Цикл интервью о современных средствах навигации и картографии продолжаем интервью с гендиректором компании "Е-Дата" Мирославом Алексеевым и Лаврентьевым Александром - военно-морским офицером и специалистом в сфере бумажной продукции, работающим с морской картографией более 15 лет.
- Расскажите, пожалуйста, что значит термин "Система печати по требованию"? В чем механизм данной системы?
Александр Николаевич: Система печати по требованию или ППТ (англ. Print on Demand, POD) – это, конечно, замечательное изобретение. Вспомним, как было раньше, когда карты печатались в типографии огромными тиражами и, чтобы каждую карту иметь на складе, нужно было под это выделить огромное помещение. Кроме того, карта – "скоропортящийся" продукт, ведь на море постоянно происходят какие-то изменения – то буй поставят, то его сорвет, то маяк погаснет, то он, наоборот, будет включен, но с другими режимами работы... Нужна постоянная корректура. А если карта пролежала на складе год невостребованной и вдруг кому-то понадобилась, то ее в срочном порядке надо было передавать корректорам для внесения изменений. Поскольку количество карт достигало более 3500, то представляете, какую корректорскую нужно было еще содержать? Это достаточно большой штат сотрудников.
Печать по требованию зародилась где-то на рубеже XX-XXI веков и стала активно внедряться. Теперь можно просто отправить заявку в Британское Адмиралтейство, и они тут же на наш плоттер направят файл с картой, которая нужна в данный момент и в данном месте нашим клиентам. Занимает печать одной карты порядка 6-8 минут. Корректура на карту уже нанесена. Склад не нужен, корректорская работа не нужна — нас тут сейчас работает три человека, и этого вполне достаточно.
Еще добавлю, у меня, как у человека "старорежимного", от этого плоттера волосы встают дыбом. Представляете — четыре пишущие головки, восемь картриджей, а цветов на карту наносится порядка 32! И как это все там происходит внутри этого механизма, для меня до сих пор остается загадкой, но это здорово.
Мирослав: А какой у нас был срок поставки карт, когда мы брали со склада? Мы ведь начинали работать по картам Британского Адмиралтейства, когда печати по требованию в принципе не было.
Александр Николаевич: Да, это тоже проблема была. Вот сейчас судно заходит в порт Санкт-Петербург, делает запрос, и мы буквально в течение нескольких часов обеспечиваем поставку.
Понятно, что и тогда все 3500 карт невозможно было держать на складе. Держали только наиболее ходовые. И вдруг появляются такие карты, которые нужно заказывать. Процесс был такой: заказ уходит в Британское Адмиралтейство, где его формируют. Потом его отправляли. Самый быстрый, на мой взгляд, способ, курьерской службой, и то это занимало 2-3 дня. И стоило больших денег. Сейчас сокращаются расходы на доставку, соответственно, и клиенты довольны, что снижается стоимость карты, так как доставка исключена из ее стоимости.
На складе нашей компании тогда находилось порядка 1000 карт, стеллажи были заполнены, и мы ходили-бродили среди них. Каждая карта была пронумерована, на полках были обозначения, нужно было "рыться" в этих складах. Сейчас у нас из большого количества стеллажей осталось только два для книг. Все сократили до минимума.
Мирослав: Причем по правилам Британского Адмиралтейства мы обязаны были поставлять карту с нанесением последней имеющейся корректуры.
Александр Николаевич: Да, точно. Это тоже занимало время. А главное — требовалось большое количество сотрудников, а специалистов-корректоров, которые разбираются в морских картах и знают, как наносится корректура, тоже нужно было найти. Сейчас карта выпускается сразу с корректурой. И если происходит какое-то изменение, то это отмечается заранее в файле перед печатью.
Мы начали выпускать карты Британского Адмиралтейства по системе ППТ в 2012 году, при этом не все сразу можно было печатать. Эти карты оцифровывали постепенно. В первую очередь, были оцифрованы стандартные, навигационные карты. А различные маршрутные, климатические, карты по безопасному мореплаванию (то есть с указанием района пиратства) первое время мы вынуждены были заказывать. Но сейчас любую британскую карту мы можем напечатать.
Кроме того, постепенно мы пришли к тому, что расширился список стран, карты которых мы можем печатать. Мы начали с того, что стали печатать австралийские карты, потом японские, новозеландские карты. А недавно стали печатать немецкие карты и даже карты государства Папуа – Новая Гвинея или Панамского канала. То есть этот перечень карт постоянно расширяется, и другие страны подключаются к системе "печати по требованию".
Е-дата |
Мирослав: Давайте поговорим о качестве печати. Здесь надо сказать, что у нас печать, во-первых, производится на бумаге, которая поставляется напрямую от Британского Адмиралтейства. То есть мы не имеем права печатать карты на любой бумаге — только на британской бумаге с водяными знаками Prosecura.
Александр Николаевич: Это делается, чтобы избежать контрафакта. Если, например, российскую карту можно купить, а потом пойти на площадь Восстания и на плоттерах скопировать любое количество, то с британской картой так не получится.
По процедуре самой печати. Во-первых, всегда печатается тестовая карта. Тестовые карты бывают двух видов: одна ежедневная, вторая – еженедельная. Первая предваряет начало печати каждый день, проверяются цвета, сравниваются с образцом. А в еженедельной – размеры и другие характеристики.
Мирослав: Плюс к этому мы на всякий случай обязаны хранить набор тестовых карт, по меньшей мере, год.
Александр Николаевич: Кроме того, Британское Адмиралтейство требует, чтобы два раза в месяц, 1-го и 15-го числа, распечатанную на нашем плоттере тестовую карту мы отправляли им на проверку. Их "Аудит-тим" проверяет именно качество печати этих тестовых карт. И не дай бог, если там цвет не совсем так лег или линия не такая будет — это грозит серьезными неприятностями. Они сразу замораживают наш плоттер, прекращается печать карт до исправления несоответствий. Получается, что судам нужны карты, а мы на простое. Поэтому за этим мы постоянно следим и каждый день тестовую карту тщательно проверяем, сравниваем с образцом, присланным из Британского Адмиралтейства. В инструкции, которая прикладывается к контракту, по которому мы действуем, все расписано — мы должны проверять и состояние картриджей, и состояние печатающих головок каждый день, чтобы уже потом печатать тестовую карту, сравнивать, и продолжать печатать навигационные карты уже в полном объеме, в соответствии с заказом.
- Как часто нужно эту технику для печати обновлять? Она ведь, наверное, изнашивается со временем?
Александр Николаевич: Одна пишущая головка рассчитана на 1500 мл, то есть 1,5 литра чернил из картриджа. Как только мы подходим к этой границе, то покупаем новые головки и устанавливаем их в зависимости от того, какие там цвета. Кроме того, на плоттере всегда пишется, что в таком-то картридже осталось мало чернил, мы проверяем, сколько процентов осталось и заранее приобретаем картриджи. Причем требования здесь тоже довольно жесткие — подходят только оригинальные картриджи для данного плоттера, только оригинальные головки. А если ставишь неоригинальную головку или картридж, линии, которые должны быть очень тонкими, расплываются. Такую карту, конечно, никто не закажет.
Как часто нужно менять оборудование? Это уже зависит от загрузки конкретного плоттера. В зимнее время меньше печатаем карт, а начиная с ранней весны и до глубокой осени, нагрузка приличная.
Е-дата |
- На картах есть QR-код, что он дает?
- Александр Николаевич: Он дает ссылку на сайт Британского Адмиралтейства https://www.admiralty.co.uk/, где будет указан номер карты, и все данные — когда она была в первый раз выпущена, какая корректура вносилась и другие тактико-технические данные.
Карта не является "обезличенной", то есть на ней также будет указана информация о компании "Е-Дата", как о предприятии, выпустившем ее.
Александр Николаевич: Обратите внимание, если посмотреть на свету эту бумагу, то там появляются водяные знаки, как на купюрах. Бумага матовая, хлопковая, плотная. Она не белая, а с оттенком. Она водонепроницаемая — если морская вода попадет на карту, то краска на изображении не расплывется, и карта не испортится.
- Какие объемы выпуска? Допустим, за неделю, за месяц?
Александр Николаевич: Это очень непредсказуемо. Все зависит от интенсивности судоходства. Иногда заказы такие, что у нас плоттер работает без перерыва. В мае прошлого года было свыше 500 карт напечатано, нам даже бумагу не успевали присылать, настолько все это быстро было.
Мирослав: Скажем, это не тысячи, но сотни карт в неделю или в месяц.
Александр Николаевич: Замечу, что текущая пандемия нам не помешала. Мы и в апреле, и в мае этого года напечатали по 250 карт в месяц. Потому что судоходство никто не отменял в отличие от авиасообщения.
- А как вообще происходит заказ? До выхода в рейс обычно заказывают, или бывают ситуации, когда прямо с борта?
Александр Николаевич: Обычно судовладелец, зная, куда идет его судно, перед заходом присылает нам по электронной почте запрос. Мы отправляем ему ответ и ждем подтверждение. Он подтверждает, что на данное судно нужны определенные карты, допустим, от Петербурга до Бразилии, Эквадора, и, соответственно, нам присылают список карт, которые отсутствуют на борту. Мы печатаем, передаем их агенту, а он уже доставляет на борт.
Е-дата |
- По каким регионам работаете?
Александр Николаевич: Вот прямо сейчас десять карт печатаются – это для Архангельска. Сейчас они напечатаются, и мы в 14:00 сегодня уже их отправим, и завтра они будут в Архангельске. В Мурманске активно заказывают у нас. Главный регион, конечно, Северо-Запад. Не только Санкт-Петербург, но и Усть-Луга, там же огромный порт, Высоцк, Приморск, Выборг. Кроме того, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Туапсе, Самара, где суда типа "река-море", и они пользуются Английской коллекцией. Кроме того, наверное, уже в течение года работаем с Владивостоком. Туда, правда, доставлять дорого и долго, по сравнению с европейской частью России. Тем не менее, если агент, который находится во Владивостоке или в Находке, сообщает о списке необходимых карт заранее, то мы успеваем их поставлять.
Мирослав: У заказчиков просто вариантов не так много, потому что у системы печати по требованию в России только два поставщика. Поэтому либо они на Дальнем Востоке могут заказывать, может, где-то в Японии, и импортировать эти карты, либо они заказывают их у нас.
Александр Николаевич: У нас проще, потому что доставка без таможенного оформления. А таможенное оформление из Японии – это не так просто. Поэтому проще у нас заказать с доставкой во Владивосток.
- Вы сказали, что можно поставлять карты в другие страны?
Александр Николаевич: Да, действительно, есть партнеры, которые активно приобретают у нас карты и пособия. И у них судно стоит, допустим, в Италии, и дальше уходит в Латинскую Америку. И нужны карты. Судовладелец обращается к нам, чтобы мы снабдили картами судно, которое находится в Италии. А если мы напечатаем карты здесь, то нужно будет проходить таможенное оформление. Мы же наладили взаимодействие с другими дистрибьюторами Британского Адмиралтейства. Например, мы можем отправить этот запрос в Грецию, где нужные карты напечатают. Поскольку это Евросоюз, никакого таможенного оформления не нужно, и моментально, в тот же день, эти карты будут в Италии.
Мирослав: Точно так же наши партнеры время от времени к нам обращаются с просьбой поставить карты на их суда, где-нибудь на Северо-Западе или еще в какой-нибудь порт России. Соответственно, мы для них печатаем карты, поставляем на суда, у нас уже своя цепочка взаиморасчетов.
Александр Николаевич: Да, вот такое взаимодействие налаживается. Буквально недавно, на прошлой неделе, был запрос из Сингапура. Там тоже дистрибьютор карт и пособий Британского Адмиралтейства находится, а судно здесь. И к ним обратился судовладелец. Они могут сами поставить, но проще сделать это из Петербурга. И из Сингапура наши партнеры напрямую переслали этот запрос, а мы обеспечиваем это судно здесь пособиями и картами. Такое взаимодействие, цифровизация, как сейчас принято говорить, действует очень оперативно, и это очень помогает в работе.