна". Работать судно будет на реках Республики Саха (Якутия). Завершить строительство земснаряда планируется в 2018 году. [Подробнее о земснаряде читайте на страницах 144-145] В рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" в период с 2016 по 2020 годы планируется строительство одного многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 4 МВт пр. MPSV12 (строится на СЗ "Залив"), одного рейдового водолазного катера (строится на СЗ "Море"), плюс по одному противопожарному буксиру, морскому водолазному судну и плавпричалу.
БЛИЖЕ К ФЛОТУ
SDS08
Водолазное судно проекта SDS08 (пр.22630)
Заказчик: ФКУ "Дирекция госзаказчика", Госморспасслужба Росморречфлота Проект: технический проект – Морское инженерное бюро, рабоче-конструкторская и технологическая документация – ПКБ "Петробалт" Завод-строитель:Ярославский судостроительный завод Количество: 4 ед.
Водолазное судно проекта SDS08 (пр.22630) / "Ярославский судостроительный завод", ОАО
SDS08 – судно ледового класса Ice2, предназначенное для обеспечения и подводно-технических работ водолазов на глубинах до 100 метров, участия в спасательных, судоподъемных и гидротехнических работах, обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов. Судно оснащено полным комплексом водолазного оборудования, включая барокамеру для 4 водолазов и телеуправляемый подводный аппарат.
В качестве главных двигателей и дизель-генераторов на судне применены экзотические для России двигатели французской марки Baudouin: Baudouin 8М26SR мощностью 2х420 кВт и Baudouin GEB225 2х136 кВт соответственно. Всего было построено 4 водолазных судна проекта SDS08, все на Ярославском судостроительном заводе. Головное судно сдано в октябре 2010 года.
Катер проекта А40-2Б предназначен для транспортировки и постановки боновых заграждений, доставки аварийной партии и природоохранного оборудования.
Всего по этому проекту было построено 6 катеров, все на "Верфи братьев Нобель" в Рыбинске. Четыре катера по модифицированному проекту А402Б-ЯР построил Ярославский судостроительный завод. В качестве главной силовой установки на катере применены два двигателя Scania DI14 75M мощностью 2x248 кВт и дизель-генератор Nanni Diesel 1х19,2 кВт.
Рейдовый водолазный катер А160 предназначен для проведения водолазных и подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при максимальном волнении до 3 баллов, участия в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях, обследования акваторий и затонувших объектов, подводной части корпусов кораблей и гидротехнических сооружений.
Всего по проекту А160 было построено 10 катеров, все на заводе "Нижегородский теплоход". Головное судно сдано в октябре 2010 года. В качестве главной силовой установки на судне применены два двигателя Scania DI1643M мощностью 2х441 кВт.
Технические характеристики водолазного судна проекта А160:
Параметр
Характеристика
Класс
Ice2 R3-RSN AUT3 SDS<60 diving ship
Длина, м
27,4
Ширина, м
5,6
Осадка в грузу, м
1,5
Водоизмещение порожнем, т
83
Экипаж, чел.
3 (+5 водолазов)
Скорость, узл.
15
Дальность плавания, миль
200
Автономность, сут.
5
MPSV07
Многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07
Многофункциональное аварийно-спасательное судно "Спасатель Демидов" проекта MPSV07 / Корабел.ру
Заказчик: ФКУ "Дирекция госзаказчика", Госморспасслужба Росморречфлота Проект: Морское инженерное бюро Завод-строитель: Невский судостроительно-судоремонтный завод Количество: 4 ед.
Суда проекта MPSV07 предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, поиска, спасения, эвакуации людей, откачки воды из затопленных отсеков аварийных судов, выполнения буксировочных операций, борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. Судно оснащено арсеналом оборудования для борьбы с пожарами на судах и береговых объектах, тушения горящего на воде топлива. Кроме того, на MPSV07 есть техника для выполнения подводно-технических работ на глубинах до 60 метров, обследования морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 метров.
Суда обладают высоким ледовым классом Arc5, имеют неограниченный район плавания, включая Северный морской путь. Головное судно Невский ССЗ сдал в марте 2013 года, последнее в серии 4 единиц – в декабре 2015 года. Суда MPSV07 оборудованы полноповоротными винто-рулевыми колонками производства Ulstein Aquamaster US305 мощностью 2x2000 кВт. Привод каждой ВРК идет от гребного электродвигателя мощностью 2265 кВт. На генератор работают 4 двигателя Wartsila 8L20 мощностью 4x1370 кВт.
Спасательное судно проекта MPSV12 "Бахтемир" / "Невский ССЗ", ООО
Заказчик: ФКУ "Дирекция госзаказчика", Госморспасслужба Росморречфлота. Проект: Морское инженерное бюро Завод-строитель: Невский судостроительно-судоремонтный завод, судостроительный завод "Залив" (Керчь) Количество: нет (строятся 5 ед.)
Суда проекта MPSV12 предназначены для патрулирования, аварийно-спасательного дежурства в районах судоходства, оффшорной деятельности, поиска и оказания помощи терпящим бедствие судам, аварийно-спасательных, судоремонтных и водолазных работ на глубине до 60 м в том числе с подводной сваркой и резкой. Судно оснащено набором оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, поиска и спасения, эвакуации и размещения людей, оказания им медицинской помощи. Три первых судна серии уже спущены на воду, стоят у достроечной набережной Невского судостроительного завода. По планам, MPSV12, которые строит Невский ССЗ, должны приступить к работе в 2018 году.
Технические характеристики многофункционального мелкосидящего буксира-спасателя арктического плавания MPSV12:
Параметр
Характеристика
Класс
Arc 5 AUT2 FF2WS DYNPOS-2 Salvage ship
Длина, м
79,85
Ширина, м
17,36
Высота борта на миделе, м
6,7
Осадка максимальная, м
4,5
Экипаж, чел.
12
Скорость, узл.
14
Автономность, сут.
30
P-70202
Аварийно-спасательное судно проекта р-70202
Ледокол проекта р-70202 / "Arctech Helsinki Shipyard"
Заказчик: ФГУП "Росморпорт" Проект: Aker Arctic Technology Завод-строитель: Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", Arctech Helsinki shipyard Количество: 1 ед.
Конструктивная особенность судна проекта р-70202 – асимметричный корпус, оснащенный тремя полноповоротными винторулевыми комплексами общей мощностью 7,5 МВт. Это позволяет судну "идти бортом", прокладывая во льду канал до 50 метров, при ширине корпуса в 20,5 метра. При этом судно способно продвигаться в ровном льду толщиной один метр.
Судно предназначено для проведения аварийно-спасательных операций, ликвидации разливов нефти, в том числе в ледовых условиях. Большая маневренность позволят "Балтике" участвовать в ледовых проводках. Головным исполнителем проекта был Прибалтийский завод "Янтарь", который изготавливал и окрашивал блоки.
Формирование корпуса, достроечные работы и испытания судна проходили на верфи Arctech Helsinki Shipyard. Закладная секция судна была заложена на стапеле ПСЗ "Янтарь" 6 июня 2012 года. В марте 2014 года судно передали заказчику.
Заложено
Сдано
Название
Порт приписки
Стоимость
06.07.2012
10.04.14
"Балтика"
ФГУП "Росморпорт"/Санкт – Петербург
3 274 000 000,00 руб.
Технические характеристики аварийно-спасательного судна проекта р-70202:
Проект MPSV06 предназначен для участия в аварийно-спасательных операциях, поиска, спасения и эвакуации людей, проведения буксировочных операций, выполнения ледокольных операций при толщине льда до 1,5 м, борьбы с аварийными разливами нефтепродуктов. Судно оснащено оборудованием по борьбе с пожарами, способно участвовать в тушении судов, береговых объектов, горящего на воде топлива.
Также MPSV06 способен выполнять глубоководные подводно-технические работы силами водолазов с рабочей глубиной до 300 метров, проводить обследование морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 м с помощью буксируемых телеуправляемых аппаратов.
Заложено
Сдано
Название
Порт приписки
Стоимость
12.11.13
09.10.15
"Берингов пролив"
Морспасслужба Росморречфлота Сахалинский филиал Корсаков/Санкт-Петербург
3 124 766 000,00 руб.
12.11.13
22.11.15
"Мурман"
Морспасслужба Росморречфлота Северный филиал/ Мурманск
2 865 234 000,00 руб.
Технические характеристики аварийно-спасательного судна проекта MPSV06:
DCV47
Морская накатная самоходная баржа проекта DCV47
Морская накатная самоходная баржа проекта DCV47 / "Сосновский судостроительный завод"
Заказчик: ФКУ "Дирекция госзаказчика", Росморречфлот Проект: Морское инженерное бюро Завод-строитель:Сосновский судостроительный завод Количество: 4 ед.
Баржа проекта DCV47 предназначена для перевозки генеральных грузов, навалочных грузов, техники, контейнеров на грузовой палубе. Перевозка 20-футовых и 40-футовых контейнеров возможна в два яруса. Разгрузка и погрузка судна может производиться в том числе и на необорудованный берег. Судно оснащено специальным краном грузоподъемностью 5,8 т на вылете стрелы 10 м. Всего по проекту построено 4 судна, все на Сосновском судостроительном заводе. Головное сдано в мае 2011 года.
Заложено
Сдано
Название
Порт приписки
Стоимость
13.01.10
06.08.11
"Сосновка-1"
Петропавловск-Камчатский
193 600 000,00 руб.
18.10.10
06.08.11
"Сосновка-2"
Петропавловск-Камчатский
155 000 000,00 руб.
28.02.11
08.08.13
"Сосновка-3"
Владивосток
177 884 146,50 руб.
11.03.11
08.08.13
"Сосновка-4"/ сейчас: "Капитан Финашин"
Владивосток
177 884 146,50 руб.
Технические характеристики накатной баржи проекта DCV47:
Параметр
Характеристика
Класс
Ice2 R1 AUT3 OMBO
Валовая вместимость, т
369
Дедвейт, т
96
Водоизмещение, т
513
Длина, м
39,8
Ширина, м
10,2
Высота борта, м
4,2
Осадка, м
2,8
Экипаж, чел.
10
Скорость экономхода, узл.
10,2
21900М
Линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900М
Ледокол "Владивосток" / Корабел.ру
Заказчик: ФГУП "Росморпорт" Проект: технический проект – ЦКБ "Балтсудопроект" (Санкт-Петербург) , РКД – КБ "Вымпел" (Нижний Новгород) Завод-строитель:Выборгский судостроительный завод, Arctech Helsinki shipyard. Количество: 3 ед.
Ледокол проекта 21900М может участвовать в ледовых проводках, при этом обеспечивается непрерывное движение во льдах при толщине льда до 1,5 метров, проводить подводно-технические работы, выполнять функции пожарного судна на судах, буровых и нефтедобывающих платформах.
Заложено
Сдано
Название
Порт приписки
Стоимость
26.12.12
26.02.16
"Владивосток"
Санкт – Петербург
4 170,0 млн. рублей
22.12.12
26.12.16
"Мурманск"
Санкт – Петербург
4 055,5 млн. рублей
12.12.12
26.12.16
"Новороссийск"
Санкт – Петербург
4 055,5 млн. рублей
Технические характеристики дизель-электрического ледокола проекта 21900М:
16903
Морской сухогруз проекта 16903 "Анатолий Жилинский"
Заказчик: ФГУ "Гидрографическое предприятие"
Проект: ЗАО "ЦНИИМФ" (Санкт-Петербург)
Завод-строитель: завод "Красная Кузница"
Количество: 1 ед.
Проект 16903 – это универсальное судно. Оно предназначено для доставки снабженческих, генеральных и лесных грузов, железнодорожных и международных контейнеров, колесной и гусеничной техники в пункты арктического побережья. Завод "Красная кузница" сдал одно судно проекта 16903 для "Администрации Ленско
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Самусьский судостроительно-судоремонтный завод", ООО
#Татаринов Дмитрий 17.10.2017, 10:41Вы проделали большую работу, но есть недочеты :) 1. Проект ST23WI-M После "Капитан Черемных" успели спустить и даже сдать катер "Адис" http://www.rosmorport.ru/news.html?id=4646 2. Раз уж вы заговорили про TSHD1000, то наверное надо было бы отметить и "Северную Двину" проекта TSHD2000, построенную во Вьетнаме. Недавно Онежский завод подписал контракт с Дамен на постройку второго такого земснаряда "Юрий Маслюков" https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1658739240856028&set=pcb.2036474053253484&type=3&theater 3. Так же Онежский завод по проекту Дамен построил несамоходный земснаряд "Петр Саблин". По несамоходным у вас вообще не паханное поле, а их сдают по паре штук в год :) 4. А куда вы дели бонопостановщики "РН Аскольд" и "РН Посьет", построенные для Роснефти во Владивостоке? :) далее... 5. Так же где буксиры "РН Амур" и "РН Уссури" построенные по проекту Дамен на Хабаровском заводе? 6. Где буксиры "Пур", "Тамбей" и "Юрибей" построенные/строящиеся для Атомфлота на керченском "Фрегате" Краншипом (хотя официально это в Темрюке :) Да вообще Краншип на "Фрегате" очень немало буксиров понастроил http://craneship.ua/ru/ 7. Где портовые ледоколы, что сейчас строит ВСЗ? 8. Где суда снабжения буровых платформ, строящиеся/построенные в Хельсинки? Фу... Это то, что на вскидку вспомнилось :) Получается вы не упомянули чуть ли не про половину строящихся/построенных судов.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+