Наступил 2020 год, а корабли Северного флота продолжают покорять дальние моря и океаны. Один из них - ракетный крейсер "Маршал Устинов", который вот уже более чем полугода находится вдали от родных берегов. Летом прошлого года корабль был флагманом Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге, с его борта осуществлялось руководство учением кораблей ВМФ России "Океанский щит".
Североморцы действовали в Средиземном море, где провели ряд учений, посетили Алжир, Египет, Турцию, Грецию и Кипр. В Атлантическом океане российские моряки совершили деловые заходы в порты Прая Республики Кабо-Верде и Малабо Экваториальной Гвинеи. В южной части Атлантического океана в районе мыса Доброй Надежды североморцы впервые провели международное учение с фрегатом военно-морских сил народной освободительной армии Китая "Вэйфан" и фрегатом ВМС ЮАР "Аматола".
9 января во время совместных учений Черноморского и Северных флотов с борта крейсера "Маршал Устинов" за маневрами наблюдал Владимир Путин. После их окончания президент пообщался в кают-компании с экипажем ракетного крейсера и в книге почетных посетителей корабля написал: "Поздравляю с Новым 2020 годом, с проведенными учениями. Желаю удачи. Благодарю за службу!".
Что же представляет из себя этот крейсер? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубиться в историю создания кораблей этого проекта.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В конце 60-х годов XX века в руководстве советского военно-морского флота произошла переоценка ценностей в области кораблестроения. Был сделан вывод, что Советскому Союзу необходим сбалансированный флот, включающий, помимо стратегической ракетно-ядерной и противолодочной составляющих, мощные оперативно-тактические объединения, в составе которых должны быть корабельные ударные группы, подводные лодки и морская авиация. Для таких групп требовались ракетные крейсера, созданные на основе технических решений больших противолодочных кораблей. Эту задачу поручили выполнять Северному проектно-конструкторскому бюро.
В начале 1970-х годов коллектив СПКБ разработал первые проектные предложения по новому ударному кораблю. По предложению главкома ВМФ Сергея Горшкова, по бортам будущего корабля были расположены 12 пусковых установок для противокорабельных ракет, по 6 с каждого борта. Спустя небольшой промежуток времени, комиссией СМ СССР по военно-промышленным вопросом было выпущено решение, согласно которому СПКБ должен был начать разработку ТТЗ на новый корабль - ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант".
Эскизный проект был выполнен за несколько месяцев. За основу был взят проект большого противолодочного корабля проекта 1134Б. Разница была только в размерах, но, естественно, был произведен пересчет увелившихся размеров корпуса корабля.
ПОСТРОЙКА
4 октября 1976 года на Николаевском заводе имени 61 коммунара состоялась закладка первого корабля, получившего имя "Слава".
Корабль строился больше шести лет, его спуск состоялся в июле 1979, а подписание приемного акта - 28 декаборя 1982 года. Второй корабль при закладке получил имя "Адмирал флота Лобов". Третий корабль получил имя "Комсомолец", взамен выведенного из состава флота артиллерийского крейсера проекта 68К. Однако вскоре все наименования поменялись. После смерти министра обороны Устинова в декабре 1983 года "Лобов" стал "Маршалом Устиновым", "Комсомолец" - "Червоной Украиной", а имя "Адмирал флота Лобов" передали четвертому крейсеру, заложенному в 1986 году. Позднее, после распада СССР, "Слава" стала "Москвой", а "Червона Украина" стала "Варягом".
Основное вооружение корабля - это 16 пусковых установок комплекса "Вулкан", два пятитрубных торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, артустановка АК-130, шесть ЗАК - АК-630, две установки ЗРК "Оса-МА", восемь ЗРК С-300 "Форт" и вертолет Ка-25РЦ.
Экипаж корабля проекта 1164 состоит из 66 офицеров, 64 мичманов, а также 355 матросов и старшин. Особенность этого проекта в высоких условиях обитаемости, в отличие от других кораблей ВМФ СССР (проект 1144 не в счет). Жилой блок имеет прекрасную отделку, кают компании обшиты деревянными панелями с инкрустацией, картинами и ковровыми покрытиями. Позднее, во время модернизации на "Звездочке", на ракетном крейсере "Маршал Устинов" условия обитаемости стали еще выше.
Следует упомянуть и то, что на кораблях есть плавательный бассейн с водопадом морской воды, а также вместительная сауна.
Все три первых корабля в данный момент находятся в составе ВМФ РФ: "Москва" в составе Черноморского флота, "Варяг" в составе Тихоокеанского флота, "Маршал Устинов" в составе Северного флота. Четвертому кораблю не повезло. После распада СССР он достался Украине, где так до сих пор и стоит у причала, медленно умирая.
Секции пятого корабля, заложенного по откорректированному проекту 11641 под именем "Россия", были утилизированы.
СЕГОДНЯ
В настоящее время Россия обладает тремя кораблями этого проекта: "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". О последнем мы уже рассказали в самом начале, поэтому перейдем к остальным.
Начнем с "Варяга". После передачи флоту в 1990 году корабль совершил межфлотский переход из Николаева во Владивосток. Спустя шесть лет он был обрел свое настоящее имя и в том же 1996 году стал флагманом Тихоокеанского флота, вместо тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Лазарев", который уже тогда находился в ожидании ремонта.
За последние два года корабль совершил несколько походов, один из которых был дальний. Крейсер посетил девять государств и совершил заходы в Хакодате (Япония), Чеджу (Республика Корея), Циндао (Китай), Танджунгприок (Индонезия), Муара (Бруней), Чанги (Сингапур), Вишакхапатнам (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и Манила (Филиппины)
Теперь про головной корабль проекта 1164 - крейсер "Москва". Так как его ввели в состав флота раньше всех - в 1982 году, то к моменту распада СССР ему требовался капитальный ремонт и модернизация, поэтому он находился на заводе в Николаеве. После развала появился вопрос - что делать со "Славой". Средств на модернизацию не было, а перед заводом образовался огромный долг. И в тот момент командование Черноморского флота решилось на на экстраординарный шаг - обратилось к правительству Москвы с просьбой взять шефство над кораблем.
В 1996 году корабль переименовали в "Москву", а в 1999 году корабль наконец вновь вступил в строй.
В настоящее время корабль находится в ремонте на 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота в Севастополе. Летом 2019 корабль впервые за три года вышел в море, но после возвращения вновь был поставлен к причалу, для завершения ремонта главной энергоустановки и полного восстановления походной готовности.
Чтоже касается "Украины", то тут все до банального смешно. Корабль до сих пор находится на балансе Николаевского судостроительного завода, у которого большая часть рабочих практически каждый месяц устраивает митинги с требованием оплатить долги по заработной плате. Руководство завода мечтает избавится от этого корабля, на который каждый месяц приходится тратить большую сумму денег - на поддержание механизмов и непотопляемости корабля. Если говорить простыми словами - электричество и отопление, которое идет на корабль, обходится в круглую сумму.
Недавно корабль посетил президент Украины Владимир Зеленский. От вида корабля он произнес слово.."Жалко".. Но как видим, каких-либо изменений так и не произошло и скорей всего не произойдет. В желаниях руководства Украины - продать корабль Китаю. Но нашему партнеру он давно не нужен, страна уже строит свои ракетные корабли. Единственный выход утилизация, но и здесь всё сложно - "Как это возможно, уничтожить "Украину".
В альтернативной вселенной существует один выход - продать за адекватную цену России и нам этот корабль действительно нужен, но такое может произойти только в другом измерении. Если же рассуждать, то нам этот крейсер пригодился бы в роли ЗИП для остальных представителей проекта "Атлант".
Похожие материалы:
На борту ракетного крейсера Северного флота "Маршал Устинов"
Киев опечален - "Москва" вышла в Чёрное море
Крейсер "Украина": попытка номер пять
"Маршал Устинов" вышел на ходовые испытания (фоторепортаж)
Кому нужна "Украина"?