Во время ноябрьской экспедиции по предприятиям Санкт-Петербурга и Ленинградской области я посетил Невский судостроительно-судоремонтный завод, который расположен в Шлиссельбурге. Корабелы предприятия поделились со мной всеми секретами строительства новейших буксиров-спасателей проекта MPSV12, которые я расскажу вам.
Аварийно-спасательные суда проекта MPSV12 разработаны в "Морском инженерном бюро - СПБ - дизайн" и строятся серией из четырех судов на Невском судостроительном заводе по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ.
Суда данного проекта предназначены для патрулирования и несения аварийно-спасательного дежурства в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов. Спасатель способен оказывать различную помощь аварийным судам, тушить горящее на воде топливо и ликвидировать аварийные разливы нефти и нефтепродуктов.
С чего начинается строительство судов? Большинство читателей блога уже знает ответ на этот вопрос. Но для тех кто не знает, напомню - со складской площадки, где находится металл для строительства будущего судна/корабля. На двух снимках ниже складская площадка Невского судостроительно-судоремонтного завода. Из этих материалов строят новые буксиры-спасатели проекта MPSV12.
|
Складская площадка Невского судостроительно-судоремонтного завода / Корабел.ру |
На складе находится листовой металл, профиль и трубы. Именно здесь начинается жизнь спасательных буксиров.
|
Складская площадка Невского судостроительно-судоремонтного завода / Корабел.ру |
Но для того, чтобы листовой прокат стал частью будущего корабля, с ним проводят несколько процедур - дробеструйная очистка и грунтовка.
Проходя через линию очистки стали, металлопрокат минует все этапы очистки: сначала дробеструйная очистка, грунтовка и сушка, а затем он попадает в цех.
|
Грунтовка металлопроката / Корабел.ру |
После того как металлопрокат прошёл процедуру очистки и грунтовки, его отправляют в заготовительный и корпусообрабатывающий цех, где с помощью уникальных станков он превращается в детали корпуса будущего спасательного буксира.
|
Корпусообрабатывающий цех. На переднем плане магнитный кран / / Корабел.ру |
В заготовительном цехе изготавливаются небольшие конструкции для корабля: фундаменты, оснастка и элементы корабля.
|
Гильотина для рубки металла. / Корабел.ру |
В заготовительном цехе берутся трубы, прокат и, согласно чертежам, нарезаются на мелкие детали. Потом из них будут изготавливаться конструкции, которые будут насыщать внутренние объемы буксира.
В корпусообрабатывающем цехе окрашенный металлопрокат проходит через плазменную резку, с помощью которой из листа вырезаются детали любого контура, необходимые для строительства. После этого они переходят на автоматизированную линию сборки секций.
|
Газорезательная машина "Messer" необходима для оконтуровки полотен / Корабел.ру |
На автоматизированной линии детали судна собираются в полотна и свариваются под флюсом с помощью сварочной машины фирмы "IMG”.
|
Валиковый пресс. С его помощью формируют изогнутые элементы наружной обшивки корпуса / Корабел.ру |
Каждая деталь имеет свою маркировку. По ней судостроители определяют её предназначение, а именно где деталь будет установлена.
|
Детали будущего буксира-спасателя / Корабел.ру |
На следующем этапе линии проходит разметка под установку набора. Лист он имеет гибкость, поэтому на него устанавливается набор - тавровые балки или полособульб, которые его подкрепляют.
После того, как набор установлен, производится укрупнение секций и сборка днищевой секции буксира-спасателя.
|
Днищевая секция будушего буксира-спасателя / Корабел.ру |
Когда днищевая секция собрана, приходит очередь сборки П-образной секции.
|
Сборка П-образной секции / Корабел.ру |
Сборка П-образной секции производится с помощью установки боковых секций на палубную секцию. Затем производится укрупнение. После этого они переворачиваются с помощью крана и переходят на следующий стапель, где ведётся сборка корпуса буксира-спасателя.
|
П-образная секция / Корабел.ру |
На следующей линии производится сборка корпуса буксира-спасателя "Бейсуг", который строится для новороссийского филиала Морспасслужбы Росречфлота.
|
Формирование корпуса буксира-спасателя "Бейсуг" для новороссийского филиала Морспасслужбы Росречфлота / Корабел.ру |
Во время формирования корпуса производится загрузка главного оборудования: двигатели, редуктора и другое крупное оборудование.
|
Формирование корпуса буксира-спасателя "Бейсуг" для новороссийского филиала Морспасслужбы Росречфлота / Корабел.ру |
Для выполнения поставленных задач судно оснащено энергетической установкой с двумя дизельными двигателями максимальной длительной мощностью ок. 2600 кВт каждый.
|
Главные двигатели, редуктор и валогенератор для буксира-спасателя бейсуг / Корабел.ру |
Буксиры-спасатели данного проекта оснащены двумя гребными винтами с усиленным ледовым классом, с наклонным форштевнем и крейсерской кормовой оконечностью, с удлиненной двухъярусной надстройкой бака, носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в средней части, с дизельной энергетической установкой, с двумя носовыми и одним кормовым подруливающими устройствами, с категорией ледового усиления "Arc5".
|
Лопасти винтов для буксира-спасателя "Бейсуг" / Корабел.ру |
После того, как завершено формирование корпуса, производится предъявление конструктивности и проводится испытание цистерн. По завершении этих процедур начинается окраска корпуса, а затем вывод корпуса из эллинга и его спуск на воду для достройки.
На нижнем снимке хорошо видны два носовых подруливающих устройства с винтами регулируемого шага.
|
Буксир-спасатель "Калас", построенный корабелами Невского ССЗ для архангельского филиала Морспасслужбы Росречфлота, в ожидании спуска на воду / Корабел.ру |
Вывод буксира-спасателя из цеха производится с помощью стапельных тележек, которые вывозят его на открытый слип, где судно пересаживается на спусковые телеги (наклонный слип) и спускается на воду .
|
Строительство буксиров-спасателей на Невском ССЗ / Корабел.ру |
Корабелы Невского судостроительно-судоремонтного завода
|
Корабелы Невского судостроительного завода Василий Скрипов и Дмитрий Дуденко / Корабел.ру |
Как выглядит наклонный слип, можно рассмотреть на фотографии ниже.
|
Строительство буксиров-спасателей на Невском ССЗ / Корабел.ру |
Проведение операции по спуску на воду и управление спусковыми тележками обеспечивается из специального диспетчерского пункта.
|
Пункт управления / Корабел.ру |
Когда операция по спуску на воду завершена, буксир-спасатель переводят к достроечной набережной завода, где его начнут насыщать остальным оборудованием и готовить к проведению швартовных, а затем и ходовых испытаний.
|
Буксир-спасатель "Бахтемир" у достроечной набережной Невского ССЗ / Корабел.ру |
В этот момент у достроечной набережной завода стоял буксир-спасатель "Бахтемир", построенный для астраханского филиала Морспасслужбы.
|
Спасательная шлюпка буксира-спасателя "Бахтемир" / Корабел.ру |
Около "Бахтемира", на набережной, находится оборудование и устройства, которые будут установлены на него.
|
Катера для буксира-спасателя "Бахтемир" / Корабел.ру |
После того, как будет завершена погрузка и установка оборудования, начнутся швартовные испытания, а затем заводские ходовые испытания.
|
Строительство буксира-спасателя на Невском ССЗ / Корабел.ру |
На заводских ходовых испытаниях корабелы Невского ССЗ проверят все системы и механизмы буксира-спасателя и выявят недочёты, которые будут устранены после возвращения на завод. После всех испытаний происходит перегон судно к пункту базирования, где и подписывается акт приёма-передачи судна с заказчиком.