Все о первом в России краболове "Русь"

0 6916 6 мин
Ходовые испытания первого отечественного краболовного судна "Русь" проекта 03070 успешно завершились. А это значит, что совсем скоро за этим событием последует передача краболова заказчику. Поэтому сейчас самое время посмотреть на судно поближе, в деталях, и понять, какой "боец" пополнит ряды флота дальневосточных рыбаков.

О "Руси"

Краболов "Русь" – это головное судно проекта 03070, которое построено корабелами завода "Пелла" и специализирующееся исключительно на добыче краба. И это действительно первый отечественный краболов, построенный на судостроительных заводах России, потому что этого знаменательного события отечественные рыбаки покупали подобный флот у японцев.
 

Краболов "Русь" проекта 03070 / Корабел.ру


Церемония закладки "Руси" состоялась в марте 2018 года. Заказчиком строительства выступила компания "Антей" с Дальнего Востока. Спустили на воду в конце декабря 2018 года, а в мае 2020 краболов вернулся с успешно пройденных ходовых испытаний в Финском заливе.

Краболов "Русь" является одним из первых представителей программы "квоты под киль", а после передачи станет первым в России судном, которое было построено в рамках крабовых инвестиционных квот.
 

Краболов "Русь" проекта 03070 / Корабел.ру


Основные характеристики краболова "Русь" проекта 03070:

  • Длина габаритная, м - 50,45;
  • Ширина габаритная, м - 12,53;
  • Дедвейт, т - 811;
  • Полное водоизмещение, т - 1931;
  • Осадка габаритная при полном водоизмещении, м - 6,72;
  • Суммарная вместимость RSW-танков, куб.м - 461;
  • Вместимость кладовой наживки, куб.м - 30,5;
  • Главный двигатель, кВт - около 1200;
  • Скорость, уз - около 12;
  • Автономность, суток - не менее 5 суток;
  • Дальность плавания, миль - не менее 6000;
  • Экипаж, чел - 30;
  • Класс РС - KM Ice2 AUT3 (REF) Fishing Vessel.

Краболов может работать в умеренных, северных и южных широтах Тихого океана с прилегающими к нему морями, с учетом круглогодичной эксплуатация в незамерзающих морях и мелкобитом льду в неарктических морях, соответствующем ледовому классу Iсe2.

Оборудование промысла

"Русь" - это краболов-живовоз полного цикла. Для этого, у судна на борту есть все необходимое - конусные ловушки японского типа, кошара и хребтина. Однако обо всем по порядку.

Все операции по постановке ловушек осуществляются в кормовой части судна. Там расположена кошара – узкий огороженный участок для хранения хребтины – троса, на который навешиваются ловушки. Этот трос протягивается к месту хранения через специальную полую трубу, ее натяжение и укладка регулируется гидравлической машиной для максимальной механизации процессов.


Ловушки забрасывают за борт с кормовой площадки через лацпорт. Они соединяются с хребтиной с помощью специального кольца — клеванта — наполняются наживкой, навешиваются якоря, после чего вся конструкция выбрасывается в воду. 
 

Конусные ловушки
Кошара
 
Приемный стол


На борту "Руси" иесть измельчитель для наживки. Рыбная основа для нее хранится в замороженных брикетах в отведенной кладовой площадью 30 кубометров и емкостью около 20 тонн. В этом помещении поддерживается постоянная температура -18 С. Такие брикеты отправляются сначала в измельчитель, а после навешиваются на ловушку в отведенный отсек. 

Процесс промысла на краболове проекта 03070 автоматизирован, и все перемещения конусных ловушек из места выборки в корму обеспечивает так называемая канатная дорога. Происходит это следующим образом: ловушка навешивается на канат одним членом экипажа, который нажимает кнопку и запускает процесс транспортировки из носовой части в кормовую. В носовой части ловушки принимает траловая команда и уже отправляет на сортировку в корму. Ловушка поднимается в носу, вылов извлекается, ловушка переносится в корму, закладывается следующая часть наживки, и ловушка отправляется обратно в воду. За сутки ставится и снимается 10 комплектов. 

"Хранилище" крабов

Переработка улова на "Руси" не предусмотрена. Это краболов-живовоз. Поэтому для хранения крабов на судне есть девять RSW-танков общей вместимости порядка 460 кубических метров. Такое решение стало идеальным решением для перевозки отсортированного живого краба. Как это работает? Танки заполняются охлажденной подготовленной забортной водой. Выходит, что выловленный краб остается в своей естественной среде обитания, а значит качество остается неизменным. Под каждую цистерну отведена своя система циркуляции и очистки только воды и аэрации, что тоже позволяет дольше сохранять свежесть улова.
 

На борту краболова "Русь" / Корабел.ру


Чтобы краб оставался живым, вода в танках поддерживается в постоянной температуре +2 градуса. Под подготовку воды для заполнения RSW-танков на краболове отведено отдельное помещение. "Русь" может "поднимать" воду с глубины до 200 м с помощью протянутого вниз через корпус сплошного гибкого трубопровода с эжектором на конце, через который краболов запасается водой, соответствующей привычной среде обитания крабов по температуре и химсоставу. Таким образом происходит первичная заправка цистерны. А потом, когда возможности принять воду с глубины не будет, подготовленная вода проходит циркуляцию через систему фильтров и бактерицидную установку, что делает максимально приближенной к натуральным условия обитания крабов.
 

RSW-танки 
RSW-танки 


Для поддержания условий хранения краба в RSW-танках отведено специальное оборудование, которое размещено во внутреннем помещении. Холодильные установки представлены тремя чиллерами FrioNordica производительностью по 440 кВт. 

Палубное оборудование

Палуба краболова проекта 03070 оснащена брашпилем марки DMT и подъемным оборудованием фирмы Palfinger. Все "Русь" имеет два палубных электрогидравлических крана с шарнирносочлененной стрелой. Один кран модели PKM350 грузоподъемностью 3,6 т на 12 м - находится в носу, другой кран марки PKM150 грузоподъемностью до 2.1 т на 8 м - расположен в кормовой части. Вместе с этим компания Palfinger поставила поворотную кран-балку в комплекте с дежурной шлюпкой - Palfinger SCM10-3.5R.
 

Брашпиль
Кран в носовой части краболова
Кран в кормовой части краболова
Кран в носовой части краболова


Вот, что о нем говорят представители компании "Палфингер Марин Рус":


"Основные отличительные характеристики - простая конструкция, позволяющая проводить минимальное обслуживание в процессе эксплуатации; очень маленький вес и габариты при большом вылете стрелы и грузоподъемности, что позволяет разместить оборудование на маленьком судне и при этом исполнять все необходимые задачи. Комплектующие изделия представлены топовыми поставщиками (Parker, Danfoss, Brewini и пр.), позволяющие гарантировать длительную и надежную эксплуатацию. Катафорезное покрытие металлоконструкций крана исключает образование коррозии в течение всего срока службы. Краны разработаны с учетом эксплуатации в условиях северных широт, момент обледенения сведен к минимуму. Конструкция позволяет поддерживать работоспособность в условиях экстремальных кренов/дифферентов до 15/5 градусов".


Энергетический комплекс

"Русь" оборудована главным двигателем компании Wartsila марки 6L20 мощностью 1200 кВт при 1000 об./мин. Именно ГД вместе с гребным винтом регулируемого шага отвечают за пропульсию краболова.
 

Машинное отделение краболова "Русь" / Корабел.ру

В качестве вспомогательной энергетической установки на судне установлены два вспомогательных дизель-генератора (ВДГ) фирмы Caterpillar типа С18 электрической мощностью около 565 кВт при 1800 об./мин. Еще на краболове есть один аварийный дизель-генератор, тоже производства компании Caterpillar, марки С7 электрической мощностью около 120 экВт при 1800 об/мин. 

 

Главный двигатель
ВРШ
Вспомогательный дизель-генератор
Аварийный дизель-генератор
Капитанский мостик
Рулевое устройство


Чтобы краболов был более маневренным, в носу судна установлено подруливающее устройство типа Pump Jet производства компании Schottel, которое позволяет "Руси" достигать скорости в 3 узла с выключенным главным двигателем.

Подобный азимутальный движитель редко используется в отечественном судостроении. Но "Антей" решил следующим образом: "Рассматривая альтернативы, приводился механизм рулевой машины. Но для ее правильной работы была бы необходима скорость выше трех узлов, так как система при такой конструкции может работать только за счет потока жидкости. При маленьких скоростях, понятно, этого потока не будет. А поскольку основное назначение судна — это ярусный вылов, то функционирование должно осуществляться и в условиях низких скоростей. Были рассмотрены варианты установки и других типов подруливающих, которые могли бы работать на дрейфе. Но промысел в условиях встречных ветров и сильных волн подстегивается необходимостью взаимодействия на уровне с определенным ярусом. И только устройство "Pump Jet" ввиду своего принципа действия смогло удовлетворить требования". 

Бытовые помещения

Экипаж "Руси" предполагает комфортное размещение 30 человек. Для их эффективной и удобной работы на судне проекта 03070 есть все необходимое - санитарная каюта, помещения для спецодежды и прачечная.
 

На борту краболова "Русь" / Корабел.ру

Еще у моряков в распоряжении на краболове есть кают-компания, столовая, способная вмещать одновременно 25 человек, и оборудованный необходимым современным оборудованием камбуз.
 

Столовая
Камбуз
Камбуз
На борту краболова



Жилые помещения

Для проживания капитана и старшего механика на краболове отведены каюты повышенной комфортности с определенной мебелью для того, чтобы проводить рабочие совещания.

Остальной экипаж размещается в двухместных каютах, в которых есть отдельные санузлы с душем. Всего на "Руси" двенадцать двухместных кают стандартной компоновки.
 

Жилые помещения краболова "Русь" / Корабел.ру


Вместе с этим, на краболове предусмотрены две гостевые каюты повышенной комфортности.
 

Каюты
Двухместные каюты
Каюты
Санузел


Передача "Руси" компании "Антей" не за горами. Совсем скоро судно выйдет на свой первый промысел, осталось только этого дождаться! Поэтому мы остаемся на связи и продолжим следить за жизнью первого российского краболова с таким гордым именем "Русь".

[Больше фотографий в Галерее снизу]

ТТХ проекта 03070
Дедвейт (т)585
Водоизмещение (т)1835
Длина габаритная (м)50,45
Ширина габаритная (м)12
Осадка судна (м)6,72
Скорость (уз)12
"Проектно-конструкторское бюро "Петробалт", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 644-56-86, +7( 812) 644-56-88
"Палфингер Марин Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 386-34-19, +7 (911) 152-5355
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"Антей", ООО Южно-Сахалинск
+7 (4242) 74-17-53




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости