Все о российских госпитальных судах

2 46554 4 мин
Коронавирус - главная новость последней недели. Эта зараза потеснила собой дешевую нефть, высокий курс доллара и многие другие вызовы. Проблема с этим вирусом дошла до того, что военно-морские силы разных государств начали готовить свои госпитальные суда и врачей на случай, если больницы будут заняты. Готовы ли российские плавучие госпитали к этому? Сегодня вы узнаете об этом.

Буквально в конце прошлой недели стало известно, что ВМС США отправят на подмогу гражданским больницам два госпитальных судна "Mercy" и "Comfort". Первое пойдет в Лос-Анджелес, а второе - в Нью-Йорк. Оба судна можно смело назвать самыми настоящими плавучими больницами, притом самого высокого уровня - все-таки неспроста в американскую армию идет все самое лучшее. Внутри каждого находится по 12 полностью оборудованных операционных, по 1000 больничных коек, медицинские лаборатории, а также аптеки. Есть площадки для вертолетов, которые позволяют транспортировать пациентов. Все готово к приему пациентов.
 

Возникает вопрос, а имеются ли в наличие подобные суда у России? Имеются. Конечно, не такие гиганты, но все-таки есть. Сегодня во всех подробностях вы узнаете о каждом из них. 

В настоящий момент в составе Военно-морского флота Российской Федерации находятся три госпитальных судна, которые были построены по проекту 320 ("Обь") конструкторского бюро "Prorem" в Польше на верфи имени Адольфа Варского: "Енисей" (1981) базируется в Севастополе (ЧФ), "Свирь" (1989) базируется в Североморске (СФ) и "Иртыш" (1990) базируется во Владивостоке (ТОФ). Четвертое - головное судно "Обь", построенное в 1980 году для Тихоокеанского флота, было утилизировано в 2007 году. Было и пятое, но его так и не достроили. 
 

Головное госпитальное судно проекта 320 "Обь" / "Википедия"

  


О проекте 320 ("Обь"):

  • Дальность плавания: 10000 миль (при 16 узлах), 8000 миль (при 19 узлах)
  • Автономность: 40 суток
  • Экипаж: 124 чел.
  • Медицинский персонал: 83 чел.
  • Водоизмещение стандартное: 9430 т
  • Водоизмещение полное: 11623 / 11875 т
  • Длина: 152,30 м
  • Ширина: 19,40 м
  • Высота борта: 11,60 м
  • Осадка: 6,38 / 6,50 м

В качестве главных двигателей установлены дизели "12ZV 40/48" (завод "Zgoda", Swietochlowice, Poland) мощностью ГД: 2 х 5700 кВт (2 х 7800 л.с.) 



Если говорить в целом про российские госпитальные суда, про их состояние и возможности, то, наверное, следует сказать - все печально. Но это не касается судна "Иртыш", которое все-таки выходит в море и недавно прошло модернизацию. Остальные, "Енисей" и "Свирь", стоят уже много лет без движения, хотя слухи об их модернизации ходят давно. Используются они в основном как поликлиники и даже гостиницы для тех, кто прибыл в командировку. 

Если же говорить про предназначение, то их главная работа - медицинское обеспечение оперативных эскадр, действующих на значительном удалении от основных пунктов базирования, и сил флота на островах и в малооборудованных районах дислокации. 

Госпиталь способен принять раненых и больных, как с берега, так и в море. Для этого с каждого борта предусмотрены два трапа, электрический кран для подъема сразу шести пострадавших на платформе, медицинский катер и вертолет Медицинская часть сосредоточена непосредственно в средней части корабля для снижения качки от волнений моря. Там расположены хирургическое, реанимационное, терапевтическое, инфекционное, дерматологическое и приемное отделение, отделение интенсивной терапии, палаты для больных, рентгенкабинет, диагностический центр, аптека и медицинский склад. Коечная емкость: для больных - 100 коек, для отдыхающих - 200 коек, в эвакуационном варианте - 450 мест.

Из известных эпизодов службы судов этого типа можно упомянуть несколько. "Енисей" использовался во время грузино-абхазской войны 1992 года, вывезя за месяц 7 тысяч беженцев. "Свирь" использовалась для осуществления медицинского обеспечение в море экспедиции особого назначения по подъему АПЛ "Курск" в 2001 году.

"Иртыш" (1990)
 
Как уже было сказано выше, из всех судов этого проекта только одно в последнее время было замечено на своем ходу - "Иртыш". Он не только самый молодой представитель проекта, но и самый обновленный. В 2016 году на нем была закончена модернизация, в ходе которой на госпитальном судне было проведено обновление не только всех механизмов и систем, но и медицинского оборудования. После этого судно совершило дальний поход, приняв участие в международных учениях АСЕАН у берегов Таиланда. В их ходе отрабатывались действия по оказанию помощи во время природных катастроф. На "Иртыше" были развернуты палаты для приема тяжелораненых, бригада флотских медиков отрабатывала приемы оказания помощи и проведения операций в морских условиях.
 

Госпитальное судно "Иртыш" / Министерство обороны РФ


Если же говорить о текущем состоянии, то прямо сегодня, 26 марта, дальневосточным журналистам будет продемонстрирован установленный в начале 2020 года новейший телемедицинский комплекс для проведения онлайн-консультаций при оперативных вмешательствах и диагностики. 
 

Операция на борту госпитального судна "Иртыш" / Министерство обороны РФ


Комплекс посредством космической связи в режиме телемоста дает возможность связываться с Военно-медицинской академией в Санкт-Петербурге и с главным госпиталем ТОФ, что позволяет оперативно получать любые необходимые рекомендации от специалистов хирургического и терапевтического профилей.
 

Госпитальное судно "Иртыш" / Министерство обороны РФ


Система позволяет в режиме онлайн делать и отправлять специалистам рентгеновские снимки пациентов, проводить клинические и биохимические анализы, ультразвуковую диагностику.

"Свирь" (1989)

Новостей о передвижениях госпитального судна "Свирь" не поступало уже более 15 лет, как и о том, когда начнется обещанная модернизация. Единственная информация, в которой есть хоть какие-то данные о движении судна, это то, что в 2001 году оно выходило к месту подъема АПРК "Курск". 
 

Госпитальное судно проекта 320 "Свирь" / Корабел.ру


"Енисей" (1981)

У "Енисея" проблема та же самая. Судно стоит долгие годы без движения и используется как поликлиника и гостиница. На нем проходят медицинские осмотры. А со слов жителей прилегающих домов, на судне часто видны люди "в погонах" в зеленых офисных костюмах МО, что говорит о проживании там откомандированного в Севастополь военного командования.
 

Госпитальное судно "Енисей" / Артем Балабин


Со слов губернатора Севастополя Михаила Развожаева началась подготовка "Енисея" как резервной больницы для граждан. Разумеется, судно планируют использовать стационарно, как филиал военного госпиталя 1472 Черноморского флота. Но пока это только слова.

Что мы имеем в итоге? Всего один плавучий госпиталь, который реально может чем-то помочь. "Иртыш" обладает современным оборудованием, а военные врачи, как показывает практика, одни из лучших. Два других судна - не готовы.
 




Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
26.03.2020, 13:29
Если встанет вопрос о строительстве новых ГС, их рационально делать двухкорпусными и с малой площадью ватерлинии. Это обеспечит и увеличение площадей палуб на тонну водоизмещения, т.е. вместимость, и существенное повышение мореходности.
-0+
#Пугачёв Емельян
15.06.2020, 08:42
Госпитальные суда нужны для обеспечения действий эскадр в море. А их нет, с боевыми кораблями дальней океанской зоны у нас ещё всё более печально их попросту остались единицы.  Поэтому ГС лишились своего главного предназначения и поэтому ни кому не нужны. Далее всё только хуже.
Свежие новости
Завершаем юбилейную навигацию лайнера "Мустай Карим" вместе с Викторией Корабеловной!
14:57 , 24 Ноября 2024 / судоходство
рекламаПодписка 2025