Несколько лет назад в России было упразднено лицензирование сюрвейерской деятельности. Вопрос качества работы морских сюрвейеров, их профессиональной подготовки и компетентности оказался открытым. Недостаток квалификации сюрвейера может стать причиной возникновения убытка у судовладельцев, грузополучателей и других заинтересованных сторон – на основании сюрвейерских расчетов оформляются документы для банков, таможни.
О ситуации с профессиональным образованием сюрвейеров и путях решения проблемы нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ООО "Калибра", президент НКО "Содружество морских сюрвейеров", к.т.н. Анатолий Никанов.
Ранее Минтрансом РФ выдавались лицензии. Предъявлялись два требования, исходя из сложившейся в мире практики: наличие базового образования и длительного опыта работы.
После отмены лицензирования появилось множество компаний, персонал которых не имеет необходимой квалификации. Как следствие, уровень качества работы сюрвейеров снизился.
Наши специалисты, профессиональные дипломированные сюрвейеры, прошедшие обучение за границей и разрабатывающие для флота документы и бортовые программы WeighShip®, в течение нескольких лет наблюдали за этой ситуацией непосредственно на флоте. Нам поступали вопросы со стороны экипажей судов, обеспокоенных недостаточной квалификацией сюрвейеров - иногда экипажам приходилось буквально "ловить за шиворот" сюрвейера, чтобы тот не проник в ограниченное пространство, куда доступ опасен для жизни.
Стало понятно, что причина в отсутствии базовой сюрвейерской подготовки, ведь в России её никогда не было. В мире принято, что для того чтобы именовать себя сюрвейером, необходимо наличие профессионального сюрвейерского образования, и личное членство в любой из сюрвейерских организаций.
В 2014 году в России было создано НКО UMS ("Содружество морских сюрвейеров"), которое своей главной целью поставило содействие развитию сюрвейерского образования. Структурно UMS не отличается от множества подобных организаций, имеющихся практически во всех морских державах. Если говорить о традиционно сложных работах (расчёт веса по осадке; расчёт количества груза на танкере), то для их выполнения специалист должен пройти подготовку в течение нескольких лет. В добротных сюрвейерских компаниях существуют свои внутренние процедуры по подготовке: сюрвейер-стажер должен выполнить 50 работ под руководством опытного сюрвейера-инструктора. При этом стажёр - это уже сложившийся профессионал, ранее капитан или помощник капитана. Такова мировая практика, но наша действительность далека от этой нормы.
В руководстве UMS есть люди с известными именами: профессора, академики, сотрудники ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, Регистра, доктора и кандидаты наук. Часть наших участников – это действующие капитаны и плавсостав, ведь основным критерием для участия в UMS является наличие соответствующего образования и опыта работ. Кроме образования, UMS ставит своей задачей продвижение российских сюрвейерских технологий, таких как уже упоминавшийся WeighShip®, с помощью которого успешно решена проблема недостач при перевозках навалочных грузов, традиционный источник коммерческих претензий, арбитражей.
UMS публикует на своём сайте реестр квалифицированных сюрвейеров с указанием контактных данных. Потребители могут найти в нужном им порту местного члена UMS, и оперативно выйти с ним на прямую связь.
В конце 2014 года было заключено соглашение о партнерстве в сфере образования с ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. Обучение сюрвейеров производится на базе университета, участвуют преподаватели ГУМРФ и эксперты от UMS (сюрвейеры-практики с опытом работы порядка 20 лет). Экзамен принимается совместно представителями ГУМРФ и UMS. Выдаётся свидетельство или диплом государственного образца. Повышенным интересом пользуются семинары максимальной сложности: драфт-сюрвей на судах класса "река-море"; расчет количества наливных грузов на танкере; расчет ROB/OBQ; калибровка судовых танков.